А) Непосредственные умозаключения
10. Произведите превращение, обращение и противопоставление субъекту и предикату следующих суждений; осуществите все возможные заключения по логическому квадрату:
а) «Каждый воин должен понимать свой маневр».
b) «Опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование».
с) «Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленном законом».
11. Проверьте правильность непосредственного умозаключения
а) «Не все учащиеся прилежны, значит, неверно, что ни один из них не прилежен».
b) «Некоторые летчики — космонавты, значит, некоторые летчики не являются не космонавтами».
с) «Трудолюбивые люди берутся за самую сложную работу, значит все те, кто выполняет самую сложную работу – трудолюбивые люди».
B) Простой категорический силлогизм
12. Сделайте заключение из посылок и проверьте правильность полученного умозаключения.
|
|
а) «Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной
ответственности».
«Л. привлекается к уголовной ответственности».
__________________________________________________________________
«Следовательно,…»
б) «Некоторые преступления являются умышленными».
«Некоторые преступления совершены с особой жестокостью».
_________________________________________________________
«Следовательно, …»
С) Дедуктивные выводы из сложных суждений
13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:
«Если срок испытания истек, а работник продолжает работать, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора (контракта) допускается только на общих основаниях».
14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:
«Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности».
«Фактические данные, сообщенные свидетелем, могут служить доказательством».
____________________________________________________________________ «Следовательно,...»
15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:
«Преступление может быть или умышленными, или неосторожным».
«Преступление, совершенное Н., нельзя назвать неосторожным».
_______________________________________________________________
|
|
«Значит,…»
16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:
«Брак не может быть заключен, если нет взаимного согласия лиц, вступающих в брак, и если они не достигли брачного возраста».
«Между К. и Л. нет взаимного согласия, или они не достигли брачного возраста».
____________________________________________________________________«Следовательно,...»
D) Индуктивные умозаключения
17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.
«В день, когда было обнаружено повреждение средств в сигнализации на железной дороге, Р. находился вблизи предупредительного диска. Р. был в неприязненных отношениях с бригадиром. На основании этих фактов Р. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении сигнализации».
18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.
«Сравнивая свидетельство о болезни и другие медицинские документы, имеющиеся в пенсионном деле, следователь обратил внимание, что хотя эти документы значились выданными различными учреждениями и в разное время, они выполнены одним и тем же почерком. Совпадали общие признаки почерка и особенно выделялись совпадения в написании букв «М», «3», «К» и цифр 7, 8, 9. В пенсионном деле имелись также два заявления, написанные П. Когда следователь сравнил почерк в этих заявлениях с почерком в указанных медицинских документах, то обнаружил полное совпадение как в общих признаках почерка, так и в частных при выполнении отмеченных выше букв и цифр, следователь пришел к выводу, что документы в пенсионном деле подделал сам П.».
Тема 4. Аргументация и доказательство
А) Логические основы аргументации
19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.
«Бутылкин — соучастник преступления».
20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.
«Скорее всего полные сборы обеспечивало участие в концертах известного зарубежного исполнителя».
21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.
«В слове «мышление» ударение делается на втором слоге».
22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:
а) «Версия совершенного в гостинице преступления, которую предложил инспектор Лосев, в процессе расследования не подтвердилась».
b) «Человеку свойственно ошибаться».
B) Основные логические законы
23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?
«Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (основаниями, доводами, аргументами)».
24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:
«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы».
«Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции».
25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:
«Каждое уголовное дело имеет свои особенности».
«Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют».
26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
«Н. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности».
|
|
Вариант 18
Тема 1. Понятие
1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
а) «Политика»; b) «Истец»; в) «Антипатия».
2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:
а) «Зима»; b) «Животное»;
3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) «Юрист», «Следователь», «Шахматист»;
b) «Симпатия», «Антипатия»;
с) «Гармоничный», «Дисгармоничный»;
4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:
а) «Социальные революции бывают прогрессивные и в виде вооруженного восстания».
b) «Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим».
с) «Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные».
5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:
а) «Источники права — акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права».
b) «Кассационная жалоба — это жалоба на приговор или решение суда, не вступившее в законную силу».
Тема 2. Суждение
6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:
а) «Многие первокурсники не могут перевести этот текст без словаря».
b) «Некоторые осужденные — воры».
с) «Эта картина была подарена музею им. А.С. Пушкина дочерью художника».
7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) «Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление/жалобу) полностью или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекратить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения».
b) «В случае уклонения отца (или матери) от исполнения родительских прав и обязанностей алименты на содержание ребенка взыскиваются в судебном порядке».
|
|
с) «Если предъявителю иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое событие, то течение срока исковой давности приостанавливается».
8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.
а) «В случае если в день увольнения работника выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте».
b)«Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение».
с) «Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии».
9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:
а) «С изменением причины изменяется следствие».
b) «Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции».
в) «В общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся материалов».