С) Дедуктивные выводы из сложных суждений

13. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте схему, если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме:

«Если любая кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации».

14. Сделайте вывод из посылок условно-категорического умозаключения, установите его модус и определите, следует ли вывод с необходимостью:

«Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными»

«Суд установил, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение ими семьи невозможно».

____________________________________________________________________ «Следовательно,...»

 

 

15. Сделайте вывод из посылки по одному из модусов разделительно-категорического умозаключения, постройте его схему:

«Приговор суда может быть обвинительным или оправдательным».

«По данному делу не может быть вынесен оправдательный приговор».

_________________________________________________________________

«Значит,…»

 

16. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему:

«Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его постоянного места жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, или он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих его гибели от несчастного случая в течение шести месяцев».

«О гражданине Н. или в течение трех лет нет сведений о место его постоянного места жительства, или он пропал без вести при указанных обстоятельствах и о нем нет сведений в течение шести месяцев».

____________________________________________________________________«Следовательно,...»

D) Индуктивные умозаключения

17. Укажите умозаключения полной и неполной индукции, в последней определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Выделите умозаключения по аналогии.

«При освобождении бойцами ОМОН заложников, захваченных преступниками, в завязавшейся схватке один бандит был убит, двое ранены, остальные сдались. Ни один из заложников не пострадал. Таким образом, все заложники были освобождены, бандиты обезврежены».

 

18. Определите, какой метод научной индукции применяется в следующем рассуждении. Запишите его в виде схемы.

«К.А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. «Чтобы доказать это, — писал он, — прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что ростки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкновенном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, лишенным кислорода, и вынесем все на свет. Первые через какие-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их не держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют».

 

Тема 4. Аргументация и доказательство

А) Логические основы аргументации

19. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

«Заключение «Он курит», следующее из посылок условно-категорического силлогизма: «Курить — здоровью вредить» и «Он вредит здоровью», не является достоверным».

20. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса.

«Условно-категорический силлогизм имеет два правильных модуса».

21. К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования.

«Разделительно-категорический силлогизм имеет модусы, не дающие достоверных заключений».

22.Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. Запишите схемы:

а) «Человеку свойственно ошибаться».

b) «Н. — добросовестный работник».

B) Основные логические законы

23.Опираясь на закон тождества, выделенное понятие попробуйте заменить понятием, заключенным в скобках?

«Сущность брака состоит, по моим понятиям, в искренней привязанности, все остальное дело второстепенное» (Чернышевский) (супружества, семейного союза).

 

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными данные пары суждений:

«Большая часть документов утеряна».

«Большая часть документов сохранилась».

 

25. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

«Следствие по делу К. закончено».

«Следствие по делу К. еще не закончено».

26. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

«Ограбление совершил Сидоров, т. к. он знал о том, что хозяева квартиры находятся в командировке».

Вариант 23

Тема 1. Понятие

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) «Государство»; b) «Невиновность»; в) «Причина».

2. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий:

а) «Прямоугольник»; b) «Чашка»;

 

3. Определите вид отношений между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) «Высшее учебное заведение», «Университет»;

b) «Президент», «Президент Российской Федерации», «Глава государства»;

с) «Волевой», «Безвольный».

 

4. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

а) «К ценным бумагам относятся акции и чеки».

b) «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные».

с) «По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую».

 

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какие правила нарушены; дайте правильное определение:

а) «Нормативный акт — это правовой акт государства, в котором содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида».

b) «Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством».

Тема 2. Суждение

6. Приведите высказывание к правильной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О:

а) «Многим студентам не приходится пересдавать экзамены».

b) «Некоторые юристы работают в прокуратуре».

с) «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной».

7. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) «Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно».

b) «Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора».

с) «Дитя не плачет, мать не разумеет».

 

8. Запишите логические формулы сложных суждений на языке логики высказываний и постройте для них истинностные таблицы.

а) «Ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее, чем за две недели до его начала».

b)«Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается».

с) «Основаниями для прекращения землепользования являются или отпадение надобности в пользовании земельным участком, или добровольный отказ от правопользования, или истечение срока, на который он был предоставлен».

9. Определите модальность суждения, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) «Наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившими общественноопасными последствиями — непременное условие привлечения его к уголовной ответственности».

b) «Каждый человек имеет право на гражданство».

с) «Любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: