Урок обобщения и систематизации знаний

 ( схема анализа урока Приложение №3 )

Основная цель данного типа урока - приведение усвоенных учащимися понятий в стройную систему, которая предусматривает раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами; сознательное овладение основными теориями и ведущими идеями учебного предмета или принципами соответствующей отрасли науки. Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выученном материале закономерностей, логических связей, глубокой сущности процессов и явлений, на переход от отдельных к более широким обобщениям. Следует обратить внимание на то, что систематизация предполагает определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе отношений - схему, обобщающую таблицу. Нельзя считать систематизацией простое воспроизводство отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение. Элементами урока являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Структура урока

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

5. Итоги урока. Рефлексия. Сообщение домашнего задания.

 

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

(схема анализа урока Приложение №4)

Основная цель данного типа урока - проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков   (предметных и метапредметных компетенций), внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях, выявление качества усвоения знаний, навыков и умений. Такие уроки проводятся в конце изучения темы, раздела и исполняют целый ряд функций: контролирующую, обучающую, воспитательную, диагностирующую и др.

Структура урока

1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:

- показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений;

- сообщение о характере задач на уроке, последовательность и способы их выполнения, оформление результатов самостоятельной работы.

2. Проверка знания учащимися фактического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в предметах и ​​явлениях:

- устная фронтальная беседа;

- устный индивидуальный опрос.

3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить самые убедительные аргументы в своих суждений и примеры:

- письменная работа (8 - 10 мин.)

- индивидуальный опрос.

4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения:

- письменный опрос;

- самостоятельное составление или заполнение таблицы.

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях:

- письменное решение задач (вычислительных, качественных или познавательных)

- выполнение самостоятельных практических заданий с готовыми данными, сформулированными вопросами и известным способом выполнения действий.

6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях:

- выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса приобретенных знаний и способов выполнения действий в новых условиях;

- выполнение комплексных творческих практических задач.

Задания по объему или степени трудности должны соответствовать рабочей программе и быть посильными для каждого обучающегося.

7. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

8. Итоги урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Комбинированный урок

( схема анализа урока Приложение №5 )

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру и может включать  в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Структура урока:

Применяются различные комбинации структурных элементов различных типов уроков.

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Сообщение темы, задач урока.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: