Тема 1. Понятие собственности и формы собственности в Российской Федерации
1.1. Понятие собственности
1.2. Право собственности
1.3. Формы собственности
Тема 2. Управление государственной собственностью в России
2.1. Государственная собственность как объект управления
2.2. Цели и задачи управления государственной собственностью
2.3. Функции управления государственной собственностью
Тема 3. Управление муниципальной собственностью в России
3.1. Понятие муниципальной собственности
3.2. Состав муниципальной собственности
3.3. Управление муниципальной собственностью в муниципальных образованиях Тульской области
ОСНОВНОЙ ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Понятие собственности и формы собственности в Российской Федерации
Понятие собственности
Собственность – это отношения между людьми по поводу присвоения тех или иных благ (продуктов природы, опосредованных или не опосредованных трудом). Поскольку способы присвоения меняются от эпохи к эпохе, можно дать более точное определение: собственность – это отношения между людьми по поводу конкретно-исторического способа присвоения материальных и духовых благ.
|
|
В экономической теории определены некоторые общие признаки, присущие собственности в любом обществе:
- Собственность – это общеэкономическое явление, существующее на всех исторических ступенях общественного развития.
- Собственность – это социальное отношение. Она не только порождена обществом, но и может реально существовать лишь внутри общества.
- Собственность является основным отношением, поскольку именно собственность связывает в единое целое производственные отношения, превращая их из «совокупности» в «систему».
- В качестве субъектов собственности (собственников) могут выступать индивид (человек, гражданин), группа (семья, коллектив), общество (народ) при практически неограниченном числе объектов собственности (средств производства и предметов потребления).
Несмотря на различия в экономическом и юридическом подходах к анализу отношений собственности, можно выделить некоторые общие критерии классификации собственности. Главными критериями являются:
- степень реального обобществления собственниками принадлежащего им имущества;
- характер присвоения и взаимоотношений между собственниками имущества и несобственниками;
- возможность или невозможность свободно разделять имущество между отдельными субъектами по их усмотрению.
Право собственности
Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к трем правомочиям: владения, пользования и распоряжения имуществом. Право владения – предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойство и/или получения от него плодов и доходов. Право распоряжения имуществом – предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Эти правомочия тесно взаимосвязаны и лишь только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности.
|
|
В соответствии с ч.2 ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Собственность является отношением определенных лиц к имуществу и иным принадлежащим им материальным благам. Содержанием отношений собственности является принадлежность имущества определенным лицам, которые имеют право использовать принадлежащее им имущество по своему усмотрению. Право закрепляет принадлежность имущества определенным лицам и упорядочивает его использование, т. е. регулирует отношения между людьми по поводу имущества. Право собственности представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих имущество конкретных лиц.
Право собственности в субъективном смысле определяет меру возможного поведения управомоченного лица – собственника. Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Круг правомочий собственника определен в ст. 209 ГК РФ. В соответствии с законом собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Каждое из указанных правомочий может принадлежать не только собственнику имущества, но и другим лицам.
Правомочие распоряжения отличает собственника от иных владельцев имущества, поскольку, как уже отмечалось, правомочия владения и пользования имуществом могут принадлежать не только его собственнику.
Право собственности не только предоставляет собственнику абсолютные права, но и налагает на него определенные обязанности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник имущества обязан уплачивать налоги с принадлежащего ему имущества в размере и порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Собственник имущества по общему правилу, изложенному в соответствии со ст. 211 ГК РФ, несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Случайность означает, что ответственность за гибель и повреждение имущества нельзя возложить на третье лицо, виновное в гибели или повреждении имущества.
Формы собственности
В результате исторического развития постепенно сложилось многообразие форм собственности – прежде всего, личной, семейной, государственной. Одновременно существовали и формы собственности, связанные с рабством, крепостничеством, объектами в которых выступали люди. При капитализме средства производства становятся собственностью владельца капитала, динамично развивается частная собственность. В дальнейшем развитии частная собственность эволюционирует, возникает акционерная форма собственности, усиливается значение государственной собственности.
|
|
Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.
Собственниками имущества могут быть физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.
С учетом изложенного в Общероссийском классификаторе форм собственности (ОКФС) формы собственности классифицируются в зависимости от типа собственника. Например, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является федеральной собственностью; имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью и т.п.
Ведение ОКФС осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.
Объектами классификации ОКФС являются формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Федеральными законами.
Таблица 1.1 – Формы собственности в Российской Федерации в соответствии с ОКФС
Код | Наименование | Алгоритм сбора |
10 | РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ | 11+14+15+ +16+17+18+ +19 |
11 | Государственная собственность | 12 + 13 |
12 | Федеральная собственность | |
13 | Собственность субъектов Российской Федерации | |
14 | Муниципальная собственность | |
16 | Частная собственность | |
18 | Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей | |
19 | Собственность потребительской кооперации | |
15 | Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 50+51+52+ +53+54 |
50 | Собственность благотворительных организаций | |
51 | Собственность политических общественных объединений | |
52 | Собственность профессиональных союзов | |
53 | Собственность общественных объединений | |
54 | Собственность религиозных объединений | |
17 | Смешанная российская собственность (в ред. Изменения № 1/99, утв. Госстандартом РФ) | 40+49 |
20 | ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ | 21+22+23+ +24+27 |
21 | Собственность международных организаций | |
22 | Собственность иностранных государств | |
23 | Собственность иностранных юридических лиц | |
24 | Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства | |
27 | Смешанная иностранная собственность |
|
|
30 | СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКАЯ И ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ | 31+32+33+ +34+35 |
31 | Совместная федеральная и иностранная собственность | |
32 | Совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная собственность | |
33 | Совместная муниципальная и иностранная собственность | |
34 | Совместная частная и иностранная собственность | |
35 | Совместная собственность общественных и религиозных организаций (объединений) и иностранная собственность | |
40 | СМЕШАННАЯ РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ С ДОЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ) | 41+42+43 |
41 | Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ) | |
42 | Смешанная российская собственность с долей собственности субъектов Российской Федерации (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ) | |
43 | Смешанная российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ) | |
49 | Иная смешанная российская собственность (введено Изменением № 1/99, утв. Госстандартом РФ) |
Государственная собственность является неотъемлемым элементом экономических систем промышленно развитых стран и кардинально отличается целью, функциями и ролью от всех других форм. С теоретической точки зрения «государственная собственность» является условным и собирательным понятием. Так, в ее состав принято включать федеральную, региональную и муниципальную собственность. При этом считается, что субъектом собственности выступает государство, хотя не совсем ясно, какой смысл должен вкладываться в это понятие.
В целом зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственная собственность необходима и может быть эффективной. Ее наличие в экономике способствует проведению экономической политики государства, оптимизации структуры экономики и т.д. В условиях рыночной экономики государство заботится не о расширении собственного сектора, а о развитии всех производительных сил общества, стабильном экономическом росте, обеспечении максимальной эффективности хозяйствования и повышении жизненного уровня населения. Вместе с тем, нужно учесть, что государственная собственность далеко не всегда оказывается эффективнее, чем другие формы, т.е. ее роль не следует переоценивать.
В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов. Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна – под прямым управлением государства, вторая – на полном коммерческом расчете.
Таблица 1.2 - Распределение предприятий и организаций по формам собственности
2000 | 2005 | 2010 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Число предприятий и организаций, тыс. | ||||||||
Всего | 3346,5 | 4767,3 | 4823,3 | 4886,4 | 4843,4 | 4886,0 | 5043,6 | 4764,5 |
в том числе по формам собственности: | ||||||||
государственная | 150,8 | 160,4 | 119,4 | 112,6 | 116,1 | 113,7 | 110,7 | 108,0 |
муниципальная | 216,6 | 252,1 | 246,4 | 230,9 | 225,3 | 218,9 | 212,0 | 203,0 |
частная | 2509,6 | 3837,6 | 4103,6 | 4195,0 | 4159,5 | 4212,2 | 4377,8 | 4122,2 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 223,0 | 252,5 | 157,0 | 147,3 | 144,9 | 144,4 | 145,4 | 143,8 |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную | 246,5 | 264,7 | 196,8 | 200,6 | 197,6 | 196,7 | 197,7 | 187,4 |
2000 | 2005 | 2010 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
В процентах к итогу | ||||||||
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по формам собственности: | ||||||||
государственная | 4,5 | 3,4 | 2,5 | 2,3 | 2,4 | 2,3 | 2,2 | 2,3 |
муниципальная | 6,5 | 5,3 | 5,1 | 4,7 | 4,7 | 4,5 | 4,2 | 4,3 |
частная | 75,0 | 80,5 | 85,1 | 85,9 | 85,9 | 86,2 | 86,8 | 86,5 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 6,7 | 5,3 | 3,3 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 2,9 | 3,0 |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную | 7,4 | 5,6 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 4,0 | 3,9 | 3,9 |
В таблице 1.2 представлено количество предприятий и организаций, распределенных по формам собственности в Российской Федерации.
К настоящему времени в России основная доля предприятий относится к частной форме собственности. К 2003 году в России практически закончилась приватизация: 76,9 % предприятий стали частными, в 2004 году — 78 %, к 2008 году — уже 82,5 %, а к 2016 году – более 86%.
При этом число муниципальных предприятий и организаций все же в два раза превышает число государственных, но в процентном отношении продолжает постепенно падать.
Тема 2. Управление государственной собственностью в России