Культурная среда ребенка

Это среда обучения и жизнедеятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собственной активной учебной и самообразовательной деятельности; мультикультурным пространством учебного заведения; культурой общения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.

Культурная среда представляет собой саму культуру во всей ее полноте функций и процессов, форм и содержаний, но рассматриваемую под определенным углом, с акцентом на ее пространственном воплощении. Культурная среда — это комплекс культурных предпочтений населения, локализованного в границах определенного пространства. Причем эти культурные предпочтения в основном выражаются в нормах социального поведения социального поведения; людей, фактически материализуются в них.

Структурно культурная среда состоит из четырех составляющих:

1. символической деятельности, выполняющей функции обучения людей нормам предпочитаемого

2. нормативного социального поведения как такового;

3. языка, с помощью которого осуществляется информационное обеспечение социальных взаимодействий;

4. нравов, с помощью которых осуществляется регуляция социальных взаимодействий.

Важным аспектом анализа среды является ее типологизация.

Типологизация – это (греч. tipos - отпечаток, форма, образец и logos - слово, учение) - метод научного познания, направленный на разбиение некоторой изучаемой совокупности объектов на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного). В основе типологизации лежит понятие о нечетких множествах, т.е. множествах, не имеющих четких границ, когда переход от принадлежности элементов множеству к непринадлежности их множеству происходит постепенно, не резко, т.е. элементы некоторой предметной области относятся к ней лишь с известной степенью принадлежности. Типологизация проводится по выбранному и концептуально обоснованному критерию (критериям) или по эмпирически обнаруженному и теоретически интерпретированному основанию (основаниям), что позволяет различать соответственно теоретические и эмпирические Т.. Типологизацию следует также отличать от классификации, предполагающей нахождение четкого места каждому элементу (объекту) в группе (классе) или ряде (последовательности), при четком проведении границ между классами или рядами (один отдельно взятый элемент не может как одновременно принадлежать разным классам (рядам), так и не входить в какой-либо из них вовсе). К тому же считается, что критерий классификации может быть случайным, а критерий Т. всегда сущностный. Результатом Т. выступает обоснованная внутри ее типология. Последняя может рассматриваться в ряде наук (в частности, в социологии) как форма представления знания или как предшествующая построению теории какой-либо предметной области, или как "финитная" (завершающая) при невозможности (или неготовности научного сообщества) сформулировать адекватную области изучения теории. Таким образом, одной предметной области может быть поставлено в соответствие множество типологий - интерпретаций. Различают Т. по процедурам их построения: морфологические и структурные (статические); процессуальные (динамические); генетические; сравнительно-исторические.

Согласно точке зрения представителей современной социальной философии, культура – это «вся создаваемая человечеством предметная действительность, воплощающая в себе наши собственные силы и отношения» (В.М.Межуев, 1977, 1982). Иными словами, – это весь мир, в котором человек обнаруживает и проявляет себя как общественное существо. Можно сказать, что культура и сформированный ею менталитет оказываются той питательной средой, почвой, на которой взращиваются культура и менталитет конкретной личности, т.е. ее интеллектуальная, эмоциональная и духовно-нравственная сферы. А это, в свою очередь, предполагает педагогическую интерпретацию закономерностей объективного процесса инкультурации, т.к. образование, являясь социокультурным институтом, обеспечивая формирование менталитета социальной общности, устойчивость национальной культуры, духовности социальных связей и отношений, придает субъективное, личностное начало процессу передачи культурного наследия от одного поколения к другому.

Это заставляет нас говорить об утверждении в национальной концепции образования важного принципа уважения к личности воспитанника и учете в содержании образования его духовного потенциала, который реализуется путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Поэтому мы можем со всем основанием считать, что сущностью образовательного процесса в данном случае становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщение молодого человека ко всему богатству человеческой культуры.

Следовательно, цель образования как социокультурного института должна быть переориентирована в сторону приоритетности его культурной функции, а сама образовательная система должна соответствовать позитивным тенденциям социально-культурного развития и ориентироваться на проверенные временем культурные доминанты, сохранившие свое значение и для современности, такие как антропоцентризм, гуманизм и духовность, являющиеся базовыми в отечественных философских воззрениях.

Образование в данном аспекте воспринимается с позиций его возможностей, его значимости в формировании духовного облика человека – личности, способной сохранить и упрочить все позитивное, что завоевано предшествующим опытом, и, следовательно, принять это позитивное в качестве собственных ориентиров.

Данный подход диктует настоятельную необходимость решительной корректировки школы в области воспитания, сущность которого в рамках данного подхода представляется нами как принятие молодым человеком выработанного культурно-нравственной традицией окружающего социума идеала совершенства и включение его в собственную жизнь. Поэтому важнейшим условием эффективности воспитательного процесса с позиций духовности, по нашему мнению, является введение в педагогический контекст традиционных для социума культурно-нравственных образцов для подражания, которые будут задавать планку совершенства, помогая обретать личностную гармонию и понимать свое предназначение, пробуждая в молодом человеке энергию самосозидания.

Культурное пространство – это многозначное понятие, имеющее социальные, культурные, экономические, политические, исторические и географические корни. Следует выделить основные принципы формирования культурного пространства:

- существование в многонациональной стране, каковой является Россия, множества культур;

- существование множества субкультур, отражающих предпочтения отдельных однородных групп населения;

- существование общей основы, объединяющей культуру того или иного народа, нарушение ядра которого разрушает данную культуру;

- наличие тенденций сохранения, с одной стороны, этнических культур и их основ, а с другой стороны – противоположных тенденций, обусловленных взаимопроникновением культур, влиянием массовой культуры и процессами глобализации;

- наличие существенных связей между этническими культурами, субкультурами, позволяющие удерживать эту культурную среду в некотором относительно стабильном и устойчивом состоянии в данной структуре.

Культурное пространство в целом может совпадать с государственными границами и состоять из множества культурных пространств регионального и республиканского уровней. Однако распад СССР, миграция населения внутри стран СНГ и за их пределы привели к возникновению этнически однотипных культур за пределами государственной границы (например, русскоязычные диаспоры). Поэтому культурное пространство может выходить за географические границы России и вбирать культуру и носителей культуры, оказавшихся за пределами этих границ. С другой стороны, переезд в Россию граждан других стран (а их около 5 млн человек), не несущих российских культурных традиций, сужает культурное пространство России.

В Федеральном Законе «О культуре РФ» говорится, что культурное пространство России состоит из двух крупных составляющих. Одна часть – это культурное наследие народов РФ, т.е. материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической или архитектурной точек зрения. Другая составляющая культурного пространства – активная, находящаяся в социально-экономическом обороте часть культуры, которая потребляется населением в виде культурных благ, товаров и услуг, являющихся результатом духовного производства.

Естественно, граница между этими частями достаточно условна. Первая составляющая представляет основу – базу культурного пространства, определяет его качество и сущность. Одновременно эта составляющая культурного пространства характеризует с экономической точки зрения объем и масштабы культурного пространства, в основе которого лежат потребности населения в данный период. Потребности, тесно связанные со всеми слоями культуры и культурным потенциалом, определяют сегодняшнее состояние культурного пространства. Поэтому, культурное пространство можно также определить как развивающуюся, взаимодействующую систему культурных потребностей населения страны, органически связанную с накопленным культурным наследием и его повторным освоением в связи с развитием новых форм культурного поведения, реализации новых творческих концепций и применения новых культурных технологий. Следовательно, культурное пространство характеризуется динамичностью, способностью к саморазвитию, изменению масштабов, объема и структуры, пространственных границ.

В сферу действия экономических отношений входит лишь та часть культурного пространства, которая требует затрат экономических ресурсов и профессиональной организации производства товаров и услуг культуры.

 

 Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

Социокультурная среда, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; "пространство" или "набор общедоступных деятельностей", условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

- относительной стабильностью и устойчивостью,

- связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

- побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

- "творимостью" среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

- достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

- направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит.

В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда - современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность младшего школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, "распредмечивая" которые человек становится культурным.

2) макросреда - общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда - социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для человека.

Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время "индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого "Я". В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится "саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке". Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится "выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой".

Вместе с тем, фактор среды также можно рассматривать как основу социально-педагогической детерминации, создающей целостность среды, ситуации жизненного опыта, культурно-образовательных условий, социально-бытовых и традиционные влияния. Личность является в этом процессе, по мнению Л.П. Буевой, своеобразной "микросистемой", микрокосмом, который формируется в процессе усвоения социально-культурного опыта.

Научные исследования и практика (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, И.А. Зимняя, М.И. Буянов, В.С. Мухина, Л.И. Божович и другие) показали, что дети - сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют немало нарушений в эмоциональной сфере, самосознании, поведении. Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения.

Психологи отмечают, что нарушения социально-психологической адаптации приводят к дисгармонии отношений личности с окружающей средой объясняющие агрессивное поведение, затрудняющее социализацию воспитанников детского дома. Вырастающая из самоощущения "деклассированного элемента" предрасположенность к асоциальному образу жизни, совершению противозаконных действий и самоубийству подогревается самой атмосферой детского дома и воспитанием, которое нередко сопровождается серьезными психологическими травмами и, главное, не предусматривает приобретения навыков, способствующих "постинтернатной адаптации". Исследования А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых свидетельствуют, что вне семьи, то есть в условиях детского дома, развитие ребенка идет по "особому пути" и у него формируются особые, специфичные черты личности, поведения, характера. Многие дети попадают в интернатные учреждения после длительного пребывания в доме ребенка, в неблагополучной семье, на улице. Пережитые за это время стрессы сказываются на развитии эмоционально-волевой сферы. По наблюдениям психологов, для воспитанников обычных детских домов характерны односторонность, бедность поведенческих мотиваций, постоянная зависимость от поведения взрослого. В конфликтных ситуациях они зачастую неспособны сколько-нибудь объективно оценить ситуацию, не могут владеть своим настроением и поведением.

Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребенка, где они воспитывались до трех, иногда до четырех лет. Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. В свои первые годы жизни они отличаются не свойственной детству пассивностью. Лишенный с рождения самого главного для него - материнской любви и ласки, а в условиях закрытого учреждения - возможности нормального общения со взрослыми, в возрасте 6 - 8 месяцев ребенок утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивны.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их "право" на нарушение общественных устоев. В школе они отрицательно относятся к одноклассникам из семей.

 

Принято выделять следующие проблемы, обусловленные спецификой среды.

1) Формирование феномена "мы" в условиях детского дома. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом.

2) Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в определенном жизненном пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из детских домов в больших городах осваивают чердаки и подвалы.

3) Вопреки предположению о большей самостоятельности воспитанников детских домов по сравнению с их гиперопекаемыми "домашними" сверстниками, у них были обнаружены серьезные дефекты произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

4) В данных условиях существует безусловная принадлежность к какой-либо группе, отсутствие выбора.

5) У детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте").

6) Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению.

7) Проблема общения. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться.

 

Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности продолжать обучение в общеобразовательной школе с диагнозом "задержка психического развития". А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом.

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности ("силы личности"), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются, чаще всего, в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Дети, растущие в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивают навыки продуктивного общения. Их контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, такие дети не умеют вести себя таким образом, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: