Русский танец как историческое явление

Введение

Стремясь познать и возродить русскую национальную культуру, художественная правда хореографического произведения находила своё специфическое воплощение, свой конкретно чувственный облик эмоционально воздействуя на ребёнка через музыку, ритм, сочетание красок, тени и света, пластику человеческого тела.

«Танец – душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем понять его, почувствовать и искренне полюбить.» писал Н.И. Заикин.

Танец связан с жизнью народа, отражает его мысли и чувства. В русских танцах нашли своё отражение глубоко укоренившиеся в народетрадиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного общественного характера. В танце каждый русский человек старался быть лучше, возвышеннее, чем в повседневной жизни. Он выражал в нём свои думы, и мысли о красоте человеческой, как внутренней, так и внешней.

Любовь к родному краю начинается с детского возраста. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке, национальных песнях и танце, в музыке, художественной деятельности. В настоящее время наблюдается интерес к народной художественной культуре, народному искусству [1, 7]. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих ее народов. Российская Федерация, независимое федеративное государство, включающая в себя множество народов и национальностей. Любой край, область, даже небольшое село, по-своему уникально. В каждом месте, вид природы с присущими ей красками, музыкой, звуками. Эти слова подтверждает простая русская пословица: «Что город – то норов, что деревня – то обычай» [2, 68]. Каждой регион и субъект отличается друг от друга по географическому положению, следовательно, и по климату, экономике, жизни, культуре, составной частью которой является художественное народное творчество. На основе материала, который был изучен ранее, созданы новые произведения искусства, нашедшие свои конкретные воплощения и конкретный чувственный облик, в связи с выразительными средствами данного вида искусства. В музыке в качестве выразительных средств – сочетания звуков и ритмов, в поэзии – слово, в живописи – сочетание цветов, света и тени, пластика человеческого тела – выразительных средств танца. Эмоциональное воздействие танца на человека велико. Не является исключением и русский народный танец, стремление познать который с каждым годом ширится. Его популярность растет день ото дня благодаря программам, которые показывают профессиональные и любительские коллективы на концертных площадках и всевозможных отечественных и международных фестивалях. Стремясь познать и возродить русскую национальную культуру, деятели искусств, организуют коллективы, которые сохраняют и создают новые произведения на основе народных традиций. К сожалению, это получается не всегда удачно. А причиной тому – конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глубокие корни.

Каждый народ является страстным хранителем своего искусства, своих обычаев и обрядов, песен и частушек, игр и танцев. Танец – одно из древнейших проявлений народного творчества, в котором средством создания художественного образа является движение и положение человеческого тела, возникшие из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовым процессом и эмоциональным впечатлением от окружающего мира. Танец – это вид пространственного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз. Слово «танец» произошло от немецкого «tanz», но так как заимствовано оно было из польского языка, к нему был присоединен суффикс «– ец». В русский язык слово вошло в XVIII веке. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX века слово «танец» и «пляска», употребляются как синонимы, но «пляска» – понятие более широкое, чем «танец» [3, 681]. Русский народный танец в каждом регионе отличается своей своеобразной лексикой, приемами, стилем и манерой исполнения существующих ярких и замысловатых коленцах, выразительные термины и переплетения рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное творчество. Следует обратить внимание на кружева, вышивки и ткачества, состоящие из рисунков – геометрических, растительных, изображающих животных и птиц. Каждый из этих видов народного искусства имеет свою цель изображения.

При переносе рисунка с вышивки, кружева, ткачества и т. д. необходимо обратить внимание:

• название традиционных элементов рисунка: дерево счастья, медвежий коготь, вазон, павлин и т. д.;

• симметрия и асимметрия рисунка (иногда в одном рисунке сочетается одна с другой);

• рисунки, поддающиеся движениям и позам танца;

• чтобы рисунок кружев, вышивания, плетения и т. д. был узнаваем в танце, и наоборот;

• чтобы рисунок вышивки в будущем получил возможность развиваться хореографически, но без потери основного узора, взятого из первоисточника.

В формах и движениях рук, как и в любом другом движении, проявляется суть человеческой природы, его работа и профессия. Своеобразное движение тела, головы, рук дают танцу и его исполнителю определенный образ. Образу, в свою очередь, помогает обеспечить наиболее полную характеристику танцора, раскрыть содержание танца, добавляет оригинальность его выразительных средств и характерные национальные черты. Сочетание движений рук и ног помогает овладению координацией, где движения ног создают ритм танца, а руки ведут его мелодию. Движения рук вырастают из движений тела, закрепляют позу или рождают жест [2, 20]. Мы говорим о том, что танцевальная культура народов России – сформировалась из жизненного уклада русского народа. Также географическое расположение, климат, экономика, культура – это составная часть, которая является народным художественным творчеством.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и форм организации занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания русского народного танца, манеры, культуры исполнения, овладевали навыками и умениями, исполнительским мастерством, приобретали лучшие черты характера русского народа и одновременно формировали бы свое мировоззрение и прогрессивные взгляды, активно познавая окружающую действительность. Занятия в танцевальном коллективе отвечают требованиям эстетического,патриотического и нравственного воспитания детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления образовательных и воспитательных задач.

 

Цель:раскрыть в полном объеме культуру русского народного танца

 

Объект: формирование культуры

Предмет: познание родной культуры, музыки посредством исполнения русских народных танцев детьми подросткового возраста в детском хореографическом коллективе

 

Задачи:

1. изучить историю возникновения и формирования русского танца

2. определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;

3. рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического и духовно-нравственного воспитания детей;

4. изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии;

5. определить актуальность русского танца в наше время

 

 

Русский танец как историческое явление

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований.

Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца: «... построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть ronddejambeenlair, echappe, jete; практикуются заноски и разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках - кубистика - и виртуозная техника; также танец с балансированием на руках и голове - кубиками и корзинами» Блок Л.Д.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

5 - 7 веках народный танец исполняли во время «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В 8 - 9 веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

  Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки которой совпадают со временем появления и процветания Древней Руси примерно 9 - 10 века. Дальнейшее развитие древнеславянской культуры как вообще, так и в искусстве танца в частности несколько замедляется, т.к. 1236 год был переломным в древнерусской истории - начало татаро-моногольского ига.

   Просто после этого Русь начала платить дань, славянских людей угоняли в рабство - и, как следствие, разорение и опустошение многих древнерусских земель, вымирание целых этнических народностей и.т.п. По оценкам различных историков Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий. Таким образом, развитие Руси во время гнета ига нельзя было назвать исторически последовательным. Руси просто силой навязали другую историю.

   На мой взгляд, истоки хореографической культуры славян можно поделить на два типа: материальные и духовные. В качестве духовных истоков славянской хореографии следует вспомнить о мифологии, богах, праздниках Древней Руси. К материальным истокам славянской хореографии следует отнести быт древних русичей (земледелие, ткачество, приготовление пищи и т.д.). Также следует выделить сопутствующие хореографии прикладные виды искусства - обустройство изб, золотая Хохлома, славянский народный костюм и т.д.

   Отдельно необходимо заметить, что на Руси до 1236 года было две религии - христианская и языческая. Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно славянским было язычество. Вследствие этого большее влияние на истоки танца славян оказало именно древнерусское язычество.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, - их воззрений на космос, природу и человека формировалось из обыденной жизни простых людей. Наши современные представления о язычестве сформировались на основе тех древних сказок, песен, мифов наших предков, дошедших до наших дней. И не последнее место в списке этих древних искусств занимает религиозно-обрядовая хореография.

    Для танцев тех времен был характерен обязательное смысловое наполнение. Каждая фигура танца имела свое значение, символизирующие определенное действие, событие. Общий рисунок танца народ черпал из окружающей природы, в «золотом» узоре танца «просвечивают» силуэты листьев, цветов, птиц, животных. Гроздья поспевающей калины, трава, склоняющаяся под ветром, качающиеся берёзки, колосья пшеницы, листочки льна, летящие птицы.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие - в Рода и Рожаница, третьи - в души умерших предков и в духов; четвёртые - в тотемных животных и т. д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие - сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,- душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде.

  Естественно эти ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами призванными облегчить переход души в иной мир, призвать милость богов на жертвенный огонь и т.д. Этот танец назывался также от имени алтаря-крада - Крадица.

   Танец танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движения описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души умерших. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая - движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц и называется танец Радуница.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте.

  Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других

    В 6 - 8 вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, вместе взятое, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежал культ природы и культ предков.

   Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал. [7, 12]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: