Правовая ценность норм-принципов

 

Принципы права представляют собой в некотором смысле уникальное правовое явление. Видится, что значение принципов права в определённой степени недооценивается и в общетеоретическом смысле, и с позиции отраслей права. Видимо, это связано и с абстрактностью смысла некоторых принципов, и с наиболее общим характером содержания, и с отсутствием понимания значе-ния и сути общих положений, идей, и с проблемами закрепления руководящих начал в нормативных правовых актах. При этом ценность принципов права огромна.

Определения понятия «принципы права» в разных источниках расходятся, но суть этих определений при их глубоком анализе всё же единая.

При́нципы пра́ва –– основные идеи, руководящие положения, опреде-ляющие содержание и направления правового регулирования[3].

Общие принципы права –– общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значи-мостью, высшей императивностью и нормативностью, определяющие содер-жание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений[4].

Важно понимать, что «под принципами понимаются руководящие идеи или начала, нормативные обобщения, характеризующие основное в праве и его применении»[5]. Особо важным является то, что принципы права отражаются в практике реализации права и его применении в частности. От принципиальных положений порой зависит характер непосредственных правовых норм-правил поведения. «Нормы-принципы должны императивно и точно реализовываться как в законе, так и в деятельности правоохранительных органов»[6].

Принципы права, как и иные явления, обладают определёнными признаками, а именно:

1. обладают универсальностью;

2. формальной устойчивостью;

3. имеют преимущественно абстрактный характер;

4. определяют содержание конкретных норм-правил поведения;

5. проявляются во всех видах юридической деятельности.

Признак универсальности проявляется в том, что «принципы права являются синтезирующими положениями, объединяющими связями, идеологи-ческой основой происхождения, образования, становления и функциони-рования правовых явлений. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование меха-низма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности (правовой природы) решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру, цементируют систему права»[7].

Принципы права, являясь наиболее общими положениями, на которых основываются, базируются все нормы правовых институтов, отраслей, всей системы права или даже нормы всей правовой системы обладают в некотором смысле двумя противоположными признаками, что определяет необходимость их рассмотрения совместно.

С одной стороны нормы-принципы обладают устойчивостью, фор-мальной неизменностью по сравнению с нормами, определяющими конкретное правило поведения. Как правило, изменения, вносимые в закон или иной нормативный правовой акт, касаются конкретных норм, определяющих материальные или процессуальные отношения. Очень редко меняются нормы, определяющие цели, задачи, принципы отдельной отрасли права. Даже при реформировании целой правовой отрасли или отрасли законодательства довольно часто принципы остаются прежними.

С другой стороны большинство принципов обладает высокой сте-пенью абстрактности, что предполагает возможность различного толкования их содержания. Например, общеправовые принципы гуманности, справед-ливости, отраслевой принцип уголовно-исполнительного права –– дифферен-циация и индивидуализация исполнения наказания (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ)).

В соотношении двух указанных признаков правовых принципов заклю-чается основной парадокс, требующий детального изучения. Именно абстрак-тность правовой нормы, в данном случае правовых принципов, является основанием устойчивости, неизменности с точки зрения формальной опреде-лённости этих норм. Подобными признаками обладают нормы конституцион-ного права, закреплённые в первой и второй главах Конституции Российской Федерации, которые, по сути, являются нормами-принципами для всей системы права нашего государства.

Именно это позволяет говорить об особой актуальности изучения прин-ципов права не с общетеоретической позиции определения понятия и класси-фикации принципов права, а через проблему установления содержания каждого принципа. Особой актуальностью при этом обладает исследование содержания общеправовых принципов, принципов правовой системы и принципов международного права. С. Д. Дмитриевым подмечено, что «вопрос о принципах –– это всегда вопрос современный, так как в них отражаются реалии конкретной социально-экономической ситуации»[8]. Важно понимать, что «социально-экономическая ситуация» современного мира, оказывая влияние на право, отражается, как правило, не на одной отрасли права, а на правовой сфере в целом, то есть правовой системе отдельного государства и на уровне международного права.

Принципы права определяют содержание норм-правил поведения. В теории права принято нормы права делить на исходные нормы и нормы-правила поведения. Принципы права относятся к исходным нормам наравне с дефинитивными и установочными, определяющими цели, задачи, государст-венный строй[9]. С одной стороны принципы права выражают некие закономер-ности права, а с другой –– представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов[10]. Особо значимым в этой связи является то, что реализуя каждую норму, определяющую конкретное правовое правило поведения, субъект должен действовать исходя из принципов права, по сути, реализовывать их содержание.

Принципы права проявляются в юридической деятельности. Прин-ципы неразрывно связаны со всеми процессами, протекающими в сфере право-вого регулирования, оказывают влияние на все виды юридической деятель-ности: правотворчество, правоприменение, толкование права, систематизацию законодательства, правовое воспитание[11].

Принципы как руководящие идеи оказывают влияние на правовое регу-лирование на всех его (правового регулирования) этапах: при создании закона они «определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя»[12]. Каждый субъект правоотношений должен учитывать при уяснении смысла той или иной правовой нормы все виды принципов и при реализации действовать не только в рамках дейст-вующей правовой нормы, но и с учётом принципов. Любой субъект, осущест-вляющий применение права или контроль за исполнением правоприменитель-ного решения, также должен исходить из отраслевых и общеправовых принципов. Принципы права взаимодействуют с различными правовыми явлениями, проявляя всё новый правоприменительный потенциал[13].

Невозможно «вырвать» правовую норму и её реализовать отдельно от системных элементов (правовых институтов, отраслей права), не понимая связанность всех правовых норм структурой системы права. В этой связи стоит отметить, что именно принципы являются одним их элементов, связывающих правовые нормы в рамках правовых институтов, отраслей права, системы права в целом или даже в рамках правовой системы. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Принципы выполняют функции [14]:

- систематизирующую, так как на их основе формируются те или иные системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают существенную, устой-чивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важным ориентиром в правотворческом процессе и систематизации, толковании и реализации норм права;

- правотворческую, так как обеспечивают единообразное формулирова-ние норм права, определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя;

- регулятивную –– направляют применение юридических норм, намечают общую линию решения того или иного юридического дела;

- интегративную –– связующее звено между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы;

- разрешают правовые пробелы –– правовые принципы представляют основу решения при аналогии права;

- критериальная функция –– именно несоответствие базовым принципам позволяет квалифицировать какой-либо нормативный акт как неправовой[15].

Принципы права могут быть прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Необходимо обратить внимание и на то, что принципы права, как правило, сформулированы в Кодексах, определяя основополагающие начала для норм конкретной правовой отрасли. Причём, содержание правовых принципов не всегда описывается при изложении норм-принципов, нередко они представлены в законе простым перечислением. Справедливости ради необходимо сказать, что принципы права, даже если содержание прямо не изложено в соответствующих статьях нормативного правового акта, как правило, всё же отражено в иных статьях этого же нормативного правового акта (см. об этом в третьем разделе настоящего пособия). Однако, закрепление принципов права без описания содержания порождает свободу толкования и без того абстрактных норм-принципов. Поэтому целесообразно закрепить содержание принципов отдельных отраслей права в Уголовном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и др. нормативных правовых актах. Такое закреп-ление принципов решает сразу несколько задач: во-первых, обращает внимание на значимость каждого принципа в отдельности; во-вторых, представляя общее содержание принципа исключается расширенное толкование некоторых принципов. Именно такое описание принципов представляется наиболее целесообразным.

Отсутствие описания содержания принципов права в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации создаёт проблемы, прежде всего, правоприменителю. При этом стоит отметить, что сотрудники уголовно-исполнительной системы должны не только осуществлять реализацию прин-ципов уголовно-исполнительного права, но и разъяснять осуждённым их значение. Отсутствие описания содержания принципов в данном случае позво-ляет довольно широко толковать такие понятия как, например: «справед-ливость», «гуманность» и др., что в свою очередь отражается не только на уголовно-исполнительных отношениях сотрудников и осуждённых, но и порождает увеличение числа жалоб осуждённых. Этим определяется особая значимость и актуальность изучения принципов уголовно-исполнительного права.

Ряд исследователей разграничивают понятия принципы права и одноименные принципы законодательства. Например, принципы уголовно-исполнительного законодательства урегулированы на уровне закона (ст. 8 УИК РФ). Принципы, урегулированные на уровне закона, представляют собой суть и вершину юридической мысли[16]. Принимая во внимание и, в целом, соглашаясь с данной позицией, не будем детально рассматривать её, так как проблема различения принципов права и принципов законодательства порождается более сложной проблемой отличия понятий «право» и «закон», что в свою очередь требует особого рассмотрения и, являясь общетеоретической проблемой права, выходит за рамки предмета изучения общеправовых принципов уголовно-исполнительного права, при этом видится необходимым отметить, что пра-вовые принципы, будучи закрепленными в законе, приобретают определённое самостоятельное значение как элементы правовой системы, отражающие суть уголовно-исполнительной политики[17].


2. Значение и место общеправовых принципов
в системе принципов права в целом
и в системе уголовно-исполнительного права

 

Принципы права представляют связующее звено в системе права. Речь идёт, прежде всего, об общеправовых принципах права, именно они являются тем элементом, который связывает все правовые отрасли. К общеправовым принципам права относятся: принцип законности, гуманизма, юридического равенства, демократизма, справедливости, гласность, ответственности, един-ства прав и обязанностей и др.[18] Однако стоит отметить, что содержание обще-правовых принципов обладает своими особенностями в каждой отдельной отрасли. Также важным является и то, что определение приоритета того или иного правового принципа влияет на развитие не только отрасли права, но и системы в целом. Например, для современного российского уголовно-исполнительного права характерно определение особой значимости принципа гуманизма, приоритет которого прямо обозначен в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Гуманизация уголовного законодательства также ярко выражена в изменениях уголовного законодательства последних лет и т. д. Единство и взаимосвязь отраслей законодательства, регламентирующего системное воздействие на преступность, основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области как части внутренней социальной политики современного Российского государства[19].

Итак, изучая принципы права той или иной правовой отрасли важно понимать связанность отраслей в системе права и, в тоже время, специфику каждой отрасли в отдельности.

Е. А. Сизая под принципами уголовно-исполнительного права понимает воплощённые в правовых нормах важнейшие руководящие идеи, основопо-лагающие требования уголовно-исполнительной политики, отражающие сущ-ность, содержание и качественные особенности отраслевого законодательства, определяющие его место в системе права и показывающие закономерности его дальнейшего развития[20].

Впервые принципы уголовно-исполнительного законодательства закреп-лены в УИК РФ 1997 г.[21] Существовавший ранее Исправительно-трудовой кодекс 1970 г. лишь декларировал, что исправительно-трудовое законодательство определяет принципы исполнения и отбывания наказания. Однако система принципов не была установлена и только следовала из некоторых норм Исправительно-трудового кодекса. Аналогичная норма сформулирована в ч. 2 ст. 2 УИК РФ, но она одновременно получила развитие в ст. 8 этого кодекса, в которой была определена система принципов уголовно-исполнительного законодательства[22].

Принципы права –– сложная самостоятельная социальная категория. Важ-но осознавать, что в принципах уголовно-исполнительного права отражаются принципы «и уголовно-исполнительной политики, и деятельности уголовно-исполнительной системы»[23]. В качестве руководящих и основополагающих идей уголовно-исполнительного права, вырабатываемых внутренней социаль-ной политикой государства и реализуемых в законодательстве, выступают определённые принципы исполнения уголовных наказаний[24].

Принципы уголовно-исполнительного права реализуются целенаправ-ленной деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В этой деятельности принципы трансформируются в соответствующие принципы деятельности исправительных учреждений и иных органов, исполняющих наказания[25]. Тем самым считаем необходимым ещё раз подчеркнуть практическое значение принципов права. Осознание сотрудниками содержания принципов огромно, так как именно практика применения имеет приоритетное значение, даже если она не совпадает с главной идеей, заложенной в нормативном правовом акте. Именно описание содержания принципов может в определённой степени изменить данную проблему –– единства понимания положений.

Система принципов уголовно-исполнительного права тесно связана с принципами отраслей права, призванных обеспечивать ведение борьбы с преступностью, обнаруживает единство и взаимосвязь с ними. Некоторые принципы совпадают по названию[26] и содержательно. Принципы уголовно-исполнительного права основываются на Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие; на международных актах и стандартах в рассматриваемой области; на основополагающих институтах уголовного права[27].

Классические принципы уголовного и уголовно-исполнительного права были сформулированы довольно давно. Принципы уголовно-исполнительного права изначально основывались на принципах уголовного права, что опреде-лено близостью предметной области правового регулирования и зависимостью уголовно-исполнительного права от норм уголовного права. Также необходимо отметить, что отрасль уголовно-исполнительного права сравнительно молодая по сравнению с отраслью уголовного права. В качестве основных принципов первоначально были следующие: равенство граждан перед законом; сораз-мерность наказания преступлению; наказание должно превосходить выгоду от совершения преступления; индивидуализация назначения и исполнения наказания; раздельное содержание осуждённых в зависимости от пола, возраста и тяжести совершённого преступления; цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать его от совершения преступлений[28].

Уголовный кодекс Российской Федерации к числу уголовно-правовых принципов относит законность, равенство граждан перед законом, виновность, справедливость, гуманизм (ст. 3-7 УК РФ)[29].

Действующее уголовно-исполнительное законодательство (ст. 8 УИК РФ) называет следующие общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы: законность; гуманизм; демократизм; равенство осуждённых перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний; рациональное применение мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимули-рование их правопослушного поведения; соединение наказания с исправи-тельным воздействием. Включённые в уголовно-исполнительное законо-дательство, сходные с основами других отраслей права указанные принципы в целом сохраняя своё сущностное содержание, но вместе с тем приобретают специфику, которая обуславливается предметом и необходимостью обеспечить особенности правового регулирования общественных отношений при испол-нении наказания[30].

Ряд отраслевых принципов является производным от соответствующих уголовно-правовых базисных положений. Это касается равенства осуждённых перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний[31].

Традиционно правовые принципы подразделяются на свойственные национальному праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей на одном направлении правового воздействия (межотраслевые). Также выделяют принципы институтов права (например, исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы)[32]. Таким образом, принципы права определены в соответствии с элементами системы права, хотя возможны и иные классификации.

Например:

1. В зависимости от способов изложения: прямо или косвенно закреплённые в конкретном нормативно-правовом акте.

2. По характеру содержания: общесоциальные, специально-юридические (присуще только праву)[33].

Классифицируя принципы международного гуманитарного права, А. И. Ковлер, ссылаясь на работу Ж. Пикте, различает: основополагающие принципы, которые должны соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах; общие принципы, связанные с защитой основных прав человека; специальные принципы –– в отношении жертв вооружённых конфликтов[34]. При этом может создаться представление о том, что «только "основополагающие" или иные должны соблюдаться безусловно», а иные соблюдать и исполнять не обязательно. Это не так. Принципы права вне зависимости от вида имеют общеобязательный характер, как и все правовые нормы.

Различая общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы нужно сказать, что каждая группа принципов выполняет особую роль и в теоретическом и практическом смысле.

Общеправовые (общие) выражают общее в содержании всех отраслей права, представляют собой исходные начала внутри отраслевой правотвор-ческой и правоприменительной деятельности государства. Тем самым именно общеправовые принципы связывают систему права в единое целое, задают правовые ориентиры для развития правовых систем и каждого элемента национальной системы права в отдельности.

К числу этих принципов, в частности, относятся следующие[35]:

- принцип верховенства права;

- принцип законности;

- принцип равенства всех перед законом (равноправия);

- принцип взаимной ответственности личности и государства;

- принцип ответственности при наличии вины.

К общеправовым принципам уголовно-исполнительного права относятся: законность; гуманизм; демократизм; равенство осуждённых перед законом[36].

Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей права (например, общими для таких отраслей права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, являются принцип гласности судопроизводства и принцип состязательности при отправ-лении правосудия)[37]. К межотраслевым принципам уголовно-исполнительного и уголовного права относятся –– дифференциация и индивидуализация уголовного наказания[38]. Политика государства в сфере уголовной юстиции многопланова, её можно условно разделить на политику в сфере профилактики преступности, уголовную (уголовно-правовую) политику, политику в сфере исполнения наказаний (т. е. уголовно-исполнительную). Все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой[39].

Отраслевые принципы лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права. Например, отраслевым принципом уголовно-исполнительного права является рациональное применение мер принуждения, средств исправления осуждённых и стимулирования их правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием (ст. 7 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, относящуюся к ведению федерации, которая харак-теризуется собственным предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и сред-ства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных нака-заний[40]. Общеправовые и межотраслевые принципы, включённые в систему принципов уголовно-исполнительного права, не теряют свой статус и функции, но приобретают своё специфическое выражение, обусловленное спецификой уголовно-исполнительных правоотношений[41].

Подводя итоги, ещё раз обратимся к проблеме закрепления принципов права в законодательстве. «В теории уголовного и уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права шёл многолетний спор о целесообразности законодательного закрепления принципов»[42]. Однако стоит заметить, что особо значимым, как уже было отмечено выше, является не только их закрепление в законе, но и включение в закон описания их содержания. А. Я. Гришко и М. П. Мелентьев, говоря об отсутствии содержания принципов в УИК РФ, главной причиной этого называют «слабую разработку принципов в науке уголовно-исполнительного права»[43]. При этом необходимо отметить, что само закрепление принципов права в УИК РФ является уже в определённой степени достижением, учитывая достаточно длительные сомнения в необходимости их законодательного закрепления[44]. При разработке содержания принципов уголовно-исполнительного права, можно использовать опыт законодательного закрепления общеправовых и межотраслевых принципов уголовного, уголов-ного процессуального права и иных отраслей. Но, кроме закрепления прин-ципов права в законе должен быть «заложен механизм реализации принципов одноимённой отрасли права»[45].







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: