Особенности тактики водных походов на плотах

 

   Походная тактика – это последовательность действий ту­ристской группы при прохождении маршрута с правильным распределением и минимальной затратой сил и времени, макси­мальным использованием современного опыта, технических средств и соблюдением безопасности.

  Разработка маршрута есть не что иное, как составление тактического плана путешествия. Его составляют исходя из со­отношения сложности выбранной для сплава реки с опытом участников, уровнем их физической и технической подготовки, имеющимся снаряжением и данными о маршруте. Необходимо учитывать также климатические особенности и расположение растительных зон в районе похода.

   В зависимости от категории сложности сплава тактические вопросы решают еще при подготовке похода. Чем лучше подго­товлена группа, тем меньше корректив вносят в запланиро­ванные действия, хотя уточнения тактических действий, опре­деляемые конкретными условиями и обстоя-тельствами, неизбеж­ны на каждом маршруте.

   Тактический план похода предусматривает вид путешествия, его протяженность и продолжительность, количество судов, гра­фик движения, способы передвижения на маршруте, распреде­ление по маршруту технически сложных участков, расписание страховочных действий, запасные и аварийные варианты мар­шрута, вес груза и его изменение во время похода, планирование эмоциональных нагрузок, количество дневок и резервных дней.

   В настоящее время существуют три разновидности водных маршрутов. Первая – водные походы, в которых пеший подход к реке не превышает 5–20 км и не представляет технической сложности. Вторая – комбинированные или пеше-водные, в которых пеший переход имеет протяженность более 20 км и определенную техническую трудность, т. е. является составной частью маршрута, а иногда влияет и на категорийность всего путешествия в целом. К третьему виду сплавов относятся «пре­рывающиеся» маршруты, включающие в себя переезды или пешие переходы через водоразделы с одной реки на другую. В любом из этих видов сплава на определенной части маршрута полезно сделать радиальный выход в горы. Восхождение на вершину или один из отрогов станет не только «изюминкой» похода, но и послужит действенным фактором психологической разрядки на сложных участках сплава. Естественно, что руково­дитель заранее подбирает такой выход, который по сложности соответствует горному опыту группы.

    При разработке тактического плана определяют количество плотов, на которых группа будет сплавляться. Многие водники предпочитают идти на одном плоту всем составом. Это не проти­воречит правилам, но снижает безопасность, спортивность и впечатления туристов от сплава.

      Готовясь к походу, руководитель группы собирает необхо­димую информацию о маршруте и районе путешествия из спе­циальной литературы, туристских отчетов, ответов с мест; опра­шивает людей, знающих маршрут или район намечаемого похода.

   При составлении графика похода необходимо знать:

– возможности заброски всей группы или части груза к на­чальной точке сплава. Имея такие сведения, можно предусмот­реть гужевой, лодочный, автомобильный, воздушный виды тран­спорта. В последнем случае всегда надо иметь запасной вариант маршрута на случай нелетной погоды;

– гидрологическую характеристику реки, сведения о режиме расхода воды, уклоне, скорости течения на каждом участке, возможные колеба-ния уровня воды как от засухи, так и от дождей, таяния снегов и льдов;

– подробное техническое описание основного, запасных и ава­рийных вариантов маршрута путешествия, особенно сложных участков;

– места и точки страховки, ее возможные способы;

– карты, картосхемы и лоции. При подготовке к походу, зна­комясь с собранной информацией, следует четко уяснить харак­тер реки, сложные препятствия, требующие обязательного ос­мотра, и определяющие главные пороги. Руководитель должен взять в поход техническое описание и схемы порогов и на месте скорректировать их;

– четкие ориентиры перед каждым препятствием, особенно сложным, и возможные места причаливания перед порогами. Ориентирами служат скалы, осыпи, бомы, вершины определенной формы или окраски, открывающиеся с реки, устья крупных притоков, каменные острова, не заливаемые водой, рез­кие изменения формы долины. Надо учитывать, что иногда описания устаревают, например когда русло реки перемеща­ется по долине. Нельзя ориентироваться на отдельно стоящие деревья, на мелкие, пересыхающие в жару притоки и ручьи. Лучше не полагаться на устья даже больших притоков, если река разливается по протокам. Сплавляясь на плоту, следует непрерывно сверяться с при­вязками на реке, вносить коррективы в лоцию и вести хрономет­раж сплава, чтобы в любое время точно знать свое местонахождение. Потеряв ориентировку, следует чаще останавливаться, особенно перед преодолением сложного препятствия;

– климат района путешествия. Метеорологический прогноз на время похода можно получить, послав запрос в метеослужбу района, где будет проходить сплав;

– удобные места для стоянок;

– описание флоры и фауны для возможного использования подножного корма и принятия необходимых мер по защите от крупных хищников и кровососущих насекомых;

– расположение по маршруту и вблизи него населенных пун­ктов, троп, дорог, средств связи, предполагаемого транспорта и возможности по-полнения продуктов. Необходимо иметь в виду, что некоторые поселе-ния в силу разных причин могут быть заброшенными;

– сведения о других группах, путешествующих в этом районе, с которыми можно при необходимости скоординировать свои действия. Кроме того, приятно и полезно для группы встре­тить близких по духу людей где-нибудь в далекой глуши.

   Составляя график движения, целесообразно весь маршрут разбить на отдельные участки, которые характеризуются оди­наковым уровнем слож-ности препятствий.

   При определении способов передвижения следует шире при­менять различные тактические варианты прохождения водного маршрута: катама-ран – плот, катамаран – плот – катамаран, плот– катамаран.

   Начинать сплав в верховьях рек, где расход воды мал, мож­но на легких двух - четырехместных катамаранах. Увеличение мощи и повышение уровня воды диктуют необходимость продол­жить сплав на плотах, которые собирают из катамаранов. На заключительной части водного маршрута, если река разливается и течение замедляется, плоты вновь переоборудуют в катамара­ны. При сплаве по низкой воде, особенно в засуху, когда идти на плотах неинтересно, можно все путешествие совершить на катамаранах.

   Аналогичную тактику можно использовать для сплава на плотах с металлическим каркасом, так как унифицированные элементы металлической рамы позволяют собирать любую кон­струкцию.

   Группам, впервые собирающимся в сложный поход, целе­сообразно выбирать такие реки для сплава, где сложность и мощность препятствий нарастают постепенно, например Катунь или Ка-Хем.

   Продолжительность сплава по реке планируется исходя из данных о скорости течения или ходового времени предыдущих групп. Причем расчет следует производить по известной низшей скорости. Для нормального функционирования организма чело­века необходимо во время похода большую нагрузку ограничи­вать во времени и чередовать с отдыхом. Правильное соотноше­ние полноценного отдыха и нагрузки, как физической, так и психической, желательно соблюдать в течение всего похода.

   В первые же дни похода важно отработать походный ритм и режим дня группы. Под ходовым временем понимается время, необходимое для прохождения маршрута. Сюда входят чистое время сплава, различные остановки, время, необходимое для переоборудования средств сплава, проведения разведок, организации страховки, прохождения препятствий. В ходовое время не включают остановки на обед и ночлег, время для ремонта снаряжения. Ходовое время дневного перехода на участках сред­ней сложности, где плоты будут двигаться без разведки, не должно планироваться более 7–8 ч., а с остановками на обед – 9–10 ч. На сложных участках скорость движения может стать почти нулевой. Все основное время будет уходить на разведку, организацию страховки и прохождение порогов на плотах. На таких участках рек, где препятствия обычно кончаются, можно двигаться и по 10 ч.

   При подготовке сплава в межсезонье необходимо учитывать его характерные особенности: короткое светлое время суток, пониженную температуру, неустойчивую погоду, наличие снеж­ного покрова.

   Группа должна подниматься утром в 7–8 ч. У опытных туристов от подъема до отплытия уходит 1–1,5 ч, у начинающих – 2–3. (Поздние пробуждения и выходы приводят к гонке на маршруте.) Дежурные, приготовив с вечера все необходимое для утреннего костра и завтрака, встают раньше с таким рас­четом, чтобы через 15 минут после общего подъема подать завтрак.

  В 9 ч надо начинать сплав. Все сложные препятствия сле­дует проходить в первой половине дня, так как в этом случае всегда есть время для устранения последствий возможных аварий с меньшими затратами сил и нервов. Иногда, в зависимости от конкретных обстоятельств (суточные колебания уровня воды, направление реки и положение солнца) порог целесообразно проходить после обеда.

   Дневной переход следует заканчивать до 18 ч. Для полно­ценного отдыха все участники должны спать не меньше 7–8 ч в сутки. Недосыпание приводит к утомлению и нервным срывам участников.

   Наиболее важно выдерживать режим при пеших переходах, особенно в первые дни, когда приходится нести груз в 35–50 кг, а участники еще не вжились в походный быт. Протяженность пеших переходов планируют, учитывая графики движения пре­дыдущих групп, в пределах 15–20 км в день в зависимости от рельефа и погоды.

   Выходной вес рюкзака определяется видом маршру­та. Если транспорт доставляет водников прямо к реке, можно позволить себе комфортное снаряжение и дополнительное питание. В противном случае вес рюкзаков на выходе не должен превышать у мужчин 35–40, у женщин – 20–25 кг. Такого веса можно добиться, уменьшив вес общественного снаряжения за счет применения современных материалов для изготовления палаток, воздушных емкостей, страховочных при­способлений и за счет употребления сублимированных продуктов.

   Самый трудный день на пешем участке – второй или третий. Поэтому вслед за ним планируют отдых или подход с меньшей нагрузкой или продолжительностью.

   Ввиду того, что погода в горах после обеда обычно ухуд­шается, перевалы проходят в первой половине дня. Причем за день необходимо делать сквозное прохождение от пологой части одной долины до пологой части другой.

    На пеших переходах впереди идет руководитель или один из опытных участников. Он выбирает путь и задает посильный, по наиболее слабому участнику, темп. Вторым распорядителем движения является замыкающий. Он не допускает отставания, помогает уставшим и при необходимости дает команду на оста­новку. Следует помнить два правила пеших туристов: первое – вся группа идет в зоне видимости руководителя, и второе – лучше идти по плохой тропе, чем по хорошему лесу.

   Если подходы и начало сплава осуществляются в высоко­горье, важное значение для планирования начальной части маршрута имеет акклиматизация. Для высокогорья характерно то, что даже в условиях покоя в организме здорового человека происходят изменения, вызванные кислородной недостаточностью. При дыхании разреженным воздухом наступает особое состоя­ние организма – горная болезнь. Высота и связанное с ней кислородное голодание оказывают свое воздействие по разному. Одни ощущают признаки горной болезни уже на высотах 2100–2400 м, другие бывают устойчивы к ним до 4200–4500 м.

   В основе акклиматизации, служащей для нейтрализации вредного влияния высоты на человеческий организм, лежит набор высоты по ступе-ням с одновременной посильной физи­ческой нагрузкой. После преодоления каждого такого этапа следует некоторая «высотная выдержка», или спуск на меньшую высоту.

  Горные туристы проводят период активной акклиматизации начиная с высоты 2900 м и набирают высоту активным способом передвижения с грузом в первые 4–5 дней не более 400–600 м между ночлегами.

  Подготавливая маршрут, обязательно предусматривают ре­зервные дни. В походах I–III к. с. планируют 1–2 дня, в походах высших категорий – от 2 до 4 дней. Эти дни могут понадобить­ся из-за осложнения маршрута ввиду ухудшения погодных усло­вий, болезни участника, для устранения последствий аварии. Отсутствие резервных дней вызывает спешку, которая зачастую приводит к авариям и срыву похода. При первопрохождении маршрута или наличии слабого технического описания следует планировать время на дополнительную разведку. Через каждые 4–5 дней, особенно после преодоления определяющих участков сплава, полезно планировать день отдыха. Причем дневка должна быть активной и снимать нервное напряжение, возникшее за предыдущие дни. Многие группы плотовиков в качестве эффек­тивного расслабляющего средства во время дневки используют походную баню или радиальные выходы в горы.

   Тактика движения плотовой группы на сплаве состоит в том, что:

– сплав осуществляется в светлое время дня;

– впереди группы идет страховочный катамаран или плот во главе с руководителем группы или опытным лоцманом;

– на простых участках реки осуществляется движение с ходу;

– перед преодолением сложных участков ведется их разведка;

– перед прохождением ключевых участков маршрута, требую­щих большой подготовительной работы, организуют базовые лагеря для разведки, страховки и обноса груза.

   Одно из правил водников: идти на плоту можно только в светлое время дня и останавливаться на ночлег не позднее чем за час-полтора до наступления сумерек. Следует учитывать, что сумерки в горах короткие и вслед за ними резко темнеет. Ноч­ное плавание, когда плот идет вслепую, может привести к ава­рии. Если в составе плотовой группы имеется катамаран, то при движении по несложному участку реки он, как наиболее быстроходное и маневренное судно, идет впереди и выбирает линию движения для плотов. При отсутствии катамарана на переднем плоту должен находиться руководитель группы. Экипажпервогоплота почти всегда сильнее, способен быстро зачаливать плот и проходить препятствия средней сложности без разведки на само­страховке. Первый плот страхует идущий за ним второй. Между плотами с начала сплава руководитель устанавливает интервал движения – не менее 50 м, иначе суда будут мешать друг другу. Максимальное удаление 150–200 м. Это расстояние между пло­тами определяется видимостью на прямых участках реки или длиной участков между поворотами русла.

   При отставании заднего плота следует периодически через 40 – 50 мин устраивать причаливания, совмещая их с санитарны­ми остановками. Это позволит своевременно оказать помощь экипажу, потерпевшему аварию.

      Слабая тактическая подготовка группы, несмотря на хоро­шее снаряжение и высокую техническую подготовленность, может привести к непредвиденным задержкам на маршруте, а это, в свою очередь, ухудшит психологический климат в группе, лишит ее членов выдержки и осторожности.

   Чтобы спокойно и уверенно плыть по неизвестной реке, сле­дует страховаться от встречи с неизвестными препятствиями. Отчаливая от берега, надо сразу подыскать взглядом на берегу пригодное для причаливания место. На извилистых участках рекомендуется скрадывать повороты, прижимаясь к «короткому» внутреннему берегу. Это необходимо, чтобы вовремя остановиться или уйти от внезапно возникшего препятствия, У внешнего навального берега всегда можно ожидать прижим или пре­граждающие путь «расчески» и упавшие в воду деревья.

   Течение у внутреннего берега обычно слабее, так как основ­ная струя идет у противоположного крутого берега, причалить к которому в боль-шинстве случаев трудно или невозможно. При сплаве в межсезонье, когда вместе с плотом плывут льдины или осуществляется молевой сплав леса, также следует держать­ся внутреннего берега, иначе собирающиеся у вогнутого берега льдины или бревна затрут плот и снизят его маневренность.

  Выбирая путь по протокам неравной длины, следует знать, что в длин-ной протоке течение медленней за счет меньшего уклона и она может пе-рекрываться наносами в устье.

   На сравнительно спокойных участках сплава достаточно управлять плотом с помощью одной задней греби. Этим при­обретаются необходимый опыт вождения плотов и чувство «живой воды». Чем сильнее это чувство у капитана, тем эффективней и уверенней работа экипажа. Познав в первые дни сплава характер реки, капитан плота, даже не видя сверху препятствия, должен представлять, что его ждет впереди. Но каким бы опы­том ни обладал плотовик, определяющие пороги необходимо разведывать.

   Наиболее удобное время для длительных разведок – вторая половина дня, когда группа встает на ночлег. Каждая серьез­ная преграда на водном маршруте требует тщательной разведки с берега и составления плана прохождения препятствий.

   Разведка – важнейший элемент тактики прохождения определяющих препятствий в походе. Ее данные и их правиль­ный анализ должны служить основой в оценке обстановки, при­нятии решения, планировании прохождения. Разведку следует проводить с невысокого берега, учитывая, что любой порог с большой высоты выглядит намного безобиднее, чем на самом деле. Осматривать сложные препятствия следует с того берега, ближе к которому пройдет предполагаемая линия движения. Иногда необходимо провести разведку с обоих берегов. Часто обливные камни не видны с плота, поэтому препятствия осмат­ривают, передвигаясь как вниз по реке, так и вверх.

   В начале маршрута, когда туристские навыки из-за зимнего перерыва еще не восстановились, а экипажи плотов не сработа­лись, не почувствовали ходовые качества плотов, следует про­сматривать даже простые препятствия. Нельзя полагаться на схемы и описания предыдущих групп, так как при изменении уровня воды изменится и характер порога. Кроме того, схемы составляются не топографами, поэтому зачастую их достоверность сомнительна.

   Рекомендуется следующий порядок проведения разведки сложного порога или каскада порогов:            

1. Все препятствие разбивают на отдельные характерные участки. В ключевых местах выясняют скорость, мощность, направление и особенности водяных валов, потока или его отдельных струй. В сомнительных местах сбрасывают в воду обломки деревьев, валежник, связки сучьев и наблюдают их движение. Однако следует учитывать, что такие модели ведут себя на стремнине не совсем так, как плоты.

      При разведке особо сложных препятствий надо выяснить возмож-ность автономного плавания оказавшегося за бортом плотовика. Рекомендуется использовать в таких случаях манекен. Прямо на реке можно изготовить чучело, по размеру и весу соответствующее человеку среднего роста. На него надевают все положенные спасательные средства и сбрасывают на веревке в воду перед опасным участком. По движению и положению манекена в воде можно судить, что будет с людьми после смыва их с плота или после переворота.

   2. Определяют точки входа и выхода из струи на каждом участке.

   3. Выбирают места причаливания плотов между отдельны­ми 

       ступенями в каскаде порогов.

   4. Намечают самые простые и надежные линии движения на просмот-

       ренных участках.

   5. Определяют дополнительные и запасные варианты дви­жения 

       плота.

   6. Производят стыковку линий движения плота на каждом участке.

   7. Выбирают ориентиры или их места, разделяющие отдель­ные 

       участки порога.

   После проведения разведки составляют тактический план прохождения препятствия, содержащий штатное и аварийное расписания.

     Такой план должен содержать:

– решение о возможности прохождения препятствия. В слу­чаях невоз-можности выбора безопасной линии движения для имеющегося плота и уровня техники, которым располагает эки­паж судна, невозможности надежного причаливания или ликви­дации аварии перед следующим препятствием, неуверенности в прохождении, психической усталости или подавленности коман­ды плота, отдельных ее участников необходимо отказаться от преодоления препятствия. Эта проблема встает обычно при экстремальных повышениях уровня воды. Руководитель должен трезво оценить и сопоставить сложность порога с опытом группы, ее психологическим состоянием, техническими возможностями и надежностью страховки. При неверной оценке возросшей слож­ности препятствия группа может оказаться в ситуации, к которой она не готова тактически, технически, физически и морально. Нельзя начинать сплав в высокогорье, на высотах выше 3 км, пока все участники группы не акклиматизируются и не войдут в норму. Планируя прохождение препятствий на таких реках, следует учитывать, что ввиду недостатка кислорода силы гребцов тают быстро, а плот, при кажущейся интенсивности работы команды, почти не движется. Особенно это ярко прояв­ляется при зачаливании плота;

– выбор наиболее целесообразного времени прохождения по­рога. Обычно сложные участки маршрута проходят в первой половине дня. Но если река в пороге течет в юго-восточном направлении, то в солнечную погоду будут сильно мешать свер­кающие блики. При резких суточных колебаниях уровня воды иногда также целесообразнее проходить порог после обеда;

– выбор основной и запасной линий движения плота;

– определение положения плота и действий экипажа на всем протяжении порога, особенно в узловых местах;

– определение точки входа плота в порог и положение судна в этой точке. Пороги часто начинаются со слива или увеличения уклона. Необходимо помнить, что плот имеет собственную продольную скорость относительно воды. С увеличением уклона возрастает и скорость плота. Поэтому необходимо направить нос плота перед сливом в нужную сторону, что поможет избавиться от лишней траты сил для пересечения потока;

– определение места старта плота перед порогом. Иногда пло­ты, зачаленные вблизи порога, приходится буксировать вверх по течению, чтобы войти в порог, не выложившись перед основ­ной работой;

– выбор береговых ориентиров. Ориентиров должно быть не больше 4–5, иначе в них можно запутаться. Все маяки должны отличаться друг от друга, выделяться на берегу и хорошо про­сматриваться с воды. При отсутствии природных ориентиров из­готовляют искусственные: тур из камней, треногу, наклонный шест с подвешенными мешочками или цветной одеждой;

– выбор мест страховки и наблюдателей. Определение спо­собов стра-ховки;

– основное и запасные места причаливания после порога;

– определение лучших точек для фото- и киносъемки;

– аварийное расписание при прохождении порога, которое определяет возможные нештатные ситуации;

– действия экипажа в критические моменты;

– действия страхующих при аварии;

– места выхода вплавь на берег с перевернутого плота (как в пороге, так и ниже его).   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: