Дано: Исходная точка А (рис.2)на момент Т1с отсчетом лага ОЛ1 известна и нанесена на линию проложенного истинного курса. Найти, где будет судно на момент времени Т2 (приход в точку В), если известна лаговая скорость судна Vл и поправка лага Δл%.
Решение.
· рассчитывается время плавания судна Δ t = Т2 – Т1;
· рассчитываем истинную скорость судна V0=Vл×Кл
· по скорости Voи времени плавания Δ t рассчитывается пройденное судном расстояние S по формуле S = V0×Δ t.
При заданном отсчете лага пройденное судном расстояние рассчитывается
по формуле ;
· рассчитанное расстояние S откладывается от точки А по линии истинного курса в направлении движения судна. Полученная точка является искомой точкой В.
Рис. 2.
Расчет времени и отсчет лага прибытия судна в заданную точку В.
Дано: Начальная точка А с моментом времени Т1и отсчетом лага ОЛ1 известна (рис. 3). Найти в какой момент времени Т2 и при каком ОЛ2 судно придет в точку В.
|
|
Рис. 3.
Решение.
· На карте наносим заданную точку В.
· На карте циркулем измеряют расстояние S между точками А и В.
· По полученному расстоянию рассчитывают время плавания Δt от точки А до точки В.
×60 (мин); ;
· По расстоянию снятому с карты S и коэффициенту лага Кл рассчитывают разность отсчетов лага РОЛ.
; тогда
Точка В может задаваться истинным пеленгом на ориентир (рис. 4).
Рис 4.
В этом случае для нахождения точки В необходимо от места ориентира на карте проложить линию истинного пеленга до пересечения с линией истинного курса. Точка пересечения линии истинного пеленга с линией истинного курса и является заданной точкой В.
Точка В может задаваться расстоянием до приметного ориентира (рис. 5).
Для нахождения точки В циркулем, раствор которого соответствует заданному расстоянию, проводится дуга окружности до пересечения с линией истинного курса. Точка пересечения дуги окружности с линией истинного курса и является заданной точкой В.
Точка В может задаваться и курсовым углом на ориентир (рис.6).
Рис. 6
В этом случае для решения задачи удобнее перейти от курсового угла к пеленгу, соответствующему заданному курсовому углу, по формуле ИП = ИК КУ (правый борт - "+", левый борт - "-").
Наиболее часто точка В задается траверзом ориентира (КУ= 90 ), так как траверзы приметных ориентиров обычно назначаются как точки изменения курса или скорости судна или как точки выполнения других действий.