Методические рекомендации

Современный русский язык (Синтаксис)

Контрольная работа для студентов 2 курса заочной формы обучения

Направление подготовки  – 42.03.02 «Журналистика»

 

Прежде чем выполнять контрольную работу, изучите указанную литературу:

 

Основная литература

1. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. III. Синтаксис. Пунктуация /В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. – М., 1987.

2. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1987 (и более поздние издания).

Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 ч. Ч.3 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2005.

3. Скобликова, Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. Теоретический курс. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2012. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/1373 — Загл. с экрана.

 

Дополнительная литература

1. Краткий справочник по современному русскому языку Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1987 (и более поздние издания).

2. Политова, И.Н. Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и предложения. [Электронный ресурс]: Учебные пособия — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2014. — 145 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63035 — Загл. с экрана.

3. Рогачева Е.Н. Русский язык. Синтаксис и пунктуация [Электронный ресурс]: Учебное пособие. Второй уровень владения языком/ Рогачева Е.Н., Фролова О.А., Лазуткина Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 115 c. Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/6985

4. Рыженкова Т. В. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Изд-во: МПГУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=754677 

5. Федосюк М. Ю. Синтаксис современного русского языка. Изд-во: Инфра-М. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=303968

6. Фёдоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М., 1972.

 

Подберите текст, содержащий необходимые для анализа синтаксические конструкции (приблизительно 300 слов). Укажите автора и название произведения, из которого взят текст.

Методические рекомендации

При подборе текста обратите внимание на наличие в нём разных типов односоставных предложений и разных типов сказуемых.

Образец

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. Вечером, в четыре часа, мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше – в глухие туманы, в неуютную темень и стужу.

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда дождевая вода, темная и холодная, хлестала в окна. Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели нас никто, кроме старухи молочницы, не навещал: ни дед Митрий, ни Ваня Малявин (сын лесничего), ни сам лесничий.

Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре – портрете художника Брюллова. Откинувшись в кресле, он смотрел на нас, присмиревших ребят, и, казалось, так же как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном, прислушиваясь к гудению дождя по тесовой крыше.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. За стенами дома наступила необыкновенная тишина. Я боялся открыть глаза, но наконец решился: ровный свет, белый, мерцающий, наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. Вот и зима…

В первый зимний день трудно было оставаться дома. Мы ушли погулять и поохотиться на лесные озера. Дед проводил нас до опушки, ему тоже хотелось побывать на озерах (но «не пущала ломота в костях»). «Старый стал, не пойду», – вздохнул он.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и наконец, как и следовало ожидать, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(По К.Г. Паустовскому)

 

Задание 1. Выпишите из текста 3 – 5 примеров сочетаний слов, не являющихся словосочетаниями (в узком понимании этого термина).

 

Методические рекомендации

Словосочетанием в узком понимании термина не являются следующие сочетания слов:

1) предикативные сочетания (грамматические основы предложений, подлежащее со с сказуемым: кот спал; лил дождь; мы зажигали  и т.п.);

2) полупредикативные сочетания (сочетания определяемого слова с обособленным оборотом: лил, не переставая; вода, темная и холодная; пену, похожую и т. п.);

3) сочетания с пояснительной связью (сочетания уточняющего и уточняемого слов: Вечером, в четыре часа; никто, кроме старухи молочницы  и т.п.);

4) сочинительные сочетания (сочетания однородных членов, связанных с помощью союзов, без помощи союзов: дальше и дальше; темень и стужу);

5) сочетания знаменательного слова с незнаменательным (предлогом, союзом, частицей). Чаще всего это предложно падежные и аналитические формы слова: буду делать – сложная форма будущего времени глагола; в течение дня –  существительное с производным предлогом; давай поговорим – сложная форма повелительного наклонения глагола; самое грустное (время) – сложная форма сравнительной степени прилагательного; а также подобные.

В тексте: не переставая; в саду; кроме старухи; так же как и мы.

 

Задание 2. Выпишите из 3 первых предложений текста (или предикативных частей сложного предложения) все словосочетания, не меняя порядка их компонентов. Сгруппируйте их по морфологической природе (частеречной принадлежности) главного слова. Приведите схему и вид подчинительной связи.

Методические рекомендации

1. Сначала выделите грамматическую основу предложения. Словосочетания выделяются в такой последовательности: группа подлежащего, группа сказуемого, группа детерминанта. Детерминант – второстепенный член, поясняющий всё предложение, всегда стоит в абсолютном начале предложения.

2. За рамками словосочетаний должны остаться сочетания слов, перечисленных в Задании 1.

3. Простые словосочетания должны быть выделены все. Сложные (состоящие из 3 и более знаменательных слов) только в тех случаях, когда без этого не обойтись.

 

Образец

1. Группа подлежащего: холодный дождь. Группа детерминанта: несколько дней.

2. Группа подлежащего: мокрый ветер.

3. Группа сказуемого: уже зажигали; зажигали (керосиновые) лампы.

4. Группа сказуемого: невольно казалось.

5. Группа сказуемого: окончилось навсегда.

Глагольные: словосочетания

Уже зажигали. Схема: наречие + глагол (главное слово). Вид связи: примыкание, т.к. зависимое слово – неизменяемая часть речи. Связь только по смыслу.

Зажигали (керосиновые) лампы. Схема: глагола (главное слово) + (прилагательное) + существительное в вин. Падеже. Вид связи: управление, т.к. главное слово (глагол) требует от зависимого существительного винительного падежа. Средство связи: окончание –ы зависимого существительного.

Невольно казалось. Схема: наречие + глагол (главное слово). Вид связи: примыкание, т.к. зависимое слово – неизменяемая часть речи. Связь только по смыслу.

Окончилось навсегда. Схема: наречие + глагол (главное слово). Вид связи: примыкание, т.к. зависимое слово – неизменяемая часть речи. Связь только по смыслу.

Именные словосочетания

Холодный дождь. Схема: прилагательное + существительное (главное слово). Вид связи: согласование, т.к. зависимое прилагательное уподобляется главному в мужском роде, им. падеже, ед. числе. Средство связи: окончание -ый зависимого слова.

Мокрый ветер. Схема: прилагательное + существительное (главное слово). Вид связи: согласование, т.к. зависимое прилагательное уподобляется главному в мужском роде, им. падеже, ед. числе. Средство связи: Средство связи: окончание -ый зависимого слова.

Несколько дней. Схема: местоимение (главное слово) + существительное в родительном падеже. Вид связи: управление, т.к. т.к. главное слово (неопределённое местоимение) требует от зависимого существительного родительного падежа. Средство связи: окончание -ей зависимого существительного.

Задание 3. Выпишите из текста 5 – 7 предложений (или предикативных частей сложного предложения) с разными типами сказуемых. Подчеркните главные члены предложения, проанализируйте их: укажите способ выражения (часть речи), укажите тип сказуемого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: