УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФГКУ «УВО ВНГ России
по Самарской области»
подполковник полиции
Д.В. Ганичкин
«» января 2018 года
КУРС ЛЕКЦИЙ
Раздела № 1
ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ
Индивидуальной подготовки сотрудников вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы, впервые принимаемых на службу в территориальные органы Росгвардии
«ОРГАНИЗАЦИОННО-правовые основы деятельности войск национальной гвардии России»
Учебные и воспитательные цели:
знать: роль и место войск национальной гвардии в системе правоохранительных органов Российской Федерации; структуру Федеральной службы войск национальной гвардии России, территориальных органов войск национальной гвардии России, организационную структуру территориального органа войск национальной гвардии России; содержание Федерального закона «О Федеральной службе войск национальной гвардии», в т.ч. назначение, основные направления, правовые основы и принципы деятельности войск национальной гвардии; обязанности и права сотрудников войск национальной гвардии; правовое положение сотрудника войск национальной гвардии; правовые основания применения сотрудниками войск национальной гвардии отдельных мер государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
|
|
уметь: осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями законодательных и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность войск национальной гвардии
Время: 6 часов (6 часов теоретическое обучение,)
г. Самара, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Теоретическое обучение | Практическое обучение | Форма контроля |
1. | Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место войск национальной гвардии России в системе правоохранительных органов | 2 | 2 | - | - |
2. | Федеральная служба войск национальной гвардии: основные направления, правовые основы, принципы деятельности | 4 | 4 | - | - |
Всего: | 6 | 6 | - | - |
Тема 1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место войск национальной гвардии России в системе правоохранительных органов. Понятие правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Понятие правоохранительных органов.
|
|
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).
Основные признаки правоохранительной деятельности:
юридические меры воздействия;
строгое соответствие с законом;
установленный законом порядок исполнения;
реализация специально-уполномоченными органами.
Задачами правоохранительной деятельности признаются:
1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
4) надзор за процессом правоприменения;
5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;
6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;
7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:
Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Непосредственные цели:
1) обеспечение и защита (охрана):
- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
1. Конституционный контроль.
2. Прокурорский надзор.
3. Расследование нарушений права.
4. Обеспечение безопасности.
5. Исполнение решений суда.
6. Оперативный розыск.
7. Охрана общественного порядка.
8. Юридическая помощь и консультирование.
9. Предупреждение правонарушений.
Правоохранительные органы РФ:
Система правоохранительных органов в России состоит из 12 органов:
Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
|
|
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, создана 5 апреля 2016 года. В структуру службы входят войска национальной гвардии Российской Федерации, созданные на базе ВВ МВД России. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), функции по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции, функции по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
|
|
Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный правоохранительный орган государственной исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.
Нотариат - общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т.д.).
Адвокатура — социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде любыми законными способами.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания[2]. Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подчиняется Министерству юстиции Российской Федерации.
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:
1. Органы выявления и расследования правонарушений.
2. Органы юридической помощи.
3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, создана 5 апреля 2016 года. В структуру службы входят войска национальной гвардии Российской Федерации, созданные на базе ВВ МВД России. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.
На Войска национальной гвардии Российской Федерации возложено решение следующих основных задач:
участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утверждёнными Правительством Российской Федерации;
участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
участие в территориальной обороне Российской Федерации;
оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране Государственной границы России;
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране Войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
На Войска национальной гвардии могут быть возложены иные задачи решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Место и роль «Росгвардии» в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина рф
Ключевая особенность Конституции РФ 1993 года, заключается в установление нового конституционного строя, на вершине которого находятся права и свободы человека. В ст. 2 конституции закреплено: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Реализация указанных в конституции прав и свобод гарантируется государством (ст. 45 ч.1) через деятельность системы правоохранительных органов. К этой системе по мнению ряда ученых относятся те структуры, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности, правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина и обладают возможностью государственного принуждения.
Анализ нормативно-правовой базы Национальной гвардии РФ позволяет выделить ее особое значение в системе правоохранительных органов РФ (ст. 3).
Федеральная служба войск национальной гвардии РФ создана указом Президента Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 года «в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина» (ст. 1) (далее – Росгвардия (ст. 1).
Обеспечение безопасности граждан в обществе и государстве осуществляется «Росгвардией» с помощью определенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.
По мнению С. В. Калашникова общепризнанный универсальный механизм гарантий прав и свобод включает в себя несколько правозащитных уровней: межгосударственный (международный), внутригосударственный (национальный), локальный (местный). Особенность «Росгвардии» закреплена в нормативном плане и представляет собой возможность данного органа осуществлять защиту прав и свобод человека и гражданина на всех правозащитных уровнях. На межгосударственном – это участие в миротворческих операциях за рубежом (ст. 2 ч. 2). На внутригосударственном уровне – это участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации (ст. 2 ч.1 пн. 3-5). На локальном уровне – это деятельность Национальной гвардии РФ, направленная на охрану общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и т.п. (ст.2 ч. 1 пн. 1,2)
Актуальность деятельности «Росгвардии» определяется ее ролью и местом в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.
Роль Национальной гвардии РФ во многом характеризуется динамической стороной механизма обеспечения. Это подтверждение содержится в различных формах её организационно-правовой деятельности. Которая четко и ясно регламентируется нормативно (ст.ст. 2,4) и активно проявляется в организации действий по борьбе с преступностью на внутригосударственном и локальном уровне. Примером может служить информация, взятая с официального сайта Национальной гвардии РФ. Согласно статистическим данным, в управлении «Росгвардии» по Саратовской области были подведены итоги служебно-боевой деятельности органа за 2016 год: «Активное участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принимают спецподразделения управления Росгвардии (ОМОН, ОМОН на транспорте, СОБР). В 2016 году личным составом этих подразделений задержано 227 лиц, подозреваемых в совершении преступлений. При участии бойцов спецназа изъято более 11 кг наркотических веществ, около полутора тысяч боеприпасов и 2 взрывных устройства. На высоком уровне организована работа по оказанию государственных услуг по линии лицензионно-разрешительной работы. В 2016 году сотрудниками подразделения оказано свыше 31,3 тыс. государственных услуг, из которых 19 866 — в электронном виде и т.д.».
Место федеральной службы в рассматриваемом механизме определяется его статической стороной. Особое значение приобретает компетенция данного органа, которая определяется типовыми и индивидуализированными нормативными положениями о «Росгвардии».
К типовым нормативно-правовым актам можно отнести ФЗ-226 от 03 июля 2016 года «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указ Президента №-510 от 30 сентября 2016 года «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», закрепляющие принципы, задачи и обязанности «Росгврадии».
К индивидуализированным нормативно-правовым актам относится указ Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 158 «О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации», назначающий директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное можно выделить три этапа формирования войск Национальной гвардии РФ в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина.
Первый этап подразделяется на 2 части. Первая часть первого этапа формирования – это нормативное становление нового федеральной органа исполнительной власти, в соответствии с уже принятыми Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, подзаконными актами. Вторая часть этапа заключается в принятие нормативных актов управления, которые направлены на улучшение материально-технической базы Национальной гвардии. Сюда следует отнести, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 января 2017 года «Правила материально-технического обеспечения войск национальной гвардии Российской Федерации», которые содержат в себе положения, позволяющие «Росгвардии» посредством органов снабжения МВД РФ заключать государственные контракты для нужд войск национальной гвардии Российской Федерации, исполнять их, а также использовать иные способы материально-техническое обеспечения (ст.5). Иначе говоря, данное правительственное постановление расширяет возможности «Росгвардии» в вопросе дополнительного финансирования ее территориальных служб.
Второй условный этап, как основной, будет проходить с 1 января до 1 сентября 2017 года. За это время необходимо выполнить ряд первостепенных задач. Во-первых, разработать действенные концепции строительства и развития системы управления войсками национальной гвардии РФ (ст. 9 ч. 7). Во-вторых, вывести «Росгвардию» на среднесрочную перспективу (ст. 9 ч. 8). В-третьих, полностью завершить изменение нормативно-правовой базы федеральных и территориальных органов (ст.2 ч. 2). В-четвертых, максимально оптимизировать организационно-штатную структуру войск (ст. 14 ч. 10).
И заключительный, третий этап формирования федеральной службы начнется 1 сентября 2017 года и продолжится до 31 января 2018 года. Именно в этот период, все структурные подразделения Национальной гвардии РФ перейдут на военную службу. Таким образом будет завершен цикл становления «Росгвардии», место и роль которой окончательно обозначится в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина РФ.