Ход игры. Ведущий изображает, что он идет по улице, наступает на камень и у него возникает боль в ноге. Он расстроен.
Остальные члены группы внимательно смотрят на играющего и отвечают на поставленные психологом вопросы: «Что делает играющий?», «Что с ним случилось?», «Какое у него настроение?»
Эти игры вызывают много позитивных эмоций у детей с аутизмом. Большинство аутичных детей четвертой и третьей групп правильно угадывают действия ведущего, но затрудняются оценить его настроение и особенно чувства. Например, они путают чувство удивления и радости, в то время как чувство обиды большинство из них называет правильно. Здоровые школьники 7—8 лет успешно справляются с предложенными заданиями [Мартинес, 1996].
В качестве следующего шага на данном этапе занятий мы предлагаем детям самостоятельно невербально выразить свои действия и чувства. С этой целью используются следующие психотехнические приемы.
Игра «Я за стеклом,и меня не сльпшно,я хочу сообщить что-то собеседнику»
Ход игры. Играющий (ребенок или подросток с аутизмом) предварительно на бумаге записывает содержание своей беседы. Например: «Я хочу есть, а есть нечего, кастрюли пустые. Я хочу спросить собеседника, который за стеклом, где же еда». Или: «Я делаю уроки, забыл, что задано на дом. Хочу спросить: а что задано?» Затем он невербально проигрывает эту ситуацию так, чтобы группа догадалась о том, в чем состоит его сообщение.
Игра «Я заблудился в лесу»
Ход игры. Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр.
Комментарий. Для имитации препятствий можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Меня обидели»
Ход игры. Ребенок с помощью пантомимы изображает свое поведение в ситуации, когда чувствует себя обиженным.
Комментарий. Для проигрывания могут быть предложены и другие ситуации, например игра «Пришел мой друг, и я очень рад» и пр. Содержание игр зависит, прежде всего, от проблем, которые наблюдаются у членов группы.
Эти упражнения способствуют установлению эмоционального контакта с членами группы, развитию сотрудничества и взаимопонимания, а также коррекции негативных эмоциональных переживаний, формированию у ребенка с аутизмом активности, самостоятельности, уверенности в процессе межличностного общения.
На закрепляющем этапе занятий мы используем коллективные пантомимы. Дети самостоятельно разрабатывают сценарии и представляют их другим членам группы. После просмотра проводится коллективное обсуждение. Все это способствует не только закреплению у ребенка чувства принадлежности к группе, но и формированию доверия к группе и уверенности в своих возможностях, развитию эмоционального самоконтроля.