С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения, утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Если гражданин имеет имущество на правах собственности, он может наследовать и завещать это имущество».

«Гражданин не имеет имущество на правах собственности».

____________________________________________________________________ «Следовательно...»

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Трудовые договоры заключаются на: неопределенный срок, на определенный срок не более трех лет».

«На время выполнения определенной работы с Петровым заключен договор на неопределенный срок».

_____________________________________________________________

 «Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, и если они не достигли брачного возраста».

«Н. и Р. или не достигли брачного возраста, или между ними нет взаимного согласия по вопросу о вступлении в брак и условиях совместного проживания супругов».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«В квартире 37 проживает семья Федоровых, состоящая из шести человек: С.И. Федоров, его жена И.А. Федорова, их сыновья Сергей и Игорь, родители С.И. Федорова — И.С. и Е.П. Федоровы. Сергей окончил юрфак МГУ и работает следователем, Игорь призван в армию. Значит, все проживающие в квартире 37 совершеннолетние».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

 «Некоторые русские писатели — лауреаты Нобелевской премии».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Многие герои античной мифологии — боги».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Вполне вероятно, что свидетель Челноков, проходящий по делу Широкова, даст ложные показания».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Ни одно преступление не должно оставаться нераскрытым».

b) «Человек желает счастья».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, достояние, добро)».

 

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Большая часть машин находилась в парке».

«В парке не было ни одной машины».

 

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права».

«Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются».

 

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Правый глаз чешется — радоваться, левый — плакать».

 

 

Вариант 6

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Народный суд»; b) «Рабочий»; в) «Бесконтрольность».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Директор», b) «Телефон»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Ученый», «Правозащитник», «Гражданин Российской Федерации»;

b) «Истец», «Ответчик»;

с) «Юрист», «Адвокат», «Прокурор», «Следователь»;  

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «По государственному устройству государства делятся на унитарные и федеративные».

b) «Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые».

с) «Способы защиты гражданских прав: признание права, самозащита права, возмещение убытков, возмещение неустойки».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Преступление — это общественно-опасное деяние».

b) «Лев — царь зверей».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Америка находится от нас далеко».

b) «Всякий человек является разумным существом».

с) «Отдельные слушатели заочной формы обучения еще не сдали этот экзамен».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта».

b) «Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование».

с) «Если уголовный закон смягчает наказание за деяния, которое отбывается лицом, то это наказание надлежит сокращению в пределах, предусмотренных уголовным законом».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался».

b) «Если работник на согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнить с учетом его квалификации и состояния здоровья».

с) «Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Правоспособность неотчуждаема».

b) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом».

в) «Неверно, что сумма углов треугольника больше 180 градусов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: