Группированиеформорганизацииобучения(фронтальная, групповая, индивидуальная) осуществляется по количеству участвующих в них учеников.
Фронтальная форма организации обучения представляет собой общение учителя со всеми учащимися одновременно:
- индивидуально-фронтальная (написание сочинения, контрольной или самостоятельной работы);
- коллективно-фронтальная (решение проблемной задачи).
Групповая форма организации обучения характеризуется общением учителя с группой детей, выполняющих одно задание.
В зависимости от того, по каким признакам формируются группы, в групповой форме организации обучения можно выделить несколько ее разновидностей.
· Дифференцированно-групповая форма организации обучения возникает, когда происходит разделение детей на группы (их дифференциация) по избранному признаку (например, по учебным возможностям, по дружеским отношениям, по учебным проблемам и пр.).
· кооперативно-групповая.
· смешанная, когда в одной группе из шести человек участвуют, например, два сильных ученика, два средних и два слабых.
|
|
· парнаяработа. Пары постоянного состава. Пары переменного состава.
Индивидуальная форма организации обучения предполагает учебное общение учителя с учеником один на один. Это самая эффективная форма обучения детей предмету, о чем говорит опыт репетиторства. Индивидуальная работа в современной школе осуществляется на уровне дифференцированного подхода.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
К организационным формам обучения относятся урок, семинарские занятия, практикумы, учебные экскурсии, домашняя учебная работа, факультативы, предметные кружки, дополнительные занятия и пр. Урок в современной школе является основной организационной формой обучения, остальные – вспомогательными.
Вспомогательные организационные формы обучения включают в себя
· внеурочные – занятия с классом по предмету вне уроков: консультации, экскурсии, дополнительные занятия с отстающими и одаренными детьми, домашняя учебная работа и пр.;
· внеклассные – учебные занятия, объединяющие детей разных классов в пределах одной или нескольких параллелей. Они проводятся вне урока и вне класса. Это кружки, факультативы, олимпиады, предметные объединения, вечера и пр.;
· внешкольные – объединяющие детей для удовлетворения учебных интересов и развития способностей за пределами школы: в клубах, секциях, творческих объединениях при дворцах культуры, ЖЭКах, институтах и пр.
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
С августа 1932 года в соответствии с постановлением "Об учебных программах и режиме работы начальной и средней школы", государственной в нашей стране признана классно-урочная система обучения, а основной организационной формой обучения – урок.
|
|
Урок представляет собой ограниченный отрезок учебно-воспитательного процесса.
Ограничен он временем, пространством, количеством учащихся, их возрастом, изучаемой темой, закономерностями учебной деятельности и т.д.
ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРА
Единого подхода к структуре урока и его типологии в дидактике нет. Мы рассмотрим три основных, на наш взгляд, подхода к построению урока, разработанных дидактическими школами под руководством И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В.А. Онищука.