Непосредственные умозаключения

ЛОГИКА

 

Тематика контрольных работ

 для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 080100.62 – Экономика

Профиль – Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

Рязань

2011

 

Материалы подготовлены доцентом кафедры философии и истории кандидатом философских наук, доцентом Ю.С. Столяровым, преподавателем О.А. Сальниковым.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры 6 ноября 2009 г., протокол № 3.

        

Рецензент доктор исторических наук, профессор Ю.А. Реент.

 

 

                                                                                                        

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемый сборник упражнений составлен в соответствии с рекомендованным учебником по логике (В.И. Кириллов, А.А. Старченко Логика. М., 2008). В нем использован материал из области правовых наук и юридической практики, учтен профиль деятельности выпускников школы.

В сборник входит пять вариантов равных по объему заданий. Выбор вариантов зависит от порядкового номера вашей фамилии в списке учебной группы.

Таким образом, задания варианта 1 выполняют слушатели со следующими порядковыми номерами по списку: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31.

Вариант 2 – 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32.

Вариант 3 – 2, 8, 13, 18, 23, 28, 33.

Вариант 4 – 4, 9, 14, 19, 24. 29, 34.

Вариант 5 – 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35.

Выполненные задания, входящие в ваш вариант, в письменной форме доставляются преподавателю.

Решать задачи следует по мере изучения каждого отдельного раздела курса и в той последовательности, в какой они даны. Это поможет активному освоению теории, повысит культуру мышления. Если вы испытываете затруднения и вам не ясна последовательность логических шагов в решении задач, советуем перед выполнением каждого нового задания обратиться к анализу тех образцов, которые даны в сборнике: Упражнения по логике / Под ред. В. И. Кириллова. М.: Высш. шк., 2006.

При подготовке материала использована следующая литература:

1. Упражнения по логике / Под ред. В. И. Кириллова. М., 1990.

2. Сборник упражнений по логике / Под ред. В. И. Кириллова. М., 2002.

3. Малахов В. П. Логика для юристов. М.: Академия МВД РФ, 2004.

 



ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ЗАДАНИЙ)

ВАРИАНТ I

 

ПОНЯТИЕ

 

Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?

а) Шпионаж. Государственное преступление.

б) Следователь. Юрист.

Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) Адвокат                      б) Независимость.

Задание 3. Подберите понятия, соподчиненные данным:

а) Преступление.           б) Устав.

Задание 4. определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) Юрист               б) Адвокат

в) Прокурор         г) Человек

д) Шахматист

Задание 5. Проверьте правильность следующих обобщений:

а) Криминология – юридическая наука – наука.

б) Одиночный выстрел – выстрел – залп.

Задание 6. Ограничьте понятия: а) Право. б) Терроризм.

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены.

а) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

б) Год делится на двенадцать месяцев.

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

а) Праздность – мать всех пороков.

б) Арендатор есть человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

 


СУЖДЕНИЕ

 

Задание 9. Определите вид и логическое строение следующих суждений, сделайте их символическую запись:

а) Нормы права имеют принудительный характер.

б) Свидетель К. является родственником потерпевшего.

Задание 10. Определите качество и количество следующих суждений, распределенность терминов в них. Выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем.

а) Большинство юристов имеют высшее образование.

б) Не все то золото, что блестит.

Задание 11. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи:

а) Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.

б) Уголовное наказание заключается в ограничении или лишении осужденного определенных прав.

Задание 12. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными две пары суждений:

а) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы.

б) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции.

в) Не каждый орган государственной власти имеет полномочия на издание нормативных актов. – Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.

Задание 13. Требование каких формально-логических законов выражено в следующих статьях:

а) Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

б) Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным.

 


НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

Задание 14. Сделайте вывод путем обращения из следующих посылок:

а) Граждане РФ имеют право на образование.

б) Некоторые преступления не являются умышленными.

Задание 15. Сделайте вывод путем превращения следующих посылок:

а) Всякое преступление является общественно опасным деянием.

б) Некоторые свидетели знали потерпевшего.

      

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК

 

Задание 16. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов; найдите вывод, термины силлогизма, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами с помощью круговых схем:

а) Доверенность, в которой не указанна дата ее совершения, недействительна. Данная доверенность недействительна, потому что в ней не указанна дата ее совершения.

б) Некоторые элементарные частицы не имеют электрического заряда, так как известно, что нейтрон не имеет электрического заряда, а нейтрон – элементарная частица.

Задание 17. Можно ли сделать вывод из следующих пар посылок, и если можно, то какой? Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем:

а) Конфискации подлежит лишь имущество, являющееся личной собственностью осужденного. Данное имущество является личной собственностью осужденного Н. Следовательно…

б) Все планеты вращаются вокруг Солнца. Земля вращается вокруг Солнца. Следовательно…

Задание 18. Правильно ли построены следующие силлогизмы? Выясните допущенные ошибки:

а) Некоторые змеи ядовиты. Все удавы – змеи. Следовательно, ни один удав не ядовит.

б) Всякий поиск истины заслуживает уважения. Любая наука – это поиск истины. Следовательно, любая наука заслуживает уважения.

 

ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ ПОСЫЛОК

 

Задание 19. Постройте приведенный текст в форме чисто условных умозаключений, найдите основания и следствие, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.

«Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости. К такому лицу по назначению суда может быть применена мера медицинского характера».


Задание 20. Можно ли сделать правильный вывод из следующих пар посылок? Если можно, то какой? Если нельзя, то почему?

а) Приговор не может быть оставлении в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнения. Приговор по делу К. может быть оставлен в силе. Следовательно…

б) Кончил дело – гуляй смело. Иванов гуляет. Следовательно…

Задание 21. Можно ли сделать правильный вывод из следующих пар посылок? Если можно, то какой? Если нельзя, то почему? Дайте символическую запись умозаключения:

а) Обвиняемый может быть или исполнителем, или организатором, или подстрекателем, или пособником преступления. Обвиняемый К. не является ни исполнителем, ни организатором совершенного преступления. Следовательно…

б) Н., виновный в заведомо незаконном задержании гражданина Р., должен быть наказан исправительными работами на срок до 1 года или увольнением с должности. Н. наказан увольнением с должности. Следовательно…

Задание 22. Какой вид доказательства имеется в следующих рассуждениях?

а) Если бы Носов совершил убийство, то он был бы на месте преступления в ту ночь, когда оно было совершено. В ту ночь Носов не был на месте преступления, так как он находился дома. Следовательно, Носов не совершал убийства.

б) Все юристы должны изучать логику, а Петров – юрист. Следовательно, Петров должен изучать логику.

Задание 23. Если бы земля была плоскостью, то Полярная звезда должна быть видна всегда одинаково высоко, но этого не бывает, отсюда следует, что Земля не является плоскостью.

Является ли данное рассуждение доказательством? Какой вид доказтельства? Запишите схему. Допущены ли ошибки?

 


ВАРИАНТ II

 

ПОНЯТИЕ

 

Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?

а) Преступление против личности. Клевета.

б) Военнослужащий. Сержант.


Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) судимость б) Рязанский кремль

Задание 3. Подберите понятия, равнозначные данным:

а) Конституция.             б) арест.

Задание 4. определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

а) юрист                б) женщина

в) человек                       д) дочь

д) адвокат

Задание 5. Обобщите понятия:

а) общественное порицание б) министр

Задание 6. Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

а) допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого

б) военнослужащий – офицер – лейтенант

Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены:

а) Уголовные наказания по характеру их назначения подразделяются на основные наказания и дополнительные наказания.

б) Батальон делится на роты.

Задание 8. Выясните, являются ли следующие высказывания определениями. В неправильных определениях укажите, какие правила нарушены.

а) Равнобедренный треугольник – это треугольник, не являющийся равносторонним и разносторонним.

б) Шар – это шарообразное тело.

 

СУЖДЕНИЕ

 

Задание 9. Изменяется ли распределенность терминов при переходе от одного примера к другому в следующем случае?

Все тела расширяются при нагревании.

Почти все тела расширяются при нагревании.

Некоторые тела сужаются при нагревании.

Не все тела расширяются при нагревании.

Задание 10. Признав первые суждения в каждой паре приведенных суждений истинными, определите, что может быть сказано при условии относительно истинности (или ложности) второго суждения той же пары:

а) Чистосердечное раскаяние является обстоятельством, смягчающим ответственность. - Чистосердечное раскаяние не является обстоятельством, смягчающим ответственность.

б) Некоторые птицы летают. – Некоторые птицы не летают.

Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите отношения между субъектом и предикатом с помощью круговых схем:

а) Граждане РФ имеют право на труд.

б) Некоторые орденоносцы – герои России.

Задание 12. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи:

а) Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травму, либо и то и другое.

б) Исправительные работы могут назначаться как с лишением свободы, так и без него.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

 

 Задание 13. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

а) Все задачи решены. – Некоторые задачи решены.

б) Все задачи решены. – Не все задачи решены.

Задание 14. Требования каких формально-логических законов выражены в следующих статьях?

а) О прекращении дела следователь составляет мотивированное постановление, в котором излагается сущность дела и основания прекращения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: