Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

Таблица 15.4
Внутрипарное сходство показателей интеллекта

 

 

 

Возраст, лет

Внутрипарные корреляции

Наследуе-
мость, hz

Общая среда,

сг

Разделяющая
среда, ez

MZ DZ
1 0,83 0,82 0,03 0,80 0,17
2 0,89 0,73 0,33 0,56 0,11
3 0,92 0,83 0,16 0,75 0,08
По всей выборке 0,88 0,81 0,14 0,70 0,16
1 0,68 0,63 0,10 0,58 0,32
2 0,81 0,73 0,16 0,65 0,19
3 0,88 0,79 0,18 0,70 0,12

Примечание На светлом фоне — данные Сергиснко и др., на темном фоне — данные Луиз-
вил ьского лонгитюда





Семья и интеллект

Существует два основных направления исследований влияния внешних
условий на когнитивное развитие. Первое направление выявляет связь
между условиями воспитания и повседневной жизни индивида (в частно-
сти, в семье) и достигнутым им уровнем интеллекта и креативности. Вто-
рое направление связано с формирующим экспериментом — дети ставят-
ся в ту или иную ситуацию предметной деятельности или взаимодействия
с другими людьми, причем фиксируется их прогресс в когнитивном раз-
витии. Оба направления имеют свои плюсы и минусы и выявляют разные
стороны когнитивного развития. Формирующий эксперимент позволяет
очень точно контролировать воздействие на испытуемого, но зато застав-
ляет ограничиться исследованием локального воздействия и коротким ин-
тервалом времени. По понятным причинам экспериментатор не может
организовать и непрерывно контролировать годы жизни ребенка. Иссле-
дование людей, живущих в разных условиях, напротив, учитывает длитель-
но действующие и глобальные факторы, влияющие на когнитивное разви-
тие. Однако эти факторы контролируются лишь приблизительно. Напри-
мер, при изучении влияния интеллекта родителей на интеллект их детей
нет возможности зафиксировать и изучить весь процесс взаимодействия
взрослого с ребенком, начиная с момента рождения последнего.

В двух подходах разными оказываются и задачи, с помощью которых
контролируется ход когнитивного развития. В случае формирующего экс-
перимента используются отдельные задачи, среди которых особой попу-

428


Семья и интеллект

лярностью пользуются пиажеанские. При исследовании влияния есте-
ственной среды применяются тесты или батареи тестов.

Исследования влияния среды можно разделить на внутрикультурные и
межкультурные. При внутрикультурных исследованиях сравнивается ког-
нитивное развитие у различных людей, живущих в одной географической
и культурной среде, но испытывающих влияние различных микросред. В
качестве такой микросреды исследователи часто используют семью. Семья
оказывает сильное влияние на когнитивное развитие ребенка и в то же вре-
мя создает очень разнообразные условия для детей, живущих в одном ме-
сте. В межкультурном исследовании изучается когнитивное развитие внут-
ри разных культурных макросред. Особой популярностью пользуется срав-
нение европейской и «традиционной» культур. Иногда проводятся и срав-
нения западноевропейской и восточноевропейских культур, хотя различия
здесь получаются менее значительными.



































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: