Контрольные вопросы для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы для зачета)
Раздел 1. Теоретические основы психологии общения и делового общения
Теоретические вопросы (компетенция «знание»)
Понятие «общение» в психологии.
Виды, уровни и функции общения.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).
Барьеры общения: способы преодоления.
Невербальные средства общения.
Общение как понимание людьми друг друга (перцептивная сторона общения).
Общение как межличностное взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Практические вопросы и задания (компетенция «умение / владение»)
Задание 1. Проанализируйте особенности партнеров и предположите, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать полноценной коммуникации.
Ситуация: На конференции по предпринимательству встретились: финн средних лет, бизнесмен, владелец сети ресторанов и закусочных, и туркмен, студент 2-го курса Финансово-экономического университета.
|
|
Задание 2. Проанализируйте особенности партнеров и предположите, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать полноценной коммуникации.
Ситуация: В купе поезда встретились: женщина 70 лет с 3 внуками от сына и дочери и мужчина 30 лет, разведен, детей нет, преподаватель вуза.
Задание 3. Проанализируйте особенности партнеров и предположите, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать полноценной коммуникации.
Ситуация: На деловом совещании встретились: опытный, проработавший на данном предприятии более 30 лет, менеджер, не имеющий управленческого образования, и молодой специалист 26 лет, только что закончивший самый прогрессивный экономический вуз, факультет управления.
Задание 4. Укажите, какие невербальные признаки указывают на уверенное поведение, а какие говорят о беспокойстве и неуверенности:
Сидение на краю стула, руки на бедрах, ерзанье на месте, закладывание рук за голову, взгляд сосредоточен на лице собеседника, сидение на всей поверхности стула, скрещение ног, прижатые друг к другу лодыжки, поправление манжет, ноги широко расставлены, стряхивание «мнимых» ворсинок с одежды, покусывание ногтей, демонстрация больших пальцев (закладывание их за ремень, за лацканы), сцепление пальцев рук, вторжение в интимную зону собеседника, скрещение рук на груди (ладони под мышкой), стремление вести беседу на границе персональной зоны.
Задание 5. К какому эффекту восприятия можно отнести описание данного эксперимента?
Молодым людям было предложено оценить женский почерк, причем к тексту прилагался женский портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, а в других – портрет «дурнушки». Более высокие оценки получил почерк красивой женщины.
|
|
Задание 6. Установите соответствие между речевыми формулировками и эго-состоянием «критический родитель» и «свободный ребенок»:
«успокойся», «Я могу вас понять», «лучше не делать этого», «будь осторожен»
«прекрасно!», «так тебе и надо», «замечательно», «я бы очень хотел»
«возможно», «вероятно», «по моему мнению», «я предполагаю»
«ты должен», «ты не должен», «как ты можешь!», «я не позволю так обращаться со мной!»
Задание 7. Определите, с какими функциями общения связаны следующие ситуации?
1) Человек обращается в справочное бюро, чтобы узнать время отправления поезда
2) Руководитель дал задание, и подчинённые стали его выполнять
3) Сотрудники договариваются, где они будут проводить новогодний корпоратив.
Задание 8. Определите, где наблюдение, а где – оценка?
1) Маленькая девочка плачет
2) Один сотрудник злится на другого
3) Учитель рад видеть ученика
4) Две подруги сорятся
5) Женщина улыбается ребёнку.
Задание 9. Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий.
1) Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно«давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».
2) А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался – каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.
3) Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним».
Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.
4) Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.
Задание 10. Продолжите фразу: Рукопожатия делятся на три типа:
доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), … () и… ().
Раздел 2. Практические аспекты и технологии делового общения
Теоретические вопросы (компетенция «знание»)
Основные стороны и функции делового общения
Факторы, определяющие эффективность восприятия и коммуникации в деловом общении
Стереотипы и установки при восприятии партнера по деловому общению
Проявление типов темперамента и характерологических типов личности в деловом общении
Деловая беседа, ее цель, этапы, содержание.
Деловые переговоры, их стили и условия применения.
Деловое совещание, его виды и психологические аспекты.
Психологические особенности выступления. Средства удержания внимания аудитории.
Деловая переписка. Общая характеристика делового письма. Виды деловых писем.
Телефонное общение. Правила телефонного общения.
Психологические особенности делового общения через Интернет
Национально-культурные особенности делового общения.
|
|
Этикет делового общения.
Техники слушания в деловом общении.
Техника постановки вопросов и ответов.
Конфликтное общение. Основные признаки.
Коммуникативные и поведенческие технологии предупреждения конфликта (управления конфликтом).