Методы исследования в профессиональной педагогике, как и в педагогической науке в целом, делятся на теоретические (теоретический метод анализа педагогических идей, математические и статистические методы) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, изучение и анализ документов, обобщение опыта, педагогический эксперимент). Наряду с ними для получения объективных количественных данных получили распространение инструментальные методы – специальные эмпирические методы исследований явлений процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов.
Эти методы используются в исследованиях, связанных с формированием профессиональных умений, проблемами профессиональной ориентации и профотбора, профессиональной адаптации рабочих, специалистов и т.д. Как правило, они специализированы и служат для изучения конкретных явлений. В то же время комплексное применение инструментальных методов, тем более в сочетании с экспериментом и другими общенаучными методами, позволяет составить довольно полную картину изучаемых явлений и приводит к нужным результатам, которые без их применения вообще не могли бы быть получены.
|
|
Инструментальные методы включают три группы: 1) хронометраж; 2) биомеханические методы; 3) психофизиологические методы.
Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения. Хронометраж – это замеры отрезков времени, требующегося для выполнения отдельных действий, с целью определения оптимальных сроков, норм и режима труда, в том числе ученических на разных этапах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки степени тренированности учащихся или рабочих и т.д. При хронометраже используются либо обычные часы или секундомер, либо, если исследователь не может зафиксировать отдельные моменты, например быстрые движения, специальные приборы с датчиками – электронные секундомеры, хроноскопы.
Так, временная структура деятельности станочника может быть зафиксирована хронографом – самописцем, подсоединенным с помощью специальных датчиков к какому-либо станку. Любое взаимодействие со станком – включение, переключение подач, вращение рукояток, соприкосновение инструмента с заготовкой – фиксируется на бумажной ленте самописца, так называемой хронограмме, по которой и производится дальнейшая обработка данных.
Разновидностью хронометража является фотографирование, когда в течение рабочего дня или урока производственного обучения измеряют и анализируют все затраты времени. Этим выявляют прежде всего потери рабочего времени и их причины, а также состояние организации труда. В этих же целях применяется самофотографирование: учащийся или рабочий сам наблюдает за своей работой и результаты замеров заносит в специальный листок наблюдения.
|
|
Биомеханические методы – это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д.
Исторически первым в этой группе был циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.
Применение методов биомеханики не обязательно связано с использованием сложной аппаратуры. Можно привести такой простейший пример. К обуви учащихся прикрепляются на резинках металлические пластинки с небольшим выступом, а на полу у рабочего места стелится лист бумаги. Таким образом, любое переступание ног фиксируется следом на бумаге.
Психофизиологические методы, применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы.
Электромиография – запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения. Электрические потенциалы мышцы с помощью специальных электродов подаются на усилитель и после усиления – на самописец, регистрирующий электрические сигналы на бумажной или какой-либо другой ленте. (Эта запись называется миограммой.) Так, с помощью миографии было установлено, что даже высококвалифицированные рабочие слесари и станочники, одинаково успешные по результативным характеристиках (точности и производительности труда), выполняющие одну и ту же; работу, сильно различаются между собой по внутренней психофизиологической структуре действий: она энергетически экономна и рациональна у тех, кто первоначально получил профессиональную подготовку в стационарном профессиональном учебном заведении под руководством квалифицированного мастера-наставника.
Электрокардиография – регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. Также как и скелетные мышцы, сердечная мышца сокращается под воздействием поступающих из мозга электрических сигналов. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы.
Электродермография – регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека также происходит под воздействием электрических сигналов мозга. Электродермограмма является в первую очередь показателем эмоционального состояния человека в процессе работы. Так, если водитель автомобиля не уверен в себе на дороге, то это отразится резкими колебаниями электрических потенциалов на дермограмме.