Сложности, возникающие при определении науки экологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «Экология»

для специальности 31.05.02 – «Педиатрия»

(очная форма обучения)

 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА:« Основные понятия экологии. Введение »

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д.б.н., доц. _____________ Виноградов В.В.

 

Составитель:

к.б.н., доцент. ________ Власенко О.А.

 

 

Красноярск2016

Занятие № 1

Тема: « Основные понятия экологии. Введение »

План изучения темы:

1. Определение науки экология, взаимосвязь с другими науками

2. Разделы и направления экологии

2.1 Классическая (общая) экология

2.2 Геоэкология

2.3 Экология человека и социальная экология

2.4 Прикладная экология

 

Контроль исходного уровня знаний и умений

Вопросы:

1. Сформулируйте одно из определений науки экология.

2. Что является объектом изучения экологии?

3. Что является предметом изучения экологии?

4. С какими науками связана экология?

Входной тест

1. НАУКА ЭКОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ:

 1) влияние окружающей среды на жизнедеятельность человека;

 2) взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой;

 3) влияние природопользования на окружающую среду;

 4) взаимосвязи эволюционных процессов, происходящих в природе;

 

2. ТЕРМИН «ЭКОЛОГИЯ» ВПЕРВЫЕ ПРЕДЛОЖИЛ УЧЕНЫЙ:

 1) В. Вернадский;

 2) Р. Грассе;

 3) Б. Коммонер;

 4) Э. Геккель;

 

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – ЭТО:

1) совокупность необходимых для организма элементов среды;

2) часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует;

3) отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы;

4) социоприродная система, воздействующая на окружающую среду;

5) совокупность естественных и искусственных условий среды, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо;

 

4. ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА – ЭТО:

1) резкое сокращение площади ненарушенных естественных экосистем;

2) изъятие и потребление человеком возобновимых минеральных и топливных природных ресурсов;

3) нарастающее противоречие между неограниченным ростом вторичных потребностей человеческого общества и ограниченностью ресурсов природной среды планеты;

4) изъятие и потребление человеком невозобновимых минеральных и топливных природных ресурсов;

5) загрязнение среды отходами человеческого хозяйства;

 

5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДРАЗУМЕВАЕТ:

1) систему научных понятий по проблемам биологии и экологии;

2) изменение принципа отношения людей к природе;

3) способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем;

4) возможности проведения экологического мониторинга природы;

5) рациональное использование материальных ресурсов;

 

Основные понятия и положения темы

1. Определение науки экология, взаимосвязь с другими науками

Эколо́гия(от др.-греч. οἶκος— обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος— понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («GenerelleMorphologiederOrganismen»).

Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы, дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (экология отдельных организмов), что в корне неверно.

Сложности, возникающие при определении науки экологии

ü Неопределённость границ дисциплин и взаимоотношения со смежными дисциплинами.

ü Неустоявшиеся представления о структуре дисциплины.

ü Деление экологии на общую экологию и частную экологию.

ü Подразделение экологии на четыре отдела — экологию особей, популяций, биогеоценозов и экосистем.

ü Место экологии популяции при разделении на аутэкологию и синэкологию.

ü Различия в терминологии между экологами растений и экологами животных.

2. Разделы и направления экологии

В экологии в соответствии с уровнями организации живого объективно выделяются разделы, изучающие органический мир на уровне особи (организма), популяции, вида, биоценоза, экосистемы (биогеоценоза) и биосферы.

В экологии, отдавая дань ее возникновению как естественной науки, выделяют динамическую и аналитическую ветви.

Динамическая экология (эволюционно-динамическая) изучает динамику и эволюцию отношений организмов и их групп со средой обитания.

Аналитическая экология — раздел экологии, исследующий основные закономерности взаимоотношения организмов и их популяций с природной средой.

При всем многообразии в современной экологии можно выделить четыре основных направления: общая экология (классическая экология), геоэкология, экология человека и социальная экология, а также направление прикладной экологии.

2.1 Общая (классическая) экология изучает взаимодействие биологических систем с окружающей средой. Классическая (общая) экология изучает биологические системы, т. е. занимается исследованием органического мира на уровнях особей, популяций, видов, сообществ, экосистем и биосферы в целом.

2.2 Геоэкология (ландшафтная экология), исследующая экосистемы (геоэкосистемы) высоких уровней, до биосферного включительно; интересы геоэкологии сосредоточены на анализе структуры и функционирования ландшафтов (природных комплексов географического ранга), взаимоотношений их составных биотических и косных (абиотических, неживых) компонентов, воздействия общества на природные составляющие.

2.3 Экология человека и социальная экология. В экологии человека выделяют два важных направления. Одно связано с влиянием природной среды и ее компонентов на антропосистему (все структурные уровни человечества, все группы людей и индивидуумы), другое вытекает из необходимости изучать последствия антропогенной деятельности – социальная экология, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество – природа».

2.4 Прикладная экология изучает механизмы воздействия человека на биосферу, способы предотвращения негативного воздействия и его последствий и принципы рационального использования природных ресурсов.

 

3. Самостоятельная работа под контролем преподавателя

1. Дополнить таблицу:

Направление экологии Разделы Что изучает раздел
Классическая    
Геоэкология    
Прикладная    
Экология человека    
Социальная экология    

2. Составьте таблицу-схему, характеризующую современные экологические проблемы разного масштаба

 

 

3. Заполните таблицу, в которой приведены формулировки законов известного американского эколога Барри Коммонера. Приведите собственные примеры действия этих законов в жизни.

Законы Б. Коммонера

Формулировка закона Примеры действия закона
1. Все связано со всем  
2. Все должно куда-то деваться  
3. Ничто не дается даром  
4. Природа знает лучше  

 

4. Ситуационные задачи

Задача № 1. В демографических исследованиях часто используют половозрастные пирамиды. Какие процессы и явления, происходящие в обществе, они отражают?

Задача № 2. Назовите и охарактеризуйте основные факторы среды определяющие характер растительногопокрова конкретной территории.

Задача № 3. Назовитеи охарактеризуйте основные средообразующие факторы города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: