Домашнее задание (вручите клиенту в начале второго сеанса) 4 страница

На первом месте — одна из самых популярных из опублико­ванных по самопомощи книг «Руководство к разумной жизни», написанная Альбертом Эллисом и Робертом Харпером и выдер­жавшая уже три издания: A Guide to Rational Living (Ellis & Harper, 1961), A New Guide to Rational Living, 2"d Edition (1975), A Guide to Rational Living, 3rd Edition (1998). На втором месте — одна из первых книг, в которой объясняются основные принци­пы когнитивной терапии, это «Зоны ваших заблуждений» {Your Erroneous Zones, Dyer, 1993). Номер 3 представлен комбинаци­ей различных когнитивных подходов — «Чувствую себя отлич­но: новая терапия настроения» {Feeling Good: The New Mood Therapy, Burns, 1980, 1989). Номер 4 — более поздняя работа доктора Эллиса «Как сделать себя несчастным» {How to Stubbornly Refuse to Make Yourself e Miserable about Anything, Yes, Anything, Ellis, 1988a). Номер 5 — книга, написанная специалистом по семейному консультированию, которая в целом не пользовалась популярностью, но нашим клиентам понравилась, «Счастливый брак» {A Guide to Successful Marriage, Ellis & Harper, 1961).

 

Метод З.  Мультимедиа, аудио- и видеозаписи, карикатуры и компьютерные программы

 

Обучая ABC и другим аспектам когнитивной терапии, кон­сультант должен использовать как можно больше вспомогатель­ных средств. Способность клиента понять и сохранить в памяти вербальный материал ограничена, но если терапевт трансфор­мирует информацию в визуальные подсказки, закрепляться она будет лучше. Раздел, который вы читаете, иллюстрирует этот принцип: вместо того чтобы перечислять библиографические ссылки на пособия, книги по самопомощи, слайды и комиксы, я показываю реальные иллюстрации. Не правда ли, что при помо­щи зрительных стимулов будет легче запомнить услышанное?

Слайды. Ключевые точки всех терапевтических сеансов мо­гут быть отображены на слайдах. В «Пакете для когнитивной реструктурирующей терапии» {Cognitive Restructuring Therapy Package, Revised, Casey & McMullin, 1976, 1985) представлено 54 слайда, использующихся на групповых сеансах.

Видео- и аудиозаписи. Один из лучших источников аудио- и видеокассет — Институт рационально-эмотивной поведенческой терапии Альберта Эллиса, находящийся в Нью-Йорке по адресу: Albert Ellis Institute for Rational Emotive Bihavior Therapy, 45 E. 65th St., New York, NY 10021. Телефон (800) 323-4738. E-mail: orders@rebt.org.

Американская психологическая ассоциация предлагает мно­жество ценных книг, фильмов и кассет. Загляните на их сайт: http://apa.org/books/.

Карикатуры. Вы можете определить основные понятия сво­ей терапии и изобразить их в виде комиксов или карикатур, которые окажут значительную помощь вашему клиенту в пони­мании и запоминании ключевых идей. Пройдет много времени, и все, что вы говорили по какому-либо предмету, будет забыто, все, кроме этой картинки, которая поможет вашему клиенту справиться с проблемной ситуацией. Следующие карикатуры были названы нашими клиентами самыми полезными (рис 1.2)

 

 

 

Компьютеры. Терапевты также могут проиллюстрировать понятия с помощью компьютеров. Компьютеры сопровождают

сейчас большую часть наших индивидуальных и групповых се­ансов. Они имеют то преимущество, что являются более гибки­ми, чем остальные обучающие методы, при индивидуальной консультации терапевт может установить второй монитор для клиента, чтобы тот незамедлительно мог увидеть идеи консуль­танта и свои ответы. В случае групповой терапии мы обычно проводим весь сеанс с портативного компьютера, подсоединен­ного либо к проектору с жидкокристаллическим дисплеем, либо посредством телевизионного скан-конвертера к широкоэкранно­му телевизору. Терапевт может использовать электронный мар­кер на экране в качестве указки.

В помощь клиентам предлагается компьютерное программ­ное обеспечение, например работа Мартина Сэндри (Ideas that Make You Feel, Sandry, 1992). Терапевты также могут сами со­здавать собственные программы с использованием сканера и цифровой камеры. Полезным может оказаться и сканирование пособий по самопомощи, карикатур, домашних заданий или ключевых принципов терапии, чтобы это просматривалось кли­ентами на своих компьютерах.

Большая выгода от использования компьютеров в консуль­тировании состоит в том, что это экономит время терапевта и деньги клиента. Если компьютер с интерактивной программой установить в приемной терапевта, то клиент сможет учиться оп­ределенным ключевым принципам во время ожидания сеанса или после него. Насколько это возможно, обучение посредством компьютера позволяет оставить наиболее дорогостоящие тера­певтические сеансы для индивидуализированных инструкций. Например, принципы, обсуждаемые в данной главе (базовые формулы, анализ ABC и т. д.), могут быть с большей легкостью, чем самим терапевтом, преподаны клиенту при помощи компь­ютерной программы, но для информации из последующих раз­делов (определение специфических В клиента, выбор индивиду­альной техники когнитивного сдвига) лучше предусмотреть се­ансы тет-а-тет.

Клиенты могут также использовать компьютеры для прак­тики в отдельных техниках когнитивного сдвига. Они могут но­сить с собой карманные компьютеры, чтобы записывать свои мысли, отрабатывать контраргументы (см. главы 6 и 7) и повто­рять применение определенных когнитивных реструктурирую­щих методик (см. Newman, Kenardy, Herman, & Taylor, 1997).

Комментарий

 

Представленные обучающие методы — лишь дополнение к терапии, они не заменяют необходимого общения между терапев­том и клиентом.

Дополнительная информация

 

Неймейер и Фейкзес (Neimeyer & Feixas, 1990) обнаружили, что клиенты, от которых требовалось выполнение домашних заданий по когнитивной терапии, были гораздо успешнее тех, кто проходил ту же терапию без домашней работы.

Ньюман с коллегами (Newman, 1997) эффективно использовал пор­тативные компьютеры в работе с клиентами с паническими расстрой­ствами и сопоставил свои результаты с результатами типичной когни­тивно-поведенческой терапии. Компьютеры оказались полезными в вы­полнении многих когнитивных реструктурирующих техник (Buglione, DeVito, & Mulloy,1990; Chandler, Burck Sampaon, & Wray, 1988; Selmi, Klein, Greist, Sorrell, & Erdman, 1990).

Обширные исследования проводились по эффективности использо­вания памяток, пособий и книг по самопомощи (что известно как биб­лиотерапия) в качестве дополнения к регулярным психотерапевтичес­ким сеансам (см. Gould, Clum, & Shapiro, 1993; Jamison, & Scogin, 1995; Scogin, Jamison, & Davis, 1990; Smith, Floyd, Scogin, & Jamison, 1997; Wehrly, 1998).

Возможно, лучшим справочником по книгам самопомощи является The Authoritative Guide to Self-Help Books (Santrock, Minnett, & Campbell, 1994). В нем не просто перечисляются издания, но и приводится их рейтинг по полезности. Самые лучшие книги на сегодняшний день — это работы Эллиса, Бэка, Фримена и Девулфа (Ellis, 1995; Ellis, & Lange, 1995; Ellis, & Tafrate, 1997; Freeman, & Dewolf, 1993; Freeman, Dewolf, & Beck, 1992).

Майкл Фри (Michael Free, 1999) разработал мультимедийную пси­хологическую образовательную программу, рассчитанную на 12 сеан­сов. В его книге содержатся все необходимые для ведения группы мате­риалы: накладные расходы, домашние задания, полные конспекты мини-лекций, упражнения, указания по проверке домашней работы, памятки и образцы визуальных пособий, которые могут быть скопиро­ваны непосредственно из книги.

Глава 2

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ

 

Базовая формула (ABC) проста. Гораздо сложнее побудить клиентов приложить ее к своей жизни. Самым затруднитель­ным для них является правильно определить В. Многие клиен­ты берут первую попавшуюся мысль, которая очень смутно свя­зана с их эмоциями, а затем тратят массу времени и энергии, пытаясь ее изменить. Позднее они могут обнаружить, что все усилия были напрасны, так как их выбор был ошибочен.

Чтобы найти нужную когницию, для начала клиентам важ­но осознать, что В обозначает множество видов внутренних про­цессов. Это не только неслышимый язык или образы, которые они создают в своем воображении. Это тоже В, но В намного шире. Чтобы дать клиентам хотя бы приблизительное представ­ление о различных типах когниций, которые заключены в В, мы выдаем им следующий список.

· Внутренний разговор с собой

· Самоэффективность

· Восприятие

· Избирательное внимание

· Избирательное невнимание

· Атрибуции

· Ярлыки (слова и фразы)

· Объяснения

· Стиль объяснения

· Категории

· Когнитивные карты

· Требования к себе

· Жизненные ориентиры

· Мысленные ассоциации

· Когнитивное обусловливание

· Я-концепция

· Образы

· Избирательная память

· Гештальт-паттерны

· Темы и рассказы

· Предрассудки, воображение, оценки

· Умозаключения и выводы

· Самоинструктирование

· Предположения

· Материализация абстрактного

· Внутренние сценарии

· Прототипы

· Идеализированные когнитивные модели

· Персонализированные мифы

· Обработка информации

· Нейронные сети

· Лингвистические прототипы

· Связи между паттернами

· Мозговая организация

· Когнитивные схемы

· Гештальты

· Ведущий образ действий

 

Терапевт может помочь клиентам понять этот длинный спи­сок терминов, пояснив, что все эти В происходят в разное вре­мя. Как в домино, каждый из этих умственных процессов за­пускает последующий, пока они все вместе не образуют силу, достаточную для того, чтобы вызвать определенную эмоцию или действие.

                                     

                                А               Се                                      Сb

                            ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶→ С

 

                           В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В

 

А = активирующее событие, или стимулы

Вп = когниции и убеждения разных видов

Се = эмоциональная реакция — то, что мы чувствуем

Сb = поведенческая реакция — то, что мы делаем

Ожидания

 

Принципы

 

Отдельные В появляются до того, как случается А. Чаще все­го это глобальная философия, или взгляд на мир, которая обу­словливает то, каким образом клиенты встречают событие.

 

̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶│̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ A ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ Ce ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ Cb ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶→ 

         B

  Ожидания

Ожидания, или экспектации, — это то, что клиенты хотят от себя, других и мира в целом. Это критерии, которые они используют, чтобы решить, были ли они успешны или провали­лись, это их собственные притязания на то, как они должны себя вести. У клиентов могут быть заниженные или завышен­ные ожидания относительно себя, других или мира. Когда они нуждаются в достижении желаемого, то ожидания становятся требованиями.

Зачастую нереалистичные ожидания являются единственной причиной эмоциональных проблем. Перфекционисты ставят пе­ред собой невыполнимые требования, а уровень их притязаний настолько высок, что его невозможно достичь. Такие клиенты могут чувствовать себя неудачниками почти всегда. У них мо­жет возникнуть депрессия с суицидальными намерениями из-за более низкой, чем они ожидали, полученной на занятиях оценки, они испытывают ужас, если не могут контролировать опреде­ленные внутренние процессы. Например, ключевым ожиданием у многих страдающих агорафобией клиентов является: «Я не должен волноваться, а если почувствую тревогу, то должен тут же справиться с ней». Другие клиенты постоянно испытывают гнев, так как все вокруг ведут себя, на их взгляд, неразумно и не именно так, как им того хочется. Ожидания некоторых депрес­сивных клиентов настолько занижены, что они бросают любые начинания, не сделав ни единой попытки их осуществить.

Перед тем как А даже произойдет, клиент встречает это со­бытие, неся тяжелый груз ожиданий и требований, который пре­допределяет, будет ли А воспринято как хорошее или плохое, как удача или провал, как позитив или негатив. Истинная цена А не имеет значения, оно оценивается сквозь цветные очки ожи­даний клиента.

 

Метод

 

1. Попросите клиента сосредоточиться на проблемной ситуации и продолжать воображать ее до тех пор, пока она не прочув-ствуется достаточно отчетливо.

2. Попросите его определить наилучший исход в данной ситуа-. ции и отметить свой ответ на десятибалльной шкале. Край­ние деления на шкале соответствуют наилучшему и наихуд­шему событиям, которые могли случиться с ним в жизни. Например, завоевание Нобелевской премии (10) может быть противопоставлено диагностике рака последней стадии (0).

 

(0)_______________________ (5) ___________________________(10)

Наихудшие                                                               Наилучшие события в события в жизни                                                          жизни

3. Пусть клиент представит наилучший и наихудший исход в проблемной ситуации и отметит их значения на шкале.

│____________Х______________│_______________ Х ____________│

      Наихудший исход                              Наилучший исход

4. Пусть ваш клиент решит, где будет находиться точка ПДП (просто-достаточно-приемлемое). Объясните, что ПДП — «это тот исход, который вы сочли бы просто достаточно приемле­мым — минимум, необходимый для вас, чтобы воспринимать событие довольно позитивным».

 

│___________ Х ______________ X _____________X____________│

  Наихудший исход                 ПДП            Наилучший исход

 

5. Наконец попросите клиента заполнить несколько шкал для других проблемных ситуаций, следуя той же процедуре.

После этого вы будете в состоянии определить, какие ожида­ния, требования к себе и обозначения он использует, чтобы оценивать других и себя.

Эти шкалы помогут вам выявить различные аспекты неви­димых ожиданий ваших клиентов. Пронаблюдайте, как изме­рительные шкалы клиентов отличаются от таковых большин­ства людей, сталкивающихся с подобными ситуациями. Напри­мер, следующие шкалы отражают такие искажения.

 

Мышление по типу «все или ничего»

│________________ X ___________ │ _________X __________________│

                     Наихудшее                            Наилучшее

 

Крайние точки на шкале слишком близки к ее экстремумам и удалены друг от друга; Разница между наилучшим и наихуд­шим исходами огромна. Клиенты, оценивающие все таким обра­зом, зачастую склонны к драматизации и паникерству. Они убеждены, что произойдет или что-то прекрасное, или что-то кошмарное даже в банальной ситуации. Например, абитуриент медицинского вуза, получивший по химии «4—», воображает, что никуда не поступит и проведет остаток жизни, слоняясь по городским аллеям и выискивая себе еду в мусорных бачках.

 

Депрессивное мышление

 

I________ X _______ X ___________ I _______________I

             Наихудшее Наилучшее

 

Эта шкала чрезвычайно узка: обе точки находятся в зоне не­гатива. Некоторые депрессивные клиенты видят мало различий между наилучшим и наихудшим исходами. Для таких клиентов даже лучший результат — негативный, немногое может моти­вировать их на достижение цели.

 

Перфекционистское мышление

 

 

│________________X_______________│_________ПДП______Х_______│

 

ПДП слишком смещено вправо и почти приравнивается к наи­лучшему исходу. Шкала симптоматична для клиентов-перфекционистов, которые не оставляют места для ошибок. Если они не добиваются лучшего результата, они чувствуют себя неудач­никами.

Также обратите внимание, рисуют ли клиенты шкалы для себя и для других по-разному или нет. Например, озлоблен­ные люди часто требуют от других достижения намного более высокого ПДП (в направлении к наилучшему исходу). Они тре­буют от остальных лучшего поведения в различных ситуациях, чем от себя.

Пример

 

Обладание завышенными ожиданиями может привести к долго­временным проблемам. Много лет назад мы с коллегами работали с одним типом клиентов, чьи проблемы оказались довольно труд­ными. У этих клиентов было сильное ощущение неадекватности и очень низкое самоуважение, они казнили себя просто безжалостно. Они были уверены в собственной бесполезности и страдали от такой сильной депрессии, что часто задумывались о самоубийстве.

Мы диагносцировали этих клиентов как обладающих неадекват­ной личностью, но неформально, между собой, называли этих лю­дей ЯНКД-клиенты («Я не больше, чем кусок дерьма»). Это не было жестокостью или бесцеремонностью с нашей стороны, нам просто казалось, что это название описывало проблему этих клиентов наи­более точно. На самом деле, конечно, эти люди не были неадекват­ными, но так они думали о себе сами.

Иные терапевты пытались помочь им, поднимая их гнетуще низкую самооценку, убеждая их полюбить себя и прекратить само­бичевание. Не сработало.

Клиент по имени Эл был типичным примером. Он считал себя абсолютно прогнившим изнутри и не мог найти в себе ни одной положительной черты, которая бы ему нравилась. Он был убежден в своей уродливости, несмотря на тот факт, что женщины постоян­но заговаривали с ним и выделывали перед ним различные па. Он чувствовал себя никому не нужным, хотя по выходным вывозил за город от имени организации «Большие братья» мальчишек, не име­ющих отцов.

Его негативный настрой вызывал у него много боли и привел к бессоннице и сонливости. Он стал антигедонистичным, постоянно выкрикивал заклинания и часто задумывался о самоубийстве, кото­рое пытался совершить уже дважды.

Самовосприятие Эла было полностью иррационально, но боль­ше смущало то, как он реагировал на любую попытку изменить его установки. В целом он вел себя слабовольно и пассивно, но когда терапевт пытался перестроить его убеждения, он боролся за них изо всех сил, оставляя свое безответное и бездеятельное поведе­ние и атакуя любое предположение, что он не был совсем пропа­щей личностью. Он просто не мог перенести даже намека на то, что он не был одним из самых отвратительных человеческих существ на планете.

Его убеждения были загадкой. Он испытывал огромную боль и осознавал, что причина была в его отношении к себе, и все-таки он цеплялся за идею самоуничижения.

Проблема была наконец разрешена, когда определились ожи­дания Эла относительно себя. Ядром его философии было то, что он мнил себя Эйнштейном. Это было не просто желание, а твердая и ощутимая установка. Он расстраивался, когда другие люди обра­щались с ним как с простым смертным; его задевало, что он был вынужден выполнять такие суетные вещи, как подведение балансов в расходной книге или вынос мусора.

Но больше всего беспокоило Эла недовольство самим собой. Каждый раз, допустив оплошность, он безжалостно третировал себя за совершение дурацкой ошибки, пока через какое-то время его не поглощала депрессия и он не превращался в ЯНКД.

«Делать ошибки — довольно скверно для любого, — говорил он, — но для меня (эдакого Эйнштейна) это недопустимо».

Что может быть более удручающим, чем личность со способно­стями Эйнштейна, живущая жизнью простого смертного и не име­ющая никого в мире, кто бы смог признать его бесценную исключи­тельность?

Друзья Эла, сами того не желая, подпитывали его установку, пытаясь поддержать его эго; это только раздувало его ожидания еще больше, значительно увеличивая контраст между реальным и идеальным «Я». В результате Эл чувствовал себя еще более подав­ленным.

Эл был уверен в своем превосходстве благодаря перфекциони-стским притязаниям и экспектациям, но знал, что они несоизмери­мы с его реальными достижениями в жизни. Каждый раз, ругая себя, он подкреплял свое убеждение в том, что он был Эйнштейном, хоть и Эйнштейном, приводившим все вокруг в хаос. С этой точки зрения, если бы он прекратил нападки на себя, ему бы при­шлось признать, что он не был особенным.

Подход, которого мы придерживались в своем консультирова­нии, заключался не в поддержании его ослабевшего эго, а, скорее, в том, чтобы сосредоточиться на его убежденности, что он Эйнштейн.

 

Комментарий

 

Когнитивная реструктурирующая терапия отличается от прочих когнитивных подходов тем, что определяющим, перво­начальным в ней является составление списка идей клиента, его установок и философии. Только после того, как этот список за­вершен, система убеждений может подвергаться корректировке, более ранний ее пересмотр вынудит клиента защищаться, спо­рить с терапевтом и заставит его впредь быть гораздо сдержаннее в рассказах терапевту о своих личных ожиданиях. Это результат неточного и неполного списка требований клиента к себе.

Терапевт должен помнить, что расположение В на временном отрезке является скорее описательным, чем теоретически точ­ным. Притязания и многие другие В могут помещаться и в дру­гих его местах, некоторые В, такие, как Я-концепция, могут находиться на всем его  протяжении.

Дополнительная информация

 

Сафрен с соавторами (Safren, Juster, & Heimberg, 1997) обнаружи­ли, что экспектации являются существенным компонентом самых раз­ных форм когнитивной психотерапии. В другой работе (Whittal & Goetsch, 1997) исследователи выяснили, что ожидания страдающих приступами паники значимо коррелируют с ожиданиями клиентов с агорафобией.

В некоторых более ранних исследованиях подтвердилось влияние ожиданий на эффективность подкрепления (Farber, 1963; Gholson, 1980; Spielberger & DeNike, 1966; Wiemer & Palermo, 1974). В этих ра­ботах показано, что до тех пор, пока экспектации субъекта не были приняты во внимание, подкрепление не изменяло поведение. Если субъект рассчитывал на большее, чем он получал, вознаграждение, то он воспринимал его как наказание.

Самоэффективность

̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶│̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ A ̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ Ce ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ Cb ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ ̶→ 

         B

Самоэффективность    

 

Принципы

 

Альфред Бандура (Bandura, 1995) и его коллеги заметили, что представления клиентов о своей успешности имеют опреде­ляющее значение в осуществлении ими своей цели. То, чего кли­енты добились, основано на их мыслях о том, чего они могут добиться. Эффективность связана с ожиданиями обратной зави­симостью: завышенные ожидания ведут к занижению своей спо­собности достичь цели, т. е. к низкой самоэф'фективности. Кли­енты считают себя не обладающими силой, достаточной для осу­ществления собственных высоких запросов.

В литературе в основном делается акцент на разрушитель­ных последствиях низкой самоэффективности, но в настоящее время ее слишком высокие значения были признаны в равной степени неблагоприятными. Примерами тому могут служить клиенты с алкогольной и наркотической зависимостью, кото­рые ошибочно верят в то, что могут контролировать свое зло­употребление наркотиками («Еще пара глотков — и я смогу с этим покончить»), и психически больные клиенты, уверенные в своей способности управлять галлюцинациями при помощи одной только силы воли.

Метод

1. Сделайте так, чтобы ваш клиент расслабился и сосредото­чился на определенной проблемной ситуации (АС).

2. Попросите его предсказать свою способность успешно с ней справиться и проставить это значение на континууме (може­те использовать те же шкалы, что и для ожиданий).

│________________________│_________ X _________________│

Мало шансов на успех                  Много шансов на успех

 

 «Я на 90% уверен, что смогу контролировать свой гнев, даже если жена будет кричать на меня».

3. Попросите клиента изменить предсказание и обратить вни­мание на то, как это повлияет на его чувства. Например: «Представьте, что вы только на 10% уверены, что, разозлив­шись, удержитесь от того, чтобы ударить жену. Что тогда вы будете чувствовать относительно продолжения спора с ней и ваших прошлых на нее нападок?»

4. Пройдитесь по нескольким различным ситуациям, чтобы установить, как клиент понимает свою самоэффективность. Занижена она или завышена?

Пример. История Майка

 

Этот случай представляет собой хороший пример завышенной самоэффективности.

Клиент, Майк, не мог установить хороших отношений с женщи­нами, и в прошлом у него было несколько неудачных любовных связей. Несмотря на имевшиеся у него определенные умения и богатые творческие способности, он не добился успехов в работе, поскольку отказывался выполнять черную работу, сопутствующую любой должности, и обычно его увольняли. У него были эмоцио­нальные проблемы, которые, будучи изначально небольшими, пре­вратились в мощные сдвиги, так как он не способен был вынести даже малейшую неприятность. Майк погрузился в эмоциональ­ный хаос.

Причин его проблем было множество, но основная заключалась в неадекватной самоэффективности. Он был младшим ребенком в большой семье, и у его матери до его рождения случились два выкидыша. Врачи предупредили, что вынашивание очередного ре­бенка может погубить ее, но ей нравилось быть матерью, и она отчаянно хотела еще одного малыша. К удивлению родителей и медиков, Майк появился на свет. Его матери произвели гистерэкто­мию, и это означало, что он был последним.

Майк был очаровательным малышом, и все в семье — особенно мать — обращались с ним как с принцем. Когда у Майка начала формироваться самоэффективность, он смотрелся в зеркало, которое держала перед ним его семья, и видел отражение необыкно­венного ребенка, обожаемого родней и пестовавшегося как коро­левский отпрыск. Он ничего не знал ни о выкидышах, которые были у его матери, ни о ее операции, ни о том, что он был последним возможным для нее ребенком. Все, о чем ему было известно, — это то, что он был не как все остальные мальчики, и он считал себя уникальным подарком от Бога.

Жизнь благоволила Майку до тех пор, пока он не пошел в шко­лу, где другие дети обращались с ним как с нормальным человечес­ким существом, а не как с принцем. Его школьные товарищи не нуждались в нем так, как его семья, но он не понимал этого. Все, что он осознавал, — это что он не получает особенного отношения. Он злился на своих сверстников и требовал, чтобы они служили ему соответствующим образом, но это только приводило их в еще боль­шую ярость, так что они дразнили и высмеивали его. Он стал ми­шенью для их грубых шуток. Это только привело к тому, что Майк начал чувствовать себя еще хуже, он стал злее и выставлял новые требования. Вскоре круг замкнулся, и он лишился последнего дру­га. Майк оказался в социальной изоляции.

Обращение, которое Майк получал от одноклассников, застави­ло его задуматься, а все ли в порядке было дома, но там было все нормально. И тогда он пришел к выводу, что это в школе у его одноклассников были проблемы. Майк решил, что они завидовали ему, потому что признавали, каким особенным был он и какими неполноценными — они.

Так продолжалось и дальше. Когда его подруги не обращались с ним, как это делала его мать, он знал, что было не так — не та девушка! Большую часть своей взрослой жизни он потратил на поиски женщины, у которой хватило бы ума обходиться с ним пра­вильно, но такой он не нашел. Однажды он сказал мне: «Со всей этой эмансипацией в наши дни стало трудно отыскать хорошую женщину».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: