Вообще, какой смысл у сексуальности? Получение удовольствия

Но если тело становится объектом, то тогда это тело нагружено совсем другим смыслом. Тело перестает быть источником удовольствия. Потому что я не могу получить удовольствия от других тел. Нет, я, конечно, могу получить некое удовольствие от них, но оно не будет иметь никакого отношения к моей истинной сексуальности.

 

Так вот, отношения с телом будут строиться по типу, так как строятся с мамой. На оральной фазе, какую главную роль играет мама? Она обеспечивает безопасность и через кормление в том числе. И мое тело, если я нахожусь на оральной стадии, просто становится обеспечителем моей безопасности. Все, что я делаю с телом - это лишь ради того, чтобы чувствовать себя комфортно.

 

 А потом какую роль играет мама, какие отношения отыгрывает ребенок на втором году жизни? Контроль и власть. И вот здесь мое тело является способом завладения, способом получения контроля ивласти. Посмотрите, как меняется смысл сексуальности. Многие мужчины говорят: "Я с ней переспал, значит - моя". Что значит моя? Она вообще к тебе не имеет никакого отношения, ну да было, ну и что. А это и есть сексуальность, как способ получения власти. А многие женщины: "Вот я с ним пересплю - и он будет мой, или после этого он будет делать то, что я захочу". То есть это становится источником получения власти, но это не имеет никакого отношения к удовольствию. Встретились, переспали, получили удовольствие, а дальше идет огромная фрустрация. А почему фрустрация-то, удовольствие ведь получено. А смысл- то был в другом. Это как во французском анекдоте. Француженку спрашивают, что она любит в сексе? "Чашечку кофе- до и сигарету - после". Правда, кто-то сказал еще, что банан - вместо, но смысл в том, что это все оральная сексуальность, главное, чтобы в рот. Так вот смысл оральной сексуальности в обеспечении безопасности, там важна прелюдия - до и возможность спать вместе - после. А то, что посередине - это плата за то, что было до и, что будет после. Это если тело играет роль обеспечителя безопасности.

 

На втором уровне (анальном): тело, как способ получения контроля, способ получения власти над объектом.

И на третьем, фаллическом уровне смысл сексуальности показать всем, как здорово я занимаюсь сексом, какое у меня замечательное тело (чтобы получить восхищение окружающих). То есть, это тело не для того чтобы получать удовольствие для себя, а для того, чтобы его всем показывать. Здесь важный момент. Если у ребенка есть мама и он застревает на каждой из фаз (но мама есть и ему не надо создавать внутренний объект), то тогда он использует в дальнейшем, в качестве объектов других: мужа, любовницу, жену, любовника, чтобы разрешать свои проблемы. Либо для обеспечения безопасности на оральном уровне (но с другими людьми), либо, чтобы обрести власть на анальном уровне, но через других людей, либо чтобы показать, какой я крутой, или какая замечательная на фаллическом уровне, но за счет других людей.

 

 Поэтому, по сути, надо оценивать не качества личности у таких людей (т.к. целостной личности еще нет, структура еще не сформирована, а только в процессе формирования), а уровень нарушения (точнее дефицитарности, т.е. смотреть - чего и на каком уровне не хватило ребенку для гармоничного нормального развития).

 

 Обвинять человека в том, что он чего-то не получил в свое время – бессмысленно и непродуктивно. Он со своего уровня просто не поймет этих обвинений, он по-другому не умеет. Если у ребенка в течение первых четырнадцати месяцев была мама, которая обеспечивала безопасность и справлялась достаточно удовлетворительно с этой ролью (т.е. уровень тревоги был для ребенка переносим), то это значит, что у ребенка будет существовать внешний мир. Ему всегда будут нужны внешние объекты для того, чтобы с ними решать свои проблемы. Проблемы будут, но решаться они будут через других людей: любовников, друзей, аналитиков, но через внешний мир. Это если была мама и поэтому первые четырнадцать месяцев жизни принципиально важны.

 

 Если у ребенка есть мама - пусть не очень адекватная, пусть она до конца его не удовлетворяет, пусть не делает все то, что мы сказали, но пусть она будет эмоционально присутствовать, т.е. покрывать хотя бы 80% его потребностей, то такой ребенок справится с оставшейся частью тревоги через механизмы защит.

 

 Если у ребенка нет мамы, то ребенок создаст маленькую маму внутри себя и будет через эту маму решать все свои проблемы, но он никогда не будет нуждаться во внешнем мире . Это будут те самые люди, которые почему - то все время разваливают отношения. И из терапии они уходят, потому что аналитик не тот человек с кем они решают проблемы, потому что у них уже есть отношения, и как вариант, отношения со своим телом или интеллектом. Тогда все то, что я делаю с объектом, я буду, например, делать со своим телом. И тогда я буду любить свое тело, чтобы обеспечить безопасность, если язастряла на первом оральном уровне. Я буду его гладить, мазать кремом, водить его в сауну, я буду делать ему массажики и мне, в общем, все равно, что другие про меня думают. Ну и что, что во мне120 кг, ну люблю я себя такой, ну мама у меня такая. Я же маму люблю в любом виде. И попробуй, напади на мое тело - побью и покусаю. И тогда самая главная задача такого человека, чтобы он любил свое тело, чтобы тело было таким, каким он его хочет видеть.

На втором, анальном уровне, если отношения как с мамой, то смысл в овладении телом, либо в о бретение контроля над телом. Вот вам балерины - они совершенно не оральные, нет, это другой уровень. Это балерины, это спортсмены - это выше, чем оральный уровень. Смысл в чем? Овладеть своим телом до мелочей, до тонкостей, обрести над ним контроль. Представляете, под каким контролем нужно держать тело, чтобы выполнять самые сложные технические приемы. И тогда я свое тело вожу на тренировки, я его дрессирую, чтобы обрести над ним мощнейшую власть. Вместо того, что выяснять отношения о власти с мамой, ну или с любовником, например..., я их выясняю со своим телом.

И на третьем уровне я свое тело дрессирую для того, чтобы все им восхищались. Но тело перестает быть источником получения удовольствия, тело становится объектом.

 

Другой вариант - Эго может в объекты двинуть интеллект. Эго может в объекты двинуть все мои умственные способности. И что тогда будет? Такие люди начинают играть в дочки - матери со своим интеллектом. И они используют интеллект не для того, чтобы познавать мир, ну для себя. Нет, они используют интеллект - первый вариант (если фиксация на оральной стадии), для обеспечения безопасности, их потребность - все, все знать, и уметь все запомнить и все объяснить (это не защитная интеллектуализация). Ведь для ребенка важно, чтобы мама была в хорошей форме, чтобы его удовлетворять. Если мама лежит парализованная, то ребенок страдает и жутко злится на маму. Мама обязана обеспечивать безопасность. Если такой человек что-нибудь забывает, он себя ненавидит. Если такому человеку отказывают внимание или память, он начинает неимоверно нервничать. Потому что смысл его интеллектуальных способностей - обеспечить безопасность.

 

Есть е ще один способ (если фиксация на анальной стадии) использования интеллекта. Это получение власти над объектом, способ контроля. Я такой умный - я все делаю, все контролирую.

 

И третий вариант (фиксация на фаллической стадии) - использования интеллекта - демонстративный. Я учу стихи не для того, чтобы стихи читать, а чтобы всем рассказывать, какие стихи я знаю. Вот, " знатоки " - они просто играют со своим интеллектом, они действительно самодостаточные, почти все. Но сейчас речь не об этом.

 

 Очень важно и очень здорово для ребенка, что мама является внешним объектом. Вот когда ребенок родился, есть он, и есть мама. Почему это важно? Ведь психика необычайно умная и гибкая. Если бы ребенку было надо, поверьте, он бы рождался с созревшим Эго. А что такое созревшее Эго? Это интернализация маминого образа, т.е. мамин образ внутри него. Но оно почему-то - не надо. И теперь знаю почему. Потому что от внешнего объекта всегда можно отойти. Представьте себе, если мама обеспечивает ребенку безопасность, всегда смотрит в его сторону и держит его в поле внимания, то на подфазе практики ребенок может отойти от мамы, испытать тревогу, вернуться. Снова отойти, испытать тревогу, вернуться. Отойти, испытать тревогу, попробовать с ней справиться своими силами. И у него начинают расти собственные, не мамины, механизмы защиты, которые к нему подогнаны, а не взяты с «чужого плеча». Обратите внимание, я думаю, что когда ребенок интернализует мамино Эго, у него уже есть свое. Свое Эго уже хорошо работает, мамино является дополнением в три года. Что происходит? Ребенок на подфазе практики: он отходит - испытывает тревогу (он четко знает, с какой тревогой он может справиться), он отходит ровно на то расстояние, на котором тревога переносима и начинает растить механизмы защиты: отошел- вернулся, отошел - побыл, а потом начал что-то делать, но все это при условии, что мама внешняя. От внешних объектов можно отойти. И вот в три года, когда мама станет уже не внешним объектом, а внутренним (в это время уже интернализуется образ мамы вовнутрь), отойти от него будет уже нельзя. Это будет невозможно. Поэтому подфаза практики одна из самых важных.

 

 Если в первые четырнадцать - шестнадцать месяцев жиз ни мамы нет, ребенок срочно создает себе объект из внутреннего мира, чтобы выжить. И этим объектом может стать тело, и он с ним будет формировать отношения. Эти дети в четыре года говорят: "Я не буду это есть - это вредно" или "От этого поправляются" Вот вам все - отношения с объектом, он уже начал объект делать под себя. Или: "Я выучу этот стишок, чтобы завтра рассказать в садике" Это уже отношения для чего - то. Так вот, если ребенок изобретает себе внутренний объект, а происходит это на первом году жизни - такой ребенок отойти от этого объекта уже не может. А знаете, о чем это будет говорить? Значит, он не может сделать для себя регулируемый уровень тревожности, а это значит, что у него не будут развиваться защитные механизмы, свои собственные, персональные. У таких людей не развиты защитные механизмы. Пример. Барышня почти все время тренируется, по шесть часов в день: у нее шейпинг, у нее бассейн и бег. Она сбросила килограмм 25, выглядит как местная фотомодель, великолепно себя чувствует. А до этого она свое тело то худила, то она его на диеты сажала, то она его массировала, она строила отношения со своим тело, но только не очень успешно. Получилось, что муж наладил ей отношения с внутренней мамочкой (он у нее фитнес-тренер) - с ее телом. Она функционирует блестяще, хорошо себя чувствует, но тут она едет в отпуск. И этот отпуск парализует ее внутреннюю мамочку, потому что в отпуске, где абсолютно бесполезно тренироваться по 6 часов, там невозможно бегать при такой температуре, нет такой возможности ходить в тренажерный зал, потому что там их в принципе нет, там можно плавать, но этого недостаточно. Но у нее система рационализации, что если она не тренируется, то она поправится. Но что произошло? У нее парализовали маму. Что происходит с ребенком в такой момент? Шкалящий уровень тревоги. Если мама внешняя, то ребенок тут же включает механизмы защиты, он может включить отрицание, вытеснение, онразряжается каким - то образом. А у нее, поскольку мама внутренняя, то механизмы защит, как и возможность отойти, не развиты. И у нее появляется шкалящая тревога. Что можно сделать с этой тревогой? Заесть ее она не может (лишний вес боится набрать), она начинает курить, потом она ни разу за две недели не просыхает, она все время находится в алкогольном опьянении. А потом естественно через четыре дня она влюбляется «на полную катушку». То есть, она нашла себе замещающий объект. Затем она возвращается домой, начинает тренироваться и вдруг все проходит, любовь проходит, сигареты отваливаются, спиртной допинг отваливается - все замечательно и выглядит великолепно.

 

Вот вам пример. То есть получается что? Пока мама внешняя, до определенного возраста ребенок обладает резервом, он накапливает определенный запас, он наращивает свои механизмы защит. И ведь основные механизмы защит начинают работать на подфазе практики и на анальной стадии, которую мы сегодня будем разбирать, потому что можно отойти и можно вернуться. А вот если образ сделать внутренним, да еще и практически идеальным (потому что и тело, и интеллект это хороший образ), то с ним вообще ничего проиграть нельзя. И тогда мы будем иметь те нарушения, которые в последующем назовем дефицитарными.

 

Основа гармонии – в том, как я соотношу себя с внешним миром. Поэтому мой сексуальный партнер будет являться в дальнейшем представителем внешнего мира. Если я не смогу это интегрировать, не смогу жить параллельно, то тогда будет огромная проблема. Если взять в очередной раз сексуальность, то, как будут выглядеть сексуальные отношения: я делаю для тебя, а потом ты делаешь для меня, но вместе не бывает, то есть существование вместе просто невозможно. Я участвую в тебе, за то, что ты потом участвуешь во мне. Хорошо, если оба партнера такие, то тогда возможна адаптация.

 

  И так мы получаем людей, которым в принципе не нужен внешний мир, все отношения завязаны на себе самом. И это математики, программисты или спортсмены, танцовщицы. И когда вы встречаете очень красивую женщину, которая не замужем и не имеет отношений, то задумайтесь, нет ли там отношений со своим телом, только с телом. И она все отношения с миром проигрывает через это тело. Но это не самыйстрашный дефицит, потому что здесь есть Я и объект моей безопасности.

 

А вот, что же может еще случится в первые четырнадцать месяцев жизни, гораздо более страшное? Если не хватает любви, или не хватает безопасности, если чего - нибудь не хватает, это всегда можно найти, а вот если слишком много - это гораздо хуже. И когда есть гиперстимулирующая мама - это другой дефицит - это, когда «меня нет». Так вот, в первые четырнадцать месяцев закладываются основы дефицитарных состояний, в которых либо «меня нет», либо «объекта нет». И вот именно поэтому нужна мама, обеспечивающая безопасность. Потому что обеспечивающая безопасность мама позволяет не сформироваться дефицитарности, позволяет ребенку сохранить для себя: и себя, и внешний мир.

И вот если у ребенка появляется и он и внешний мир, ребенок переходит в следующую подфазу развития. Эта подфаза называется "воссоединение". Длится она с четырнадцати до двадцати четырех месяцев и параллельно ее можно отыгрывать в терминах теории психосексуальности, как анальную стадию. Это схожие понятия и мы сейчас их оба посмотрим.

 

Итак, что же такое подфаза воссоединение. Дело в том, что в это время ребенок выходит во внешний мир, и ребенок начинает строить определенные отношения с этим миром. Самое главное, что происходит на этой фазе это то, что ребенок должен становиться личностью. Здесь происходит формирование личности. И эта личность, должна каким-то образом себя проявлять. Кого мы называем личностью? Это человек, у которого есть желания. То есть тот человек, который лежит на диване и ничего не хочет, его мы не называем личностью. По сути, если человек чего-то хочет, к чему-то стремится, то его мы можем назвать личностью. Правда, мы хотим, чтобы личность была социальной (функционировала в рамках морально-этических требований и норм). Но я могу сказать, что Чикатило тоже был личностью, но антисоциальной.

 

Правда есть одна проблема. Чтобы что-то захотеть нужно иметь очень высокую степень самоосознанности. Если в анализе спросить у пациента: "А чего вы хотите?». Многие пациенты не могут дать удовлетворительного ответа на этот вопрос. Чтобы начать хотеть, надодействительно хорошо знать, кто ты есть (т.е. надо осознавать себя как отдельную личность, индивида). Вот здесь происходит некий сбой в развитии. Но на любой сбой природа дает варианты разрешения. Ребенок не может еще хотеть, потому что в принципе он еще психически, именно психически не дозрел, его интеллектуальная сфера еще не созрела, а личностью становиться уже надо, потому что это время отведено на личностный рост. Поэтому что делает детское Эго? Оно берет мамино желание, переворачивает его вверх ногами и выдает за свое. Вот на это у него ума хватает.

 

Итак, это время личностного роста, отличающееся тем, что психика еще не созрела, но здесь есть одно маленькое "но". Я беру мамино желание, переворачиваю его вверх ногами и выдаю за свое, потому что я должен стать личностью. Но вот вопрос: если вы живете с мужем, у вас двое детей, вы не очень молоды, у вас нет образования, он вас полностью обеспечивает, а вы вдруг захотели стать личностью, и будете все его желания переворачивать вверх ногами, долго вы продержитесь? Не долго. Это что значит? Жена зависима от мужа, ребенок зависим от мамы в две тысячи раз больше, потому что без мамы он умрет. И сказать: «нет» маме - очень страшно. Но сама природа (генетическое, линейное развитие у всех одинаково), заложила определенную данность, с помощью которой ребенок может справляться с ситуацией. Именно поэтому личность формируется в этом возрасте, потому что в это время есть определенная психологическая данность.

 

Что это за данность? Это особое восприятие мира ребенком. Структура этого восприятия такова, что у ребенка есть представление, что мира два. Это то, что появилось с момента рождения. Это совершенно особое восприятия: если мне плохо, то - мир плохой и мама плохая; если мне хорошо, то мир хороший и мама хорошая. С момента рождения и особенно (достигает пика) в анальную стадию у ребенка существует субъективное ощущение, что существуют две мамы, а не одна. Ребенок живет в психической реальности.

 

 Что такое психическая реальность? Если в своей психической реальности я безобразно толстая, то, сколько бы вы мне не говорили, что я средне-статистически стройна, я все равно буду ходить в спортзал и сидеть на диете. Так вот, ребенок чувствует, он знает, что мам две, и он строит свои отношения с двумя мамами. Причем это ощущение не зависит от того, что делает мама. Если ребенку плохо: болит живот, желание не выполнили, ударился - мама плохая, мама - баба Яга. Если ребенку хорошо: все замечательно, все желания выполнены - мама хорошая, мама Фея. И это очень важно, чтобы такое восприятие мира у ребенка было. Если ребенок хочет не убирать игрушки с ковра, а мама хочет, чтобы он их убрал. В этот момент ему дискомфортно? Дискомфортно - прут против его желания - мама - баба Яга. А баба Яга для чего дана, это во всех сказках написано? Чтобы с ней воевать, ссориться, делать гадости и чтобы при этом остаться живым и все будет хорошо. И такой ребенок говорит: "А не буду убирать игрушки с ковра". И это значит, что он сказал гадость бабе Яге, и он чувствует себя замечательно, так как смог бабе Яге сделать гадость, потому что баба Яга для этого и создана. А в тот момент, когда все хорошо он маму любит.

 

Такое восприятие мира есть с самого рождения, а мы начинаем это наблюдать в возрасте четырнадцати месяцев. Почему? Именно с этого возраста все авторы описывают ребенка, как террориста. Потому что все, о чем бы мама его не попросила он не делает. И здоровый ребенок в этом возрасте говорит: "Нет, не хочу, не буду, я сам ". И спорит с мамой: "Ты наденешь колготки" - "Нет, не надену колготки", "Пойдем гулять" - "Нет, останемся дома ". Это значит, что ребенок психологически здоров!!!!!

 

Дело в том, что действительно такое восприятие мира, когда мне плохо, то и весь мир плохой, оно существует с момента рождения. И с момента рождения можно было бы об этом всем говорить. Но! Когда ребенок родился - у него ощущение, что он - это весь мир. И значит если мне плохо, то это я - плохой, потому что весь мир плохой, а я – это весь мир. Мы с вами говорили, что очень важно, чтобы на первом году жизни удовлетворялись все потребности ребенка, в тот момент, когда они возникают. Потому что если у ребенка на первом году жизни возникло ощущение, что я хочу есть, а мама тут же дала грудь - это не дает возможности в этой системе образоваться агрессии. То есть симбиоз, взаимоудовлетворяющие отношения угадывания, не дают в этой системе образоваться агрессии. Если вдруг этот симбиоз разрывается, и мама не может выполнять желания ребенка, то внутри ребенка образуется агрессия. Но у него-то еще есть ощущение, что я - это весь мир и эта агрессия остается внутри него, направлена на себя, внутрь себя. У него нет пока механизма справляться с этой агрессией. У него нет вообще никаких механизмов, чтобы эту агрессию связывать.

 

 Что это значит? Когда ребенку на первом году жизни плохо, его не накормили, у него ощущение, что это он – плохой. А на втором году жизни, у него ощущение, что это мама плохая, мама - баба Яга. Значит ощущение одно и то же, но на первом году жизни - «я плохой», на втором - «мама плохая». Что заработало? Заработал защитный механизм проекции, который заработал на анальной стадии. Теперь я от своей агрессии могу избавляться, просто проецируя ее на других, это не моя агрессия - это чужая агрессия. И я уже буду что-то с ней делать.

 

Так вот если симбиоз порвать тогда, когда агрессия не может из системы выйти, что будет? Агрессия копится, потом система взорвется и сломается. Теперь такой вопрос. Наших родителей отдавали в ясли в три месяца, это значит, что в три месяца порвали симбиоз, а механизма справляться с агрессией - проекции, ее еще в это время не было. Значит, агрессия осталась внутри системы. Как выжили эти люди? За счет чего? Мы говорим, что эта агрессия должна привести к уничтожению системы, а значит, по сути, к психологической смерти.

 

Так вот, наше государство выращивало людей под себя. Что это были за люди? Это люди, которые не живут, а готовятся к жизни. Выросло поколение, которое говорит: "Мы это доделаем, достроим, доучимся и начнем жить, а если не мы начнем жить, то наши дети, внуки. " Строили коммунизм. Это люди, которые отказывались психологически от своей жизни. "Мы сейчас не живем, жить будем потом ". Вот вам психологическая смерть. Жизнь уже идет лет тридцать с копейками и это не черновик, ее нельзя переписать. Так вот один из примеров, что будет с этими людьми, если разорвать симбиоз - это жить потом. И это та самая психологическая смерть. Пример со Споком. В Америке выросло целое поколение по Споку. Это люди с нарушением границ, с огромным количеством психологических проблем. А Спок, это очень хороший показатель, закончил свою жизнь в доме престарелых, один, так как от него отказались дети, внуки. Это и есть самый надежный показатель, что значил Спок. Он уничтожил связи между мамой и ребенком.

 

Но к началу анальной стадии созревает механизм проекции и начинает работать очень мощно (Мы видим агрессию, направленную уже на конкретные, например, родительские объекты. И это показатель нормального развития). Именно поэтому мы видим выход в анальную стадию.

 

Я хочу вам сказать одну важную вещь. Механизмы защиты относятся к Эго, и очень часто мы видим пациентов, которые сидят на оральной стадии, вроде здесь точка фиксации - чего-то не удовлетворили, чего-то недодали. А проблема - в другом. Для того чтобы перескочить на другую стадию - с оральной на анальную - нужно механизмы защит нарастить, нужна собственная внутренняя зрелость. Дело не втом, что удовлетворять, дело в том, на какой фазе находится зрелость Эго.

 

Итак, переходим к анальной стадии. На этой стадии ребенок начинает личностное развитие за счет того, что у него есть восприятие, что мам две. За счет этого он может проявить свое "Хочу", но в форме перевернутого маминогожелания. Самой главной, центральной темой этого возраста становится борьба за власть. У ребенка появляется огромное желание все решать самому, все делать самому - "Я сам". У него появляется вот это "Я". Мы вернемся к Зигмунду Фрейду и вспомним, что он говорит про эту стадию. Он говорит, что если главным способом получения удовольствия и снятия тревоги на оральной стадии был рот, то теперь для этого служит анальная зона. Каким образом? К этому возрасту у ребенка созрели сфинктеры. Что это значит? Это значит - раньше что притекло, то и вытекло, а теперь это можно внутри себя удержать. И это первое, что может сделать ребенок сам. Что ему одевать решает мама, когда ему гулять решает мама, что ему есть, решает мама, он не может здесь выбирать. Он может, конечно, чуть-чуть поплеваться едой, но других возможностей нет, все решает мама. А вот тут он решает сам: во- первых, когда писать и какать, а во - вторых куда писать и какать. Это первое, что ребенок в состоянии полностью проконтролировать сам. И он получает неимоверное удовольствие от контроля. Но это удовольствие не только от контроля, но еще и оттого, что он разряжает свое напряжение. Дети вообще чувствуют острее, чем взрослые. И я думаю, что многие взрослые получают большое удовольствие от стимуляции анальной и уретральной зоны.

Например, Мы, гуляя по Невскому проспекту, выпили кока-колы, съели гамбургер, перешли на Старо-Невский и тут пытаетесь найти туалет, а его то нет. Мы тогда в метро, домой, доезжаем, вбегаем в лифт, едем на лифте, открываем дверь, вбегаем в квартиру, сели… - и кто не получил удовольствия? Просто взрослым нужно гораздо больше накопить, чтобы потом разрядиться. А теперь представьте себе, что здесь вмешивается уже социальность. Мама то хочет, чтобы пеленки и штаны были чистыми. И поэтому мама начинает приучать, чуть ли не с шести месяцев сажает на горшок. Поскольку в шесть месяцев способ получения удовольствия - это рот, то и все замечательно, его посадили - он пописал. Все классно. А когда способ получения удовольствия смещается со рта на анальную зону, созрели сфинктеры, «уже могу удерживать», то у ребенка начинаются проблемы, даже если он уже приучен к горшку (вернее сказать, не у ребенка, а у мамы начинаются проблемы; у ребенка начинаются «новые удовольствия»). У ребенка возникает некий очень большой протест. Если ребенок уже приучен, то он поел, мама его сажает, и он часами сидит на горшке. Мама: "Пока ты не пописаешь, не покакаешь - не встанешь". Ну, хорошо. Сидит, в носу ковыряет - накапливает. Потом пописал, покакал - и это первое, что он сделал сам. И ему жутко интересно как это выглядит. Если вы что-нибудь сделали сами, вам же интересно, как это выглядит. При том у ребенка нет никакого отвращения, для него то, что лежит в горшке необычайно эмоционально заряжено. И ребенок начинает это изучать. Он может засунуть палец, помазать, попачкать. И это имеет определенный символический смысл - это продукт того, что я живой, продукт того, что я - сам самостоятельно сделал. И поэтому пачканье имеет смысл - здесь был я.

 Во время своего отпуска, я видела на одной из колонн в Греции: "Здесь был Вася". Это же пачканье колонны, иначе я бы никогда не узнала, что здесь Вася был. Так вот здесь появляется новый смысл - ребенок с помощью пачканья понимает, что он есть и всем это показывает. А мама почему-то пытается это отнять. Но многие мамы обычно тут же предлагают замещающее удовольствие - ты там красками порисуй и помажь, пластилином или еще чем - то. Но смысл в том, что то, что в горшке является необычайно сильно эмоционально заряженным продолжением меня. И поэтому с помощью этого продолжения меня я могу выражать все свои эмоции.

 

Причем русский язык он велик и могуч, он, что говорит: "Насрать на все, нассать на все". Это ведь не случайно, это берется именно из этой фазы. Потому что ребенок разозлился на маму, взял и накакал в штаны. Есть такие дети, которые никак не могут приучиться к опрятности, и самый лучший способ приучить их к опрятности - снять с них штаны. Писать не в штаны, а на пол неинтересно (хотя…). Это парадокс, но такие дети, когда бегают без трусиков очень быстро приучаются к опрятности, так как смысл написать в штаны, чтобы выразить агрессию на свою маму. Это способ выяснения отношений. И многие мамы интуитивно это чувствуют. Что они делают? Они сажают на горшок, и ребенок делает, что-то ценное, там важное продолжение его, а потом мама это меняет на восхищение, на эмоцию. "Какой ты молодец, ты сделал маме такой подарок" - мама с эти горшком носится, она признает ценность его содержимого и тогда ребенок способен отдать его в обмен на мамину эмоцию. Это очень важный момент, потому что в анальной стадии обмен эмоциональный. "Я так и быть отдам что - то ценное, но в обмен на что-то твое, но эмоционально значимое ". Это важно, так как потом всю анальную психопатологию мы должны будем понять с точки зрения эмоций ребенка. Вот говорят, что в анальном возрасте главным качеством характера ребенка становитсяжадность. Это совсем другое: "Я просто не вижу того по эмоциональной силе, на что я мог бы обменять вот эту свою эмоционально значимую кучку ". Поэтому анальные люди они вообще другого плана - они копят, копят - я не дам на тетрадку ребенку или на компьютер мужу, потому что это - железяка, и она ничего собой не представляет. Но я могу обменять эту кучку денег на кофточку, потому что эта кофточка дала мне неимоверную по силе эмоцию, то есть я могу вдруг спустить денежки. И тогда становится понятным, что просто это обмен эмоциональный. "Да эта кофточка 46 размера, а я давно 56, но я не могу с ней расстаться, потому что в ней эмоция ". Появляется вещизм, неспособность отдавать, потому что у ребенка в этом возрасте все, что является для него значимым, является его частью. Вот он сделал свою первую какашку, это его часть и для него очень значима, и он готов ее на мамины эмоции обменять. Все, что у него появляется в этом возрасте (1,5 года): лопатки, совочки и если это для него эмоционально значимо - это часть его. А теперь представьте, что мама в песочнице говорит: "Ну, дай ты мальчику поиграть своей лопаткой". Ну, это ж бред. И это все равно, что сказать: "Дай поиграть своей ногой" - не даст. Если эмоционально созрел до этой стадии - не даст. И это хорошо, это показатель нормального развития.

  Появляется жадность. Смысл этой жадности в том, что границы ребенка начинают очерчиваться. До этого их просто не было. Вот, чтобы появилась жадность, должно появиться ощущение мое - не мое. До начала анальнойстадии я - это весь мир, мне ничего не жалко, эти люди необычайно щедры. Есть такая тенденция, очень плохая, прицеплять определенные качества к определенной фазе. Но нужно смотреть не на качество, а на смысл. На оральной фазе я - это весь мир, поэтому, конечно, я очень неаккуратный, я могу положить чашку на мамину кровать, оставить свои вещи на кухне, мне вообще все - равно, потому что это все я, какая мне разница какое у меня соотношение частей, поэтому там есть неаккуратность. Если ребенок наводит бардак, то этот бардак - часть его мира, ему в нем хорошо.

 

  На оральной фазе по Фрейду (заканчивается в 15 - 18 месяцев) или на стадии практики ребенок ходит, вытаскивает вещи, а мама обратно их кладет, и он на это никак не реагирует, ему нормально. То есть вы можете ходить за ним и убирать квартиру сколько хотите. Это все равно его мир. А на анальной стадии беспорядок приобретает совсем другой смысл - смысл пачканья, я - есть. И если вы санальным ребенком наведете порядок, то вы ему этим действием говорите, что его нет. И если вы у анального человека на столе, где все в бумажках, штучках, дрючках, наведете порядок, то он вас просто убьет. Потому, что он абсолютно точно знает где, что находится. Смысл пачканья другой - если у вашего анального подростка носки висят на люстре, то, пожалуйста, их не снимайте. Потому что смысл: "Здесь живу я ". Поэтому пачканье - это не анальное качество, это анальный смысл неаккуратности, показать, что я - есть. Вообще, смысл всей анальной стадии целиком показать, что я - есть. Отсюда становится понятным, что анальным качеством может быть и аккуратность. Почему? Я - есть, в доме есть женщина. Я полы помыла, а вы тут ходите. И смысл всего этого порядка или беспорядка абсолютно одинаков, показать, что я - есть.

Приходите, все вылизано - жена дома, приходите, полный бардак - муж дома. Но каждый своим способом показывает, что он есть. Смысл в чем? Оральный человек вообще не заметит, что где местами поменяют, потому что для него все равно. "Я тут убирала, а ты пришел и не увидел". Конечно, не увидел, потому что все, что было в этой квартире и теперь в этой квартире и находится. А во втором состоянии важно, чтобы весь бардак (или порядок) сохранился в том состоянии, в котором он был. Поэтому что бардак, что порядок имеют один и тот же смысл. И если на оральной стадии я - это весь мир, то на анальной у - меня очерчиваются границы. Я - это только то, что для меня эмоционально значимо. Вообще нормально, когда я - это мое тело, а не моя сумка и моя квартира. И тогда понятно, что если вы человек анальный и на вашу любимую кофточку разлили кофе, то это причинит ущерб не кофточке, а вам лично. И поэтому вы очень трепетно относитесь к вещам. Вы воспринимаете очень болезненно вещи, потому что у вас расширены границы, но важно то, что они все же есть. И поэтому если на анальной стадии у ребенкапоявляется жадность, мы говорим о том, что он психологически созревает. Ребенок вошел в анальную фазу, появляется "Я хочу" через «переворот мамы», смысл этого - стать личностью. Дальше появляются очерченные границы, но эти границы пролегают только в пределах моего эмоционально значимого, значит, появляется жадность. Поскольку я переворачиваю мамино желание, появляется агрессия и упрямство - не важно, что делать, важно - наоборот, но это, как часть личностного развития. И появляется бешеная неаккуратность. Смысл этой неаккуратности показать, что «я - есть». Поэтому если мама отнимает у ребенка неаккуратность (не все мамы отняли, посмотрите на стены в общественном туалете), то мама должна предложить, что-то взамен, что-то психологическое, эмоционально-значимое. И тогда появляются первые элементы творчества - ребенок начинает рисовать, лепить, делать куличики и т.д. Поскольку главным источником получения удовольствия остается анальное отверстие и уретральное отверстие, то у ребенка появляется игра, которая отводит интерес из этих зон. Можно конечно в попе пальцем ковыряться, а можно в рамке «Монтессори» - вложил - вытащил, наполнил - вывалил. Самое главное в этом возрасте, это то, что мама рядом, а я могу перевести весь свой опыт на психологический язык. Мне же интересно, как оно в меня входит и выходит - анальный мир. Смысл в том, что ребенок впервые в жизни начинает переводить физиологические вещи на психологический уровень. И тогда одной из черт анального характера, анальной фиксации, будет получение удовольствия от чего? От накопления и разрядки; дотерпел до последнего момента, а потом разрядился. И мы получим студентов, которые учат в последнюю ночь. Нет, ну представьте себя, плавно два месяца занимались, легли спать накануне, выспались, пошли - спокойно сдали. «Нет, мы не ищем легких путей» (это оттуда, с той фазы выражение). Мы всю ночь будем учить, потом все утро жутко нервничать, потом в ужасе тащить билет. Но зато, когда сдадим - испытаем неземной кайф! Или гостей пригласил, в последний момент все жаришь, паришь, себя в порядок приводишь - они вошли, а ты успел! Смысл анальной стадии - в доведении до последнего момента и разрядке, и в контроле. Задали сочинение, дотянул до последнего, а потом вся семья его пишет: мама книжки листает, папа что-то подносит, бабушка пирожки всем в рот запихивает. А потом все написали и расслабились. Никогда от этой схемы люди не отказываются, потому что здесь огромный, мощнейший источник удовольствия. Но, на это удовольствие младенческое наслаивается неудовольствие от своей жизни глобальное. И тогда эти люди сделают что? Они поставят себе промежуточные этапы. Если я могу учиться только последние три дня перед экзаменами, то тогда надо себе побольше экзаменов устраивать - нанимают репетиторов, накопил - разрядил. Такие люди в принципе не способны к длительному процессу, потому что их источник удовольствия в том, чтобы в последний момент напрячься, а потом разрядиться. Уже формируется психологический смысл, не только там поел - покакал, а вообще по аналогии этот шаблон переносится на весь стиль жизни.

  Итак, анальная стадия - главные функции: умение накапливать и разряжаться, и осуществлять контроль над объектом. Потому что я хочу все делать сам, я хочу все контролировать сам, я хочу все решать сам. Но, это задача ребенка, а еще есть задача мамы.

  А у мамы появляется совершенно новая роль, роль дисциплинирующего родителя. Потому что пока ребенок сидел в коляске или просто ползал, дисциплинировать пока было нечего. Но вот, когда ребенок встал на ноги и пошел, маме, к сожалению, нужно вводить ему запреты. И вот здесь огромная проблема. Потому что центральной точкой детского развития, а может и всего развития с точки зрения современной теории является то, что у ребенка изменилось восприятие мира. А что, значит, изменилось восприятие мира? Ведь ребенок до этого воспринимал мир как? Мне плохо, значит, мир плохой и с ним надо воевать, с ним надо ссориться, ругаться. Если мир хороший - с ним любовные отношения. Это полностью нарушает картину реальности. Я живу вне реальности, реальность зависит от меня (это моя внутренняя реальность) Центральная точка развития, к которой ребенок должен в норме придти к трем годам - это понимание того, что мир един. То есть, плохо ли мне, хорошо ли - мир от этого не зависит. Мир не делится на плохой и хороший. В нем присутствует все сразу, все вместе. И в это время у ребенка четыре самых главных достижения. Вот был у нас ребенок - террорист, жадный, агрессивный, упрямый. И если он поймет, что мамы не две, а она одна, целая, и хорошая и плохая, и Фея и баба Яга одновременно, независимо от того плохо ему или хорошо, тогда в этот момент в жизни ребенка происходит несколько изменений или достижений. Во-первых, в его жизни появится очень большая ценность - это отношения с мамой. Почему? Посмотрите, что было до этого. До этого я сидел на ковре и говорил: "Не хочу убирать свои игрушки". Это я говорил кому? Бабе Яге. А Фея то меня все равно любит. И мне совершенно не нужно сохранять отношения, потому что отношения то у меня есть. Это отношения с Феей, а баба Яга для этого и создана, чтобы с ней конфликтовать. То есть, по сути, ребенок мог делать все, что он хочет, независимо от того хочет этого мама или нет. Если ребенок знает, что мама одна, а он сидит на ковре и говорит: "А вот не буду убирать свои игрушки", но тут он понимает, что этим самым своим протестом он ставит под угрозу единственные в его жизни отношения. У ребенка появился новый конфликт - конфликт зрелости: межу своим желанием и стремлением сохранять любовь. У него появились отношения, которые необходимо сохранять. До этого, Фея любила его по определению, безусловно, а теперь настал момент, когда он понял, что мама одна и у него возник конфликт между его желанием делать то, что он хочет и стремлением сохранить мамину любовь. И такой ребенок, поскольку мамина любовь еще очень важна и является самым главным, будет отказываться от своих желаний в пользу маминой любви . И в его жизни появится послушание. Он станет послушным. И когда мама скажет: "Давай-ка, ты уберешь свои игрушки", ребенок откажется от своего желания не убирать игрушки, чтобы сохранить мамину любовь.

 

Итак, подведем итог. Первое изменение, когда ребенок поймет, что мама одна и мир один. Второе изменение, в том, что теперь, когда ребенку плохо он может справляться со своими чувствами, т.к. мир у него не меняется, он не становится плохим. Итак, первое - послушание, второе - он сильнее своих аффектов.

 

  Третье, что происходит с таким ребенком. В тот момент, когда ребенок сказал маме: "А я не буду убирать игрушки, не хочу", а мама расстроилась и ушла на кухню, ребенок вдруг понял, что он нарушил какие-то ценные, важные отношения. Нарушил, и что же теперь будет? А теперь его перестанут любить. И ребенок почувствовал себя виноватым, в его жизни появилась вина, но смысл в другом. У него появилось чувство вины, а это чувство является бессознательным. А для бессознательного подумал или сделал - это одно и то же. На этом построена вся восточная религия. Потому что там подумал убить или убил - это одно и то же, наказание одинаковое. Так вот у этого ребенка, за счет чувства вины, появилась новая способность. Он можетподумать, получить на это «внутренний ответ», а потом принять решение. Смотрите, вы пришли в универсам, а там лежит яблоко, а у вас нет денег, но очень хочется это яблоко, а поблизости никого нет. И вы подумали: "Возьму-ка я это яблоко". Но вы только подумали, и у вас возникло чувство вины, тревоги и вы не взяли яблоко. А когда вы подумали: "Не взять ли" и у вас ничего не возникло. Взяли и пошли. То есть, если у ребенка восприятие мира целиковое, то такой ребенок может сначала подумать, а потом сделать или не сделать. Сначала подумать, получить ответ, а потом сделать или не сделать. У него появилось то, что, мы называем словом интуиция. А в анализе синонимом слова интуиция обозначается сигнальная функция тревоги (в рамках других концепций - совесть). То есть, что происходит: он может подумать, внутри него возникает либо чувство вины, либо ощущение, что все нормально; и в зависимости от этого он принимает решение. Получается, в итоге у ребенка теперь есть: послушание, способность управлять своими аффектами, чувство вины и способность сначала подумать, а потом сделать или не сделать. Чувство вины ведет еще к тому, что ребенок будет пытаться воздавать, пытаться сделать что - то хорошее (в рамках других концепций баланс «брать-давать»).

Что хотят родители от своих детей? Послушания, чтобы они сначала подумали, а потом делали, чтобы они были сильнее своих негативных чувств, и чтобы они при этом могли воссоздавать то, что нарушили - просить прощения. И все при этом думают, что это результат воспитания. Хотя к воспитанию это не имеет никакого отношения, это результат определенной эмоциональной зрелости.

 

На следующей лекции мы будем говорить о том, за счет чего ребенок соединяет в себе «плохую и хорошую маму» - «Фею и Ведьму». И в этом ответ на 90% вопросов родителей, которые приходят на консультацию к психологу.

 

Редакция конспекта стенографии цикла лекций Сокальской Е.А. по теориям развития. Восточно-европейкий институт психоанализа, Санкт-Петербург 2002 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: