Экологическая доктрина Российской Федерации

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Дисциплина: "Законодательство в области техносферной безопасности"

Контрольная работа

Вариант № 2

" Экологическая доктрина Российской Федерации. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной сред "

Ф.И.О. студента _ Харчевникова Ирина Юрьевна

Направление подготовки: 200301 «Техносферная безопасность»

Шифр студента 140232

Дата выполнения работы 06 января 2018 г.

(число, месяц, год)

Руководитель работы Нечуйкина Елизавета Викторовна

(Ф.И.О. преподавателя)

 

Санкт- Петербург

2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

1. Экологическая доктрина Российской Федерации. 5

2. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.. 13

Заключение. 19

Библиографический список. 21

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Современное развитие общества немыслимо без учета экологической ситуации и повышенного внимания к окружающей человека среде. В этой связи государствами предпринимаются различные методы защиты окружающей среды от негативного воздействия, сохранение ее компонентов.

Главной задачей для любого государства в экологической сфере является поиск баланса между удовлетворением потребностей общества и защитой окружающей среды от ее полного уничтожения и истощения. Для решения данной задачи государством санкционируется принятие различного рода законодательных актов, определяющих позиции государства и общества, которых следует придерживаться для рационального взаимодействия в сфере экологии.

 Данные правовые акты принимаются в различных формах и имеют разные цели. В данной работе будет рассмотрена Доктрина экологической безопасности, принятая нашим государством и Установленные нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

Экологическая доктрина принята на долгосрочную перспективу и представляет собой оформленную позицию государства, отражающую общую идеологию в сфере экологии. В ней определены цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – это установленные государством лимиты использования природных ресурсов, которые позволяют обеспечить удовлетворение потребностей общества и предотвратить истощение данных компонентов.

Главной целью данной контрольной работы является исследование двух вопросов законодательства в области техносферной безопасности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующе задачи:

1. Исследовать содержание Экологической доктрины Российской Федерации, определить ее значение в современном обществе.

2. Изучить нормативы изъятия компонентов окружающей среды, выяснить в каких сферах и для чего они установлены.

В ходе выполнения контрольной работы используются следующие теоретические и практические методы исследования: анализ, синтез, моделирование, классификация, сравнение, наблюдение, описание и системный подход.

Структура работы состоит из введения, двух разделов (выделенных на основании поставленных вопросов), заключения и библиографического списка.


 


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Экологическая доктрина – это важный документ, который определяет позиции нашего государства и общества в сфере защиты экологии. Данная доктрина концентрирует в себе систему официальных взглядов и положений, санкционированных государством и ставящим основополагающие цели в экологической сфере, разрабатывая принципы, направления и формы деятельности государства и общества по обеспечению рационального взаимодействия в сфере экологии, сохранению её надлежащего качества [5, с.93].

Экологическая доктрина была принята 31 августа 2002 года. В экологической доктрине определены цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации «единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период».

Экологическая доктрина состоит из пяти логически выделенных разделов, к которым относятся:

1. Общие положения. В данном разделе кратко описано то, о зачем она принята и какие вопросы в ней отражены, а также описана правовая база, которая послужила основой принятия данной доктрины (Конституция, федеральные законы и рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию).

2. Стратегическая цель, задачи и принципы государственной политики в области экологии. Как следует из названия раздела, в нем отражаются основные позиции государства и его взгляд на экологическую сферу. В качестве стратегической цели обозначено:

· Сохранение природных систем,

· Поддержание их целостности,

· Поддержание их жизнеобеспечивающих функций.

Далее перечислен перечень необходимых мероприятий, без которых невозможно устойчивое развитие общества, повышение качества жизни, улучшения здоровья населения нашей страны, демографической ситуации и в целом обеспечение экологической безопасности.

Стоит отметить, что перечисленные меры носят несколько абстрактный характер, без конкретного обозначения необходимых действий, но в целом отвечающих установленной стратегической цели.

3. Основные направления государственной политики в области экологии. В данном разделе выделено несколько конкретных сфер, в которых государство видит проблемы и, соответственно, описан алгоритм действий, который позволил бы:

· Обеспечить устойчивое (неистощительное) природопользование,

· Снизить загрязнение окружающей среды выбросами, отходами и т.п., а также ресурсосбережение,

· Сохранить и восстановить природную среду, под которыми понимается сохранение ландшафтного и биологического разнообразия в целях компенсации антропогенной деятельности.

4. Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации. В доктрине выделяется 5 таких направления: безопасность при осуществлении потенциально опасных видов деятельности, экологические приоритеты в здравоохранении, работа с экологическими последствиями чрезвычайных ситуаций, предотвращение терроризма как опасности для окружающей среды и контроль над использованием, ввозом и распространением генетически изменённых организмов

5. Пути и средства реализации государственной политики в области экологии. Данный раздел содержит достаточно конкретизированный перечень мер в экологической сферы с разделением полномочий по уровням власти. Кроме того там содержится обоснование использования экономических и финансовых механизмов в целях реализации целей, установленных доктриной. Важным является и отражение в данном разделе роли научного обеспечения, так как без научного обоснования и контроля со стороны научного сообщества не удастся эффективно реализовывать государственную политику в экологической сфере.

В целом возмещение окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды, в Экологической доктрине провозглашено одним из принципов, на которых базируется названная государственная политика (п. 2). Среди конкретных направлений реализации этого принципа:

· совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществления экологически опасных видов деятельности [5, с.98];

· разработка научно обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в т.ч. военной, обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде.

Формулирование в Экологической доктрине некоторых обязательных начал возмещения вреда окружающей среде предопределяет направления совершенствования правового регулирования соответствующих отношений [6, с.217].

Экологическую доктрину можно отнести к числу специальных нормативных правовых актов, рассчитанных на долгосрочный период.

В п. 2 Доктрины отмечается приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов, в п. 4 - приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов. Данный принцип, сформулированный уже не в тексте законодательной нормы, но конституционной юстицией, означает, что содержание экологического приоритета связано с понятием публичного экологического интереса.

Публичность экологического интереса - интереса в сохранении природных объектов, поддержании необходимого для жизни человека качества окружающей среды, по сути своей общественно значимого и жизненно важного интереса - определяется такими факторами, как его общественное происхождение и общезначимый характер, государственная поддержка, государственно-правовое признание и гарантированность [7, с.140].

Публичные экологические интересы могут быть реализованы преимущественно коллективно (причем следует учесть и будущие поколения людей), так как экологические потребности и блага (в частности, потребность в благоприятной окружающей среде) объективно не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядок. Они содержат в себе общее благо, без удовлетворения которого невозможно удовлетворение частных интересов,  а в ряде случаев частные и публичные экологические интересы отождествляются: благоприятная окружающая среда - потребность как общества, так и личности.

Приоритетность публичных интересов, возникающих из экологических правоотношений, перед частными интересами граждан и юридических лиц находит свое отражение как в теоретических разработках, так и в судебных решениях. Например, судом было установлено, что право гражданина на выбор участка для строительства не имеет приоритета перед экологической безопасностью населения. Кроме того, правоприменители отмечают, что Правительство Российской Федерации на законодательном уровне закрепило приоритет экологической, социальной, санитарно-эпидемиологической безопасности государства перед экономическими интересами хозяйствующихсубъекто. Приведенные примеры подтверждают приоритетность экологического интереса перед экономическим, социальным и хозяйственным, а также публичного перед частным.

Такой подход бескомпромиссной приоритетности экологических интересов может обладать единственным дефектом - оставаться декларативным, несмотря на свою высокую гуманистическую ценность. Как представляется, в настоящее время с учетом сложности общественных отношений, регулируемых нормами публичного и частного права, существует объективная необходимость в сбалансированном сочетании (координации и гармонизации) частных и публичных интересов в целом и экологических интересов в частности. Это сочетание может быть успешно реализовано по причине уникальности экологической обусловленности их составляющих. Но следует также отметить, что содержание термина "баланс интересов" в отечественной юриспруденции в настоящее время до конца не определено и иногда носит ситуационный и политизированный характер.

Соотношение экологических и социально-экономических, а также частных и публичных интересов в нормах отечественного законодательства исследовалось Европейским судом по правам человека. Так, в Постановлении по делу "Фадеева против России" Суд рассмотрел два аспекта нахождения справедливого баланса: между интересами общества и гражданина и между частными интересами. Суд пришел к выводу, что государство не сумело найти справедливый баланс между интересами общества (экономическими интересами страны, вклад в обеспечение которых вносит деятельность предприятия) и эффективным удовлетворением прав заявителя (прав на уважение дома и частной жизни, нарушенных вследствие длительного воздействия на заявителя промышленных загрязнений). Также ЕСПЧ заключил, что в оценке национальными властями справедливого баланса частных интересов заявителя российское законодательство, как оно применяется российскими судами и российскими властями, не делает различия между теми лицами, которые имеют право на бесплатное новое жилье по социальным основаниям (ветераны войны, большие семьи и т.д.), и теми, чья повседневная жизнь сопряжена с постоянным воздействием на них токсичных выбросов предприятия, находящегося неподалеку (п. п. 105 и 122 Постановления).

Вопрос о конкуренции между экологическим и социально-экономическими приоритетами объективно является одним из наиболее острых в рассматриваемой сфере, в силу чего и законодатель, и правоприменители уделяют ему особое внимание и разрабатывают современные способы его разрешения. В настоящее время можно говорить о компромиссном характере экологического приоритета. Если недавно его верховенство над всеми другими, даже законодательно закрепленными, приоритетами социально-экономического развития и благополучия общества и государства признавалось несомненно, то в данный момент речь идет о поиске баланса приоритетов. В частности, в Экологической доктрине РФ указано, что одним из принципов политики РФ является сочетание экономических, социальных и экологических мероприятий и интересов человека, общества и государства. Конституционный Суд РФ также признал, что правовые основы государственной политики должны определяться таким образом, чтобы обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.

Очевидно, что в нормах законодательства, судебных решениях, исследованиях формируется подход, который со временем позволит сформулировать концепцию экологического приоритета Российской Федерации с учетом уже выработанных критериев: признания его социальной ценности, а также роли в обеспечении соблюдения экологических прав граждан и экологической безопасности; публичного характера экологического интереса; необходимости поиска справедливого баланса экологических и социально-экономических приоритетов.

На данный момент, прошло уже более 15 лет, с момента, когда была подписана Экологическая Доктрина российской федерации и можно сделать некоторые выводы по тому, как происходит реализация установленных в ней целей и задач.

По общемировым показателям, наша страна относится к странам с проблемной экологической ситуацией. Данное положение обусловлено целым рядом причин, среди которых не только проблемы в экологическом законодательстве, либо в контроле над его осуществлением [8, с.29].

Для нашей страны характерно то, что наибольшее негативное воздействие на среду оказывает промышленность. Случившиеся экономические кризисы, которые преследуют как мировую, так и отечественную экономики, один за другим способствуют спаду производства. В этой связи промышленность оказывается в той ситуации, при которой предприятия вынуждены больше экономить и экономия на экологичности производства выглядит очень привлекательным вариантом для промышленников.

Экологическая ситуация негативна не только в крупных мегаполисах и промышленных регионах. Неравномерная вырубка хвойных лесов, запущенность листовых насаждений, халатность местных властей и граждан провоцируют уничтожение 20% всего мирового запаса древесных угодий. Выброс сточных вод в реки и озера, искусственное осушение болотистых местностей, распашка прибрежных территорий и подчас вандальная добыча полезных ископаемых – это реальность, которая существует, и экологическая ситуация в России ежедневно ухудшается в связи с этим.

Но, не смотря на результаты, делается и реализуется достаточно много государственных программ по защите окружающей среды, бизнес-сообществу, которое в своей деятельности руководится принципами сохранения окружающей среды, делаются некие льготы и поощрения. На данный момент можно сказать, что очень важной задачей является зарождение в каждом граждане основ экологической культуры.

Таким образом, экологическая доктрина, действующая в нашей стране, является одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации. Такая ситуация вызвана тем, что сохранение природных систем и поддержание надлежащего качества окружающей среды играет важную роль в современном мире. В целях реализации этих условий государству необходимо формулировать свою позицию по данным вопросам, а также ориентировать общество, отдельных людей и бизнес-сообщество на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение и восстановление природных систем. В данных условиях экологическая доктрина Российской Федерации выступает в качестве важнейшего документа, отражающего идеологию государства и общества. В своём содержании она обозначает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина ориентирует наше общество на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. и действуют до сих пор, не теряя свою актуальность.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: