12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
а) «Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают».
«Руководителю нашего отдела всегда некогда».
_________________________________
«Следовательно,…»
b) «Некоторые банкноты — доллары».
«Некоторые ценные бумаги не являются банкнотами».
_______________________________________________________
«Следовательно, …»
С) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:
«В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим».
«На основании решения суда отменяется управление имуществом».
____________________________________________________________________
«Значит,...»
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
|
|
«Если выявлены случаи использования полномочий, предоставленных на основании учредительного договора отдельным учредителем, в ущерб интересам товарищества или другим участникам, то в судебном порядке эти полномочия можно прекратить.
«Суд имел серьезные основания для прекращения таких полномочий».
_______________________________________________________________
«Следовательно,......»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
«Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в акционерное общество, или в производственный кооператив».
«Данное общество с ограниченной ответственностью преобразовано в производственный кооператив».
____________________________________________________________________
«Значит,...»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:
«Если исполнительный орган общества — коллегиальный (правление, дирекция), высшим органом, управляющим им, является общее собрание акционеров, и если исполнительный орган общества — единоличный, то он подчинен общему собранию акционеров».
«Но исполнительный орган должен быть коллегиальным или исполнительным.
____________________________________________________________________
«Следовательно,..»
D) Индуктивные умозаключения
17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
«При осмотре буфета, откуда ночью 1 ноября была совершена кража, было установлено, что пол буфета был залит вином. На бутылках из-под вина, разлитого на полу, и бутылке шампанского, выпитой преступником, отпечатков пальцев не оказалось, так как бутылки были облиты вином. Осматривая помещение магазина, в котором 3 ноября также произошла кража, следователь установил, что за прилавком, где ходил преступник, все было залито вином. На прилавке стояли одна пустая и одна выпитая наполовину бутылка вина. Обе бутылки были снаружи облиты вином. Способ действия преступника, в частности обмывание бутылок вином, указывал на то, что данная кража совершена тем же лицом, что и кража из буфета».
|
|
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«В рабочем поселке участились случаи нарушения общественного порядка детьми школьного возраста. Местные органы заинтересовались причиной этих явлений. Было установлено, что в предшествующие годы, когда активно работали штабы народных дружин, преступлений было значительно меньше. В текущем году работа народных дружин в рабочем поселке велась слабо. Это, очевидно, и явилось причиной роста случаев нарушения общественного порядка».
Тема 4. Аргументация и доказательство
А) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Некоторые модусы условно-категорического силлогизма дают вероятные выводы».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«Болотистая местность явилась причиной сырости во всех близлежащих постройках».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«Нынешним летом следует ожидать большой урожай яблок».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Убийство совершено по политическим мотивам».
b) «Преступник попал в квартиру через балконную дверь».
B) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«В скором времени ожидается указ Президента об амнистии (помиловании, прощении)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Все участники преступления были пойманы».
«Ни один участник преступления не был пойман».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Не все правовые преступления связаны с вещами».
«Все правовые отношения связаны с вещами».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«Установлено, что Р. мошенничеством не занимался. Значит, к уголовной ответственности он не привлекается».
Вариант 12
Тема 1. Понятие
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
а) «Кража»; b) «Законность»; в) «Следователь».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
а) «Офицер»; b) «Московский Кремль»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) «Республика», «Форма правления»;
b) «Правда», «Ложь»;
с) «Преступление», «Должностное преступление», «Хозяйственное преступление».
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
а) «Право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью».
|
|
b) «Видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка».