Понятие двойного гражданства, его правовое регулирование в России и за рубежом

Содержание

 

Введение

1. Понятие гражданства

2. Понятие двойного гражданства, его регулирование в России и за рубежом

Заключение

Список нормативных правовых актов и литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы - рассмотрение понятия двойного гражданства на сегодняшний день остается крайне актуальной задачей. В частности для России, данная проблема особенно остро встала после распада Советского Союза. Когда граждане бывших союзных республик, а ныне независимых государств, хотели бы иметь помимо гражданства своей страны и гражданство Российской Федерации. Кроме того, непрерывные перемещения людей, браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но существуют и группы, не имеющие гражданства (апатриды), либо иностранные граждане. В некоторых государствах признается двойное гражданство - такие лица называются бипатридами. Государство одинаково защищает права граждан и жителей без гражданства, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права граждан, но и их обязанности.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе приобретения, изменения и прекращения субъектом правоотношений гражданства (подданства) иного государства.

Предметом работы является нормативно-правовая база, регулирующая вопросы двойного гражданства (подданства).

Цель курсовой работы является общая характеристика института двойного гражданства.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

1. Сущность гражданства.

2. Понятие двойного гражданства и его правовое регулирование в РФ и за рубежом.

3. Современные проблемы института двойного гражданства.

 

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных использованной литературы.

 

1. Понятие гражданства

 

Провозглашая приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя [ ], Конституция устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации [ ].Это обусловлено тем, что гражданство - первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего ее взаимоотношения с государством.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.1 с последующими изменениями и дополнениями.Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает решение вопросов гражданства России на Президента РФ. Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются законом о гражданстве 2002 г. Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации[1]; Инструкции по рассмотрению заявлений в органах внутренних дел Российской Федерации об изменении гражданства[2]. Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например в Семейном кодексе, конституциях республик, а также в международных договорах России.

Обладание гражданством - предпосылка полного распространения всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их конституциях и соответствующих законодательных актах.

 

В действующей Конституции Российской Федерации наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя[ ].

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона "О гражданстве Российской Федерации". Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В этом определении выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Иногда гражданством называется принадлежность лица к государству. По мнению Боярс Ю.Р., гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство-понятие, неразрывно связанное с государственностью[3].

Баглай М.В. указывает на то, что под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом[4].

Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Государство в законе устанавливает основания, по которым, то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

В соответствии с «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997г., паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с. текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.

Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина. Для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, знаменовало собой утверждение Новой концепции взаимоотношений личности и государства.

В соответствии со ст. 11 Закона 2002 года гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

 

Закон также указывает в качестве оснований приобретения гражданства:

а) восстановление в гражданстве - иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.13 закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет;

б) выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации - при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Нужно сказать, что Федеральный закон 2002 года практически не изменил основания приобретения гражданства. Очевидно, что признание гражданства потеряло актуальность, т.к. все, кто был гражданином СССР и проживал на территории России в момент прекращение существования СССР уже был признан гражданином Российской Федерации в 1991г.

В законе 1991г. содержалось в качестве приобретения гражданства Российской Федерации регистрация по месту жительства. Нужно отметить, что хотя регистрация и не упоминается в новом законе, она фактически повторена в системе упрощенного приобретения гражданства с изменением ее условий. При этом следует согласиться с Блиновым А.Б. и Чаплиным Н.Ю., что само исключение категории регистрации является весьма важным и прогрессивным явлением[5].

В то же время, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» 2002г. внес значительные изменения в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Например, законом о гражданстве Германии установлена длительность непрерывного проживания в стране в восемь лет.

Рассмотрим основные положения порядка приобретения гражданства по новому закону.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Нужно отметить, что в этот пункт законом от 11 ноября 2003 года внесено важное дополнение, согласно которому на территории РФ проживали оба родителя или единственный родитель.

 

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 13.[ ] Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком; (порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Организация государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации осуществляется на основании приказа Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. №2606[6]).

а) выступают за насильственное изменение основ Конституционного строя РФ;

 

б) в течение пяти лет, предшествовавших до обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

ж) осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследовавшиеся в соответствии с ФЗ.

Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Нужно отметить, что некоторые из этих условий с 1 января 2004 года теряют свою силу, а точнее становятся условиями для принятия гражданства в упрощенном порядке. К таким условиям отнесены:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке вызвал особы дискуссии. Законом 2002 года были определены следующие особенности прием в гражданство в упрощенном порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения общих условий, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»» было определено, что с 1 января 2004 года к этим условиям добавляется еще одно очень важное условие, которое во многом сняло напряженность вокруг порядка приобретения гражданства:

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Законом от 11 ноября 2003 года добавлены чрезвычайно важные условия приобретения гражданства в упрощенном порядке, вокруг которых и происходили основные споры сторонников и противников бывшего закона. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Кроме того, согласно этому закону в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

Отклоняются заявления о приеме в гражданстве РФ и о восстановлении в гражданстве РФ лицам, которые:

Что касается прекращения гражданства, то его условия практически остались неизменными в сравнении с законом 1991г. и в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.

Статья 18 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года предусматривает, что гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением следующих случаев:

а) гражданин РФ имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) гражданин РФ привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) гражданин РФ не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Итак, гражданство не просто фактическое состояние, а правовое. Данная юридическая категория выступает, как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданином государства признается лицо, имеющее с данным государством определенную связь, которая и будет определять понятие гражданства. Зачастую, государство не выполняет реализацию потребностей своих граждан, что приводит к различным митингам и протестам. Граждане Российской Федерации, обладают большим перечнем прав, в отличие от лица, имеющего гражданство либо подданство другого государства, а также большим перечнем по отношению к лицам, имеющим двойное гражданство, сущность которого определена во втором вопросе курсовой работы.

 

Понятие двойного гражданства, его правовое регулирование в России и за рубежом

 

Статья 6 Конституции РФгласит: «Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» [7].

Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст.62 Конституции РФ). Двойное гражданство - обособленная юридическая категория, которая вытекает из определенной связи отдельной личности с двумя государствами, одним из которых является Российская Федерация, в связи с чем, у лица возникают индивидуальные права, но также и определенные ограничения в различных сферах жизнедеятельности. Российская Федерация не ограничивает права иностранных граждан и лиц без гражданства на приобретение российского гражданства.

У Российской Федерации соглашение о двойном гражданстве подписаны с двумя среднеазиатскими государствами Туркменией и Таджикистаном.

В тех случаях, когда гражданин РФ приобретает гражданство другого государства, он не утрачивает автоматически гражданство РФ, если с него не требуют оформлять выход из гражданства России, но и он не приобретает двойного гражданства в юридическом смысле этого слова. При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство (подданство), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В Российской Федерации не существует запретительных норм относительно приобретения гражданами РФ гражданства других государств, поэтому приобретение второго гражданства является абсолютно законной процедурой. Это означает, что иметь второй паспорт законно.

Более того, человек может иметь любое количество иностранных документов, если они приобретались на законных основаниях.

Существует несколько ограничений по этому вопросу бипатридов, которые надо знать для того, чтобы избегать разного рода штрафов и неприятностей.

1. Если у иностранного гражданина есть законным образом приобретенные российские документы, то на территории России он ими обязан пользоваться.

2. Если иностранец, имеющий российское гражданство не проживает в России более 90 дней, он обязан извещать налоговую службу.

3. Если российский гражданин имеет иные гражданства, он обязан извещать об этом миграционную службу.

Существуют два основных понятия связанных с иными гражданствами,

1. Двойное гражданство - ситуация, когда человек приобретает второе гражданство с согласия государства которое у него уже было.

2. Два и более гражданства - ситуация, когда человек приобретает второе гражданство без ведома, разрешения государства, гражданином которого он является изначально.

Россия имеет соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства только с Туркменистаном и Таджикистаном. Дети, родившиеся у родителей, которые имеют двойное гражданство, также получают двойное гражданство. Есть соответствующая статья, которая оговаривает, что никакая профессиональная или иная деятельность лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, не может служить основанием для прекращения гражданства любой из сторон.

В соответствии с условиями международных договоров РФ с другими государствами, на сегодняшний день гражданин Российской Федерации не может приобрести двойное гражданство без разрешения компетентных органов государственной власти. Данное положение Закона касается договоров, заключенных ранее СССР преимущественно с восточноевропейскими странами с целью сокращения  случаев возникновения двойного гражданства.

Случаи приобретения российскими гражданами иностранного гражданства вне рамок вышеуказанных международных договоров не являются наказуемым деянием, однако, полученное таким образом гражданство, так же как и соответствующие иностранные документы (загранпаспорт), не признаются российским законодательством и не действуют на территории России.

Из стран СНГ Российская Федерация. Казахстан, Молдова, Туркменистан. Таджикистан, Узбекистан в исключительных случаях в соответствии с национальным законодательством, межгосударственными договорами или же по заключению специальных органов (Республика Узбекистан) допускают двойное гражданство.

В соответствии с Законом о гражданстве Азербайджанской Республики лицо, принадлежащее к Азербайджанскому государству, имеющее с ним политическую и правовую связь, а также взаимные права и обязанности, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, родившееся на территории Азербайджанской Республики или от граждан (гражданина) Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Республики, которая, в свою очередь, гарантирует правовую защиту и покровительствует гражданам Азербайджана, временно или постоянно проживающим за ее пределами. Проживание гражданина Азербайджанской Республики на территории иностранного государства не влечет прекращения гражданства Азербайджанской Республики. Принадлежность лица, являющегося гражданином Азербайджанской Республики, к гражданству иностранного государства не признается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Азербайджанской Республики.

Таким образом, в Азербайджане двойное гражданство допускается только при условии заключения международного договора.

В Республике Армения каждое лицо в установленном законом порядке имеет право на приобретение армянского гражданства. Армяне по национальности приобретают гражданство Республики Армения в упрощенном порядке. Граждане Республики Армения равны перед законом независимо от оснований приобретения гражданства, национальности, расы, пола, вероисповедания, языка, политических или иных взглядов, социального происхождения, имущественного или иного положения, имеют все установленные Конституцией и законами права, свободы и обязанности.

Гражданин Республики Армения не может быть одновременно гражданином другого государства.

Иностранные государства, как правило, не информируют консульские учреждения других стран о приобретении их гражданами второго гражданства. Таким образом, факт получения российским гражданином иностранного гражданства не будет зафиксирован в России. При получении второго гражданства нет необходимости отказываться от гражданства страны происхождения.

Фактически, отдельного закона о двойном гражданстве в России нет, но эти положения указаны в основном законе о гражданстве.

В формулировках действующих миграционных законах в России, правильнее говорить о втором гражданстве, имеющим второстепенное правовое значение.

В этом вопросе мы однозначно имеем правовую международную коллизию, так как в большинстве иностранных государствах есть четкий законы о двойном гражданстве.

Если сказать проще, если у человека есть российские документы, в России он однозначно считается российским гражданином по действующему закону, а остальные иностранные документы это его частное дело.

Единственной обязанностью в этом случае с двойным гражданством, является уведомление миграционных органов об этом факте.

Есть высокая вероятность, что в новом законе о гражданстве России в текущем году, будет отдельное положение о двойном или втором гражданстве, но это пока не очевидно.

 

 

Заключение

 

В заключение проведенного исследования по рассматриваемому вопросу, возвращаясь к поставленным в работе цели и задачам, можно выделить следующее:

1. Гражданство - это правовая принадлежность лица к данному государству. Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

2. Статья 3 Закона «О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства: «Двойное гражданство-наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного гражданства».

Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 62 Конституции). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Ст. 6 п. 1 ФЗ «о гражданстве РФ» поясняет, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ.приобретение двойной гражданство

3. На сегодняшний день лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан. Считается, что если физическое лицо обладает статусом бипатрида, то оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств. И поэтому вполне возможно, что государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить.

До сих пор остаются неотрегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени.

Российское и международное законодательство несовершенно в данной сфере отношений. Институт двойного гражданства может быть отрегулирован полностью лишь при обоюдном согласии двух государств.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: