МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы проектирования строительных машин»
Производительность МЗР
В настоящее время подрядные организации обеспечены широким выбором строительных машин и механизмов отечественного и иностранного производства, однако многие строители не придают должного значения выбору средств механизации даже в условиях жесткого нормирования стоимости их эксплуатации. Следует заметить, что продолжительность эксплуатации машин зависит не только от производительности средства механизации.
Производительность МЗР является базовым показателем и основанием для формирования других показателей. Формула для определения производительности объединяет технико-экономические параметры машины и параметры, определяющие условия ее эксплуатации. Применительно к анализу МЗР эксплуатационная производительность несет информацию о функциональном назначении и полезности машины, а также информацию, позволяющую оценить влияние уровня организации работ, квалификации, физического и психического состояния оператора на эффективность машины.
|
|
Под производительностью машины понимают количество продукции или объем работ в натуральных измерениях (м2, м3, т, шт. и др.), произведенных в единицу времени (час, смену, месяц, год). Производительность определяют расчетом (расчетная производительность) или получают из отчетных данных (фактическая производительность).
Производительность машины в зависимости от степени учета влияющих на нее факторов разделяется на три вида: конструктивную, техническую и эксплуатационную.
Конструктивная производительность - максимально возможная производительность за 1 ч непрерывной работы при полном использовании мощности двигателя и рабочих скоростей и условии, что машинист имеет высокую квалификацию (т. е. исключаются какие бы то ни было простои и потери энергии).
Конструктивная производительность - величина условная, она характеризует функциональную полезность машины на основе ее конструктивных свойств и используется для сопоставления вариантов машины на стадии проектирования.
Техническая производительность - это часовая производительность, которая, помимо конструктивных свойств машины, дополнительно учитывает условия производства работ: снижение эффективной мощности и скоростей рабочих операций, разрыхление и уплотнение материала, степень использования рабочего оборудования (степень наполнения ковша или отвала материалом, потери материала, перекрытие проходов машины).
1.1 Расчет технической производительности по типам машин
|
|
Техническая производительность служит для оценки эффективности использования и выбора машин в конкретных условиях, для разработки рациональных схем организации механизированных работ, для согласования работы отдельных типов машин в комплектах, для выявления резервов использования машин.
Для машин циклического действия техническая производительность П, определяется в соответствии с видами выполняемых работ.
Для машин непрерывного действия, совмещающих рабочие и холостые операции, главным параметром при определении производительности является скорость передвижения фронта работ.
Исходные данные для подбора основных технико-экономических показателей машин, в соответствии с вариантом задания берется из таблицы «Основные технико-эксплуатационные показатели машины».
Основные характеристики, их условные обозначения и единиц измерения представлены в таблицах «Характеристики и единицы измерения».
Расчет производительности выполняется по формулам, представленным в таблицах «Расчетные формулы». Ряд представленных формул содержит коэффициент использования внутрисменного времени (kв =0,75) и коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной (kт =0,70…0,60), что позволяет выполнить переход от технической к эксплуатационной производительности, без дополнительных расчетных формул.
Производительность землеройно-транспортных машин
Землеройно-транспортные машины предназначены для копания, планировки и перемещения грунта, а также предварительного его уплотнения воздействием гусеничного или колесного ходового оборудования [4].
Таблица 4.1
Основные технико-эксплуатационные показатели бульдозеров
Модель | Длина отвала b, м | Высота отвала, h, м | Рабочие скорости, км/ч | Стоимость эксплуатации, у.е./ч | ||
Vз | Vп | Vоб.х | ||||
TD 15E | 1,00 | 0,8 | 3,2 | 10,5 | 12,5 | 1,9 |
TK-25.05 | 1,4 | 0,72 | 3,5 | 10,0 | 15,1 | 2,5 |
D 5C | 1,93 | 1,43 | 3,1 | 10,0 | 11,9 | 3,1 |
ДЗ-42В | 2,52 | 0,8 | 2,5 | 5,0 | 8,0 | 3,2 |
Т-4АП2 | 2,84 | 1,05 | 3,0 | 5,0 | 7,5 | 5,5 |
ДЗ-171.4 | 3,2 | 1,3 | 2,8 | 5,8 | 7,6 | 6,4 |
Б10.02ЕР | 3,4 | 1,3 | 3,4 | 6,2 | 8,4 | 6,8 |
Т-50.01 | 3,94 | 1,4 | 3,5 | 12,0 | 14,2 | 7,2 |
ДЭТ- 350Б1Р2 | 4,2 | 1,8 | 4,7 | 9,5 | 13,2 | 7,7 |
D355A-3 (KAMATSU) | 4,31 | 1,54 | 5,8 | 12,5 | 15,0 | 7,6 |
D4C XL | 4,99 | 1,17 | 5,1 | 11,0 | 11,9 | 8,0 |
D9R | 4,65 | 1,93 | 4,1 | 11,8 | 14,7 | 8,1 |
ДЗ-141УХЛ | 4,8 | 2,0 | 4,0 | 8,0 | 11,5 | 8,3 |
D10R | 5,26 | 2,12 | 5,2 | 12,5 | 15,6 | 8,5 |
Таблица 4.4
Значения
Группа материала или грунта | 1 | 2 | 3 | 4 |
1,0 | 0,8 | 0,65 | 0,5 |
Таблица 4.5
Значения и
Толщина разравниваемого слоя, hсл, м | , м | |
0,1 | 8,0 | 0,85 |
0,2 | 6,5 | 0,75 |
0,3 | 5,0 | 0,6 |
Таблица 4.2
Расчетные формулы
№ п/п | Наименование | Расчетная формула | Ед.измерения |
1
| Производительность бульдозера при разработке и перемещении грунта | м3/ч | |
м3; | |||
ч | |||
; ; ; | ч | ||
м | |||
2 | Производительность бульдозера при разравнивании материалов и грунтов | м3/ч, | |
м3 | |||
, ч, | ч | ||
2.1 | Производительность бульдозера при разработке грунта | м3/ч | |
2.2 | Производительность бульдозера при перемещении грунта | м3/ч | |
м3; | |||
, ч, | ч |
Таблица 4.3
Характеристики и единицы измерения
Характеристики | Обозначение | Ед. измер. |
объём материала или грунта, перемещаемого бульдозерным отвалом | q | м3 |
время полного цикла если бульдозер работает с поворотами, необходимо в общем времени цикла учесть время на повороты, tпов =10 с. | tц | ч |
высота отвала, (табл. 4.1) | h | м |
длина отвала, (табл. 4.1) | b | м |
коэффициент, учитывающий группу материала или грунта по трудности разработки (табл. 4.2) | - | |
коэффициент использования внутрисменного времени ( =0,75) | - | |
коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной ( =0,70…0,60) | - | |
коэффициент, учитывающий потери материала или грунта при перемещении, ( =0,85); | - | |
коэффициент разрыхления грунта: для песчаных грунтов =1,1, для глинистых грунтов =1,2 | - | |
коэффициент, учитывающий часть отсыпаемого материала или грунта, перемещаемого при разравнивании (табл. 4.3) | - | |
коэффициент потерь времени на холостой ход при разворотах и переключение передач ( =0,6) | - | |
длина зарезания | м | |
дальность перемещения грунта, ( =10...40 м); | м | |
скорость зарезания грунта, бульдозеры производят резание грунта на 1 или 2 передаче, (υз = 0,4…0,5 м/с) | км/ч | |
скорость движения при разравнивании (перемещении) грунта транспортирование грунта к месту выгрузки осуществляется на 2 или 3 передаче, (υп = 0,9…1,0 м/с) | км/ч | |
скорость обратного (холостого) хода, (табл. 4.1) (υоб.х = 1,1…2,2 м/с) | км/ч | |
толщина стружки зарезания, ( =0,10...0,25 м) | м | |
затраты времени на зарезание (набор) грунта | t3 | ч |
затраты времени на перемещение и разравнивание грунта | ч | |
время обратного хода | ч | |
затраты времени на переключение передач, подъём и опускание отвала, ( =0,005…0,01 ч) | ч | |
угол установки отвала в плане, град ( =50...60°) |
|
|
Производительность экскаватора
Одноковшовые экскаваторы осуществляют циклическое копание и перемещение грунта в отвал или в транспортные средства.
Так же для горизонтального перемещения насыпных материалов и грунта и погрузки их в транспортное средство или в отвал, а так же для разработки грунтов I - II категории могут применять одноковшовые фронтальные погрузчики [4].
Таблица 4.6
Основные технико-эксплуатационные показатели экскаваторов
Марка | Тип ходового оборудования | Тип рабочего оборудования | Вместимость ковша, qэ, м | Максимальная глубина копания, Hк, м | Максимальный радиус | Максимальная высота разгрузки, Hр, м | Стоимость эксплуатации, у.е./ч | |
копания, Rк, м | разгрузки, Rр, м | |||||||
СК50 | гусен. | обр.л. | 0,16 | 3,86 | 5,96 | 4,7 | 3,29 | 2,0 |
ЭО- 2621 В-3 | пневм. | пр. и обр.л., г/мол. | 0,28 | 4,15 | 5,0 | 4,6 | 2,5 | 2,6 |
ЭО- 3311Г | пневм. | обр.л. | 0,4 | 7,8 | 7,8 | 6,8 | 5,4 | 3,8 |
ЭО- 4112 | гусен. | обр.л. | 0,65 | 5,8 | 9,2 | 8,1 | 6,1 | 4,2 |
драгл. | 0,8 | 10,0 | 14,3 | 12,5 | 5,3 | |||
АТЭК-851 | пневм. | обр.л. | 0,8 | 5,26 | 8,28 | 7,4 | 7,43 | 4,1 |
А900 | пневм. | обр.л., грейф. | 0,85 | 6,2 | 9,6 | 8,4 | 8,05 | 4,2 |
АТЭК- 761 | гусен. | обр.л. | 1,3 | 6,5 | 9,45 | 8,5 | 7,7 | 5,0 |
R914 | гусен. | обр.л. | 1,4 | 6,15 | 9,05 | 8,3 | 6,2 | 5,2 |
EK- 400 | гусен. | обр.л. | 1,8 | 7,3 | 11,3 | 10,1 | 7,4 | 7,4 |
JS300 | гусен. | обр.л. | 1,85 | 8,2 | 11,7 | 10,4 | 7,46 | 7,5 |
R924 | гусен. | обр.л. | 2,0 | 7,6 | 10,6 | 9,3 | 7,2 | 7,8 |
R944 | гусен. | обр.л. | 2,6 | 8,25 | 11,8 | 10,1 | 8,0 | 8,4 |
|
|
Таблица 4.7
Время рабочего цикла одноковшовых экскаваторов
Вместимость ковша qэ, м3 | Время цикла , ч |
<0,65 | 0,0045 |
0,65...0,80 | 0,0055 |
>0,80 | 0,0065 |
Таблица 4.8
Основные технико-эксплуатационные показатели экскаваторов-погрузчиков
Модель | Объем ковша погрузчика qK, м3 | Максимальная высота разгрузки погрузчика Нр, м | Объем экскаваторного ковша qэ, м3 | Максимальная глубина копания Нк м | Максимальный радиус | Максимальная высота разгрузки НР, м | Стоимость эксплуатации, у.е./ч
| |
копания Rк м | разгрузки RP, м | |||||||
JCB 1СХ | 0,32 | 2,1 | 0,08 | 2,55 | 4,24 | 3,5 | 2,38 | 1,9 |
JCB 3CX | 0,9 | 2,7 | 0,3 | 5,3 | 7,8 | 6,3 | 5,0 | 2,8 |
WB91 R-2 | 1,03 | 2,75 | 0,25 | 4,95 | 5,55 | 4,2 | 5,5 | 3,0 |
Cater pillar 446C | 1,1 | 2,7 | 0,32 | 5,22 | 7,87 | 6,5 | 4,31 | 2,9 |
JCB 4CX | 1,3 | 2,7 | 0,5 | 4,35 | 5,4 | 4,1 | 4,1 | 3,3 |
Таблица 4.9
Основные технико-эксплуатационные показатели фронтальных погрузчиков
Модель | Грузоподъёмность qn, т | Вместимость ковша qк,m3 | Стоимость эксплуатации, у.е./ч |
ПУМ-500 | 0,5 | 0,38 | 2,6 |
ДЗ-133 (бульдозер-погрузчик) | 0,75 | 0,38 | 3,9 |
ПМТС-1200 | 1,2 | 0,5 | 6,3 |
АМКОДОР-322 | 2,2 | 1,24 | 11,5 |
ТО-18Д | 2,7 | 1,5 | 14,1 |
ТО-25-1 (ПК-3) | 3,0 | 1,7 | 15,6 |
ТО-18Б | 3,3 | 1,9 | 17,2 |
ТО-28 | 4,0 | 2,2 | 20,8 |
ТО-40 | 7,2 | 4,0 | 37,5 |
Таблица 4.10
Расчетные формулы
№ п/п | Наименование | Расчетная формула | Ед.измерения |
1 | Производительность экскаватора | м3/ч | |
2 | Производительность экскаваторного оборудования экскаватора-погрузчика | м3/ч, | |
3 | Производительность погрузочного оборудования экскаватора-погрузчика | м3/ч | |
4 | Производительность фронтального погрузчика | м3/ч |
Таблица 4.11
Характеристики и единицы измерения
Характеристики | Обозначение | Ед. измер. |
вместимость ковша экскаватора, (табл. 6); | qэ | м3 |
продолжительность цикла, (табл. 7); (при дальности перемещения до 10 м следует принимать: для пневмоколёсных погрузчиков =0,012 ч, для погрузчиков на гусеничном ходу =0,017 ч; на каждые следующие 10 м дальности перемещения следует добавлять к . для пневмоколёсных погрузчиков 0,008 ч, для погрузчиков на гусеничном ходу 0,013 ч) | ч | |
грузоподъёмность погрузчика, (табл. 10) | qк | т |
насыпная плотность материала или грунта, (табл.1) | т/м3 | |
коэффициент разрыхления грунта (для несвязных материалов и песчаных грунтов =1,1, для глинистых грунтов =1,2) | ||
коэффициент, учитывающий группу материала или грунта по трудности разработки (табл. 4.2) | - | |
коэффициент использования внутрисменного времени (при погрузке в транспортные средства =0,70, при работе в отвал =0,80) | - | |
коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной ( =0,60) | - |
Производительность машин для уплотнения материалов
Для уплотнения грунтов на объектах с широким фронтом работ используют самоходные трамбующие машины непрерывного действия на базе гусеничных тракторов класса 10 с ходоуменьшителями.
При выполнении небольших объемов работ по уплотнению несвязных грунтов, щебня и гравия в стесненных условиях применяют самопередвигающиеся вибрационные трамбующие плиты с рабочим органом в виде поддоны (плиты), на котором установлены один или два двухдебалансных вибратора направленного действия [2].
Таблица 4.12
Основные технико-эксплуатационные показатели
статических катков
Модель | Ширина уплотнения, мм | Скорость, км/час | Вальцы | ||
Кол-во | Ширина, мм | Диаметр, мм | |||
КС-6 | 2060 | 2-5 | 3 (2/1) | 2х530 / 1х1000 | 2х1600 / 1х1000 |
КМТЗ | 1850 | 0-20 | 3 (2/1) | 2х450 / 1х1100 | 2х1525 / 1х700 |
ДУ-93 | 1400 | 0-7,5 | 2 | 1400 | 1200 |
СД 803 | 1900 | 0-20 | 3 (2/1) | 2х450 / 1х1100 | 2х1525 / 1х700 |
ДУ-98-1 | 1700 | 0-13 | 2 | 1700 | 1200 |
РД 103М | 1850 | 0-12 | 3 (2/1) | 2х530 / 1х1040 | 2х1600 / 1х1000 |
Dynapac CS141 | 2100 | 0-15 | 3 (2/1) | 2х570 / 1х1060 | 1500 |
КС-2 | 1850 | 0-5,8 | 2 (2/1) | 1850 | 1600х1000 |
СД 802 | 2500 | 0-30 | 3 (2/1) | 2х690 / 1х1380 | 3х1400 |
Dynapac CT262 | 3100 | 0-23 | 4 | 1000 | 1525 с кулачками |
Таблица 4.13
Основные технико-эксплуатационные показатели
реверсивных виброплит
Модель | Размер днищевой плиты, ширина/длина, мм | Максимальная глубина уплотнения, мм | Возмущающая сила, кН | Частота, Гц | Скорость, м/мин |
Inqersoll Rand BXR-7 | 350х480 | 360 | 19 | 90 | 18 |
Dynapac LG140 | 330х650 | 300 | 22 | 65 | 25 |
Dynapac LG160 | 450х650 | 300 | 35 | 82 | 25 |
Bomaq BPR 30/38D | 580х730 | 350 | 31 | 78 | 22 |
Vibomax AT 35 | 410х600 | 450 | 35 | 75 | 20 |
Таблица 4.14
Основные технико-эксплуатационные показатели
стабилизаторов грунта (трамбующей машины)
Модель | Рабочая ширина, мм | Рабочая глубина, мм | Транспортная скорость, км/час |
Bitelli ST200 пневмоколесное | 2000 | 0-350 | 11,0 |
Wirtgen WR 2500 пневмоколесное | 2438 | 0-500 | 18,5 |
Wirtgen WR 2500K пневмоколесное | 2438 | 0-500 | 19,1 |
Wirtgen 2100 DCR гусеничное | 2000 | 0-250 | 15,3 |
Wirtgen WR 4500 гусеничное | 3000-4500 | 0-300 | 14,2 |
Таблица 4.15
Основные технико-эксплуатационные показатели
глубинных вибраторов
Модель | Серия | Тип привода вибратора | Диаметр, мм | Длина гибкого …, м | Частота об/мин |
AA26 | Dynapac AA | механический | 25 | Вала - 6,0 | 12000 |
AA36 | Dynapac AA | механический | 37 | Вала - 6,0 | 12000 |
AU25 | Dynapac AU | механический | 25 | Вала - 4,8 | 14600 |
AU35 | Dynapac AU | механический | 35 | Вала - 4,8 | 15400 |
AT29 | Dynapac AT | высокочастотный | 29 | Вала – Superflex 10/15/20/30/40 | 12000 |
AT39 | Dynapac AT | высокочастотный | 39 | Вала – Superflex 10/15/20/30/40 | 12000 |
AP27 | Dynapac AP | пневматический | 26 | Шланга - 1,5 | 21000 |
AP37 | Dynapac AP | пневматический | 36 | Шланга - 2,0 | 19000 |
UXAN28 | Dynapac UXAN | Электрический со встроенным преобразователем частоты | 25 | Шланга/кабель – 1/15 | 12000 |
UXAN48 | Dynapac UXAN | Электрический со встроенным преобразователем частоты | 48 | Шланга – 5/15 | 12000 |
Таблица 4.16
Расчетные формулы
№ п/п | Наименование | Расчетная формула | Ед.измерения |
1 | Производительность катков статического действия | м3/ч | |
2 | Производительность трамбующей машины | м3/ч | |
3 | Производительность вибрационной плиты при уплотнении | м3/с | |
4 | Производительность при уплотнении глубинным вибратором | м3/с |
Таблица 4.17
Характеристики и единицы измерения
Характеристики | Обозначение | Ед. измер. |
ширина полосы уплотнения, равная ширине вальца | bв | м |
размер перекрытия смежных полос уплотнения, (aв = 0,05…0, 1м) | aв | м |
рабочая скорость: для катка с гладкими вальцами υk =1,5…3 км/ч; для кулачковых катков υk =4…5 км/ч; для катков с пневматическими шинами υk =3…10 км/ч. | υk | км/ч |
толщина слоя уплотнения | h | м |
необходимое число проходов по одному месту для вибрационной плиты, один проход | z | |
ширина утрамбованной полосы | bт | м |
размер перекрытия предыдущих полос, (aт = 110…150 мм) | aт | мм |
Скорость движения трамбовки, определяется как произведение числа ударов в единицу времени на длину передвижения плиты за это время | υт | м/ч |
толщина слоя уплотнения (для глубинного вибратора - слой бетонной смеси) | h | м |
ширина виброплиты | bвп | м |
рабочая скорость, υвп =6…25 м/с; | υвп | м/с |
радиус действия внутреннего внутреннего вибровозбудителя: при Dвб =25 мм r =80…150 мм; при Dвб =50 мм r =150…250 мм;при Dвб =75 мм r =250…300 мм;при Dвб =100 мм r =300…450 мм. | r | м |
время вибрации, для пластичного и жесткого бетона, t1 =5…30c | с | |
время перехода к новому месту уплотнения, t2 =3…8c | с |
Производительность грузоподъемных машин
Стреловые, самоходные, автомобильные, башенные, козловые и другие виды кранов и грузоподъемных механизмов служат для перемещения грузов преимущественно в вертикальном или одновременно в вертикальной и горизонтальной плоскостях и являются машинами циклического действия. Производительность кранов зависит от характера поднимаемых грузов и условий эксплуатации [4].
Таблица 4.20
Время перемещения груза краном
Угол разворота крана, град | 45 | 90 | 135 | 180 |
, ч | 0,005 | 0,010 | 0,015 | 0,020 |
Таблица 4.21
Основные технико-эксплуатационные показатели бурильно-крановых машин
Модель | Глубина бурения, м | Диаметр скважины, м | Производительность, скважин/ч | Время установки одной опоры t, мин | Стоимость эксплуатации, у.е./ч |
БМ-202 (на базе ГАЗ) | 2,0 | 0,35 0,50 0,8 | 18 14 10 | 1…1,5 | 3,0 4,0 6,0 |
БМ-302 (на базе ГАЗ) | 3,0 | 0,35 0,50 0,8 | 12 9 7 | 1…1,5 | 4,0 6,0 7,5 |
БКМ-511 (на базе ЗИЛ-131) | 5,0 | 0,36 0,50 0,63 0,8 | 10 9 7 5 | 1…1,5 | 6,0 7,5 8,0 8,5 |
БМ-1501А (на базе КрАЗ-250) | 15,0 | 0,35 0,63 | 6 4 | 1…1,5 | 16,0 17,5 |
Таблица 4.22
Основные технико-эксплуатационные показатели копров для забивания свай
Модель | Масса, кг | Габаритные размеры, мм | Конструктивные особенности |
СП-13Б | 400 | 2436/ 1170/ 1170 | Max. длина погружаемой сваи, мм – 4500 Тяговое усилие грузовой лебедки, кг – 500 Тип привода – ручная лебедка |
СП-49В | 8600 | 1610/ 4300/ 3455 | Длина сваи, м - 12; грузоподъемность, т – 12 Рабочий наклон мачты, град – вправо/ влево / вперед 1…8; назад 1…3 Ширина направляющей мачты, мм – 360 Рабочее давление, МПа - 12 |
СО 1-180 | 12100 | 5850/ 2250/ 2800 | База – трелевочный трактор Длина сваи, м – 4-6; Грузоподъемность на канате / укладчика свай, т – 1,15/ 0,65 Рабочий наклон мачты, град – 15 Ширина направляющей мачты, мм – 180 |
СП-49Д | 28600 | 6970/ 2480/ 3100 | Базовый трактор Т-170Б-01 Грузоподъемность, т – 12 Max. длина сваи, м - 12; Скорость подъема молота, м/мин - 16,5 |
Таблица 4.23
Основные технико-эксплуатационные показатели
сваебойных дизельных молотов
Модель | Масса ударной части, кг | Max. потенциальная энергия ударной части, кДж | Количество ударов в минуту | Масса забиваемой сваи, т | Масса молота / кошки, кг |
СП-75А | 1250 | 40 | > 42 | 1,2…3,0 | 2700 / 100 |
СП-76А | 1800 | 56 | > 42 | 1,3…5,0 | 3850 / 100 |
СП-77А | 2500 | 82 | > 42 | 2,5…6,5 | 5600 / 120 |
СП-78А | 3500 | 115 | > 42 | 3,5…8,0 | 7800 / 120 |
СП-79 | 5000 | 160 | > 42 | до 10,0 | 10000 / 120 |
Таблица 4.24
Основные технико-эксплуатационные показатели
машин для сооружения свай
Модель | Max. диаметр бурения, мм | Max. грузоподъемность основной лебедки, кН | Max. толкающее усилие, кН | Max. глубина бурения, м | Масса, т |
Casagrande B 100 | 1250 | 110 | 280 | 43 | 27 |
Casagrande B 130E | 1500 | 140 | 122 | 43 | 38 |
Casagrande B 160E | 1800 | 140 | 153 | 58 | 62 |
Casagrande B 220 | 2500 | 193 | 240 | 68 | 70 |
Таблица 4.25
Расчетные формулы
№ п/п | Наименование | Расчетная формула | Ед.измерения |
1
| Производительность стрелового-самоходного крана | т/ч | |
; | ч | ||
2 | 2.1 Производительность бурильно-крановой машины | т/ч | |
| 2.2 Производительность бурового станка | см/ч | |
см/с | |||
3 | Производительность машин для свайных работ | свай/смена | |
ч |
Таблица 4.26
Характеристики и единицы измерения
Характеристики | Обозначение | Ед. измер. |
масса монтируемого элемента | т | |
время строповки груза, ( =0,016 ч); | ч | |
время подъёма груза | ч | |
время перемещения груза, (табл. 12) | ч | |
время опускания груза | ч | |
время расстроповки груза, ( =0,01 ч) | ч | |
время обратного или холостого перемещения стрелы, ( =0,7 ) | ч | |
высота подъёма груза (для буровой машины - снаряда) | Нп | м |
скорость подъёма, (υn = 0,2…0,5 м/с) | υn | м/с |
расстояние опускания груза | Но | м |
скорость опускания груза, (υo = 0,5 м/с); | υo | м/с |
коэффициент использования внутрисменного времени ( =0,75) | ||
коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной ( =0,75) | ||
количество скважин, выбуриваемых за один час работы (для буровой машины – число ударов в секунду) | п | |
время установки одной опоры, мин | t | |
скорость бурения станка буровой машины | υб | см/с |
сила тяжести бурового снаряда | G | Н |
удельная работа, необходимая для выбуривания единицы объема породы при коэффициенте относительной крепости породы: f =15 a =70; f =8…10 a =10; f =5…6 a =14; f =3…4 a =19 [4]. | a | Дж |
диаметр скважины | d | см |
продолжительность смены | Тсм | ч |
продолжительность рабочего цикла копра при погружении одной сваи | Тр.ц. | ч |
время чистого погружения сваи, определяется хронометражом | Тп | ч |
время, необходимое для выполнения вспомогательных операций (57-71% Тр.ц.): переезд машины, подтаскивание, подъем и ориентирование сваи и т.п. | Тв | ч |
удельное время, учитывающее продолжительность технологических и организационных перерывов, приходящихся на рабочий цикл | Ту | ч |
1.2 Расчет эксплуатационной, часовой и сменной производительности
Эксплуатационная производительность представляет собой выработку за рабочее время (час, смену, месяц, квартал, год) в конкретных условиях с учетом всех предусмотренных сменным режимом работы неизбежных перерывов: организационных, конструктивно-технических, по метеорологическим причинам; перерывов, связанных с организацией труда; неучтенных технологических перерывов.
Перерывы учитываются коэффициентом перехода от технической производительности к эксплуатационной (kП).
, (4.1)
Время чистой работы не включает в себя технические перерывы в работе и перерывы на отдых оператора; - продолжительность смены (число часов в смене, принимается 8 ч.), ч/см.
Часовая эксплуатационная производительность определяется по формуле
. (4.2)
Сменная производительность
. (4.3)
В условиях эксплуатации на производительность машин оказывают влияние, помимо конструктивно-технических факторов, переменные факторы, такие как организационно-производственные, природно-климатические, технологические, социально-экономические.