Мы уже ввсли в обърот понятис по- 8 страница

Следует отметить, что в обыденном употреблении тер­мину «политическая идеология» зачастую придается иро­нический смысл. Начало этой традиции положил в свое время Наполеон, который назвал своих политических про­тивников «идеологами», обвиняя их в том, что под маской

223


радужных идей они скрывают свои истинные интересы. И ныне многие люди понимают идеологию как ложные, ил­люзорные представления, противоречащие здравому смыс­лу, реальным потребностям жизни. Это связано с тем, что в политике нередко эксплуатируются идеи, оторванные от практических вопросов общественной жизни, действитель­ных интересов различных социальных слоев. Но это обсто­ятельство никак не упраздняет роли идеологии в политической жизни. Это место никогда не бывает вакан­тным, и сегодня оно тоже заполняется новыми политиче­скими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, и потому у некоторой части граждан создается иллюзия от­сутствия таковой.

Таким образом, политическая идеология является одним
из важнейших компонентов политического процесса. Вне
идеологии не бывает политического действия. Именно
идейно-политические представления, трансформируясь в си­
стему убеждений и позиций человека, предрасполагают его
к действию, нацеленному на осуществление признанной им
наилучшей формы общественного устройства. Без таким
образом понимаемой идеологии не может существовать ни­
какое политическое движение, ни одна политическая пар­
тия, вне зависимости от своих высказываний по данному
поводу (имеются в виду появляющиеся время от времени
разговоры о «деидеологизации» политической жизни).
Специфика                    Природа и социальная действитель-
и функции социально- НОсть как объекты научно-теоретиче-
политических теорий ского познания радикально ОТЛИЧнЫ.
Природа — такая действительность,
которая существует сама по себе стихийно и независимо
от людей, а социальная действительность — плод творчества
людей. Общественная жизнь — это прежде всего опреде­
ленные взаимоотношения между людьми, она буквально
слита с целями, устремлениями и интересами людей. По­
этому в отличие от естественнонаучного знания, содержание
которого зависит лишь от технологии его производства,
социальное знание опосредовано прежде всего политиче­
скими устремлениями людей. Осмысление ими обществен­
ной действительности всегда переплетается с представле-

224


ниями о том, какой она должна быть. Следовательно, нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и идеологически нейтральной, т. е. лишенной какой бы то ни было связи с теми или иными интересами соци­альных групп. В этом состоит их специфика по сравнению с естественнонаучными теориями, которые в идеологическом отношении нейтральны.

Данной особенностью социально-политических представ­лений обусловлено их многообразие. Трудно даже просто перечислить все социально-политические идеи, теории, кон­цепции и доктрины, которые существовали в прошлом или присутствуют в современном мире. Среди них, несомненно, следует назвать социалистический идеал общественного ус­тройства, социально-политические идеи консерватизма, ли­берализма, анархизма, революционной демократии, разнообразные религиозные социальные доктрины, которые будут рассматриваться в последующих темах курса. Все они в той или иной мере отражают интересы определенных социальных групп и потому не совпадают, конкурируют и конфронтируют друг с другом.

Вместе с тем нельзя сказать, что между перечисленными идейно-политическими воззрениями, совершенно нет ничего общего. Напротив, все они включают в себя положения, которые однозначно трактуются представителями различ­ных теоретических школ. Любая социально-политическая теория, концепция или доктрина содержит в себе какую-то совокупность научных знаний. Однако каждая конкретная идейно-политическая конструкция из множества имеющих­ся научных истин включает в себя только такие, которые могут быть полезны в практической деятельности той груп­пы лиц, интересы которой она обслуживает. Поэтому нам представляется бессмысленным говорить о научности ка­кой-либо одной социально-политической теории и ненауч­ности других. Однако о степени научности той или иной системы социально-политических представлений говорить можно, и эта степень определяется тем, в какой мере научные знания отвечают интересам носителей данной со­вокупности взглядов и идей.

225

Таким образом, в содержании любой социально-полити-

8 Зак. 140


ческой теории, концепции или доктрины синтезируются результаты как научного познания социальной действитель­ности, так и субъективного осознания людьми своих инте­ресов, политических позиций и устремлений. В силу этого социально-политические теории выступают в качестве су­щественного элемента политического процесса. Они выпол­няют в нем две функции: познавательную и мобилизующую. Первую из этих функций политические идеи и представления выполняют в той мере, в какой они характеризуют социальную действительность так, как она есть. Одновременно, намечая общие направ­ления развития общества, формулируя проблемы социаль­ной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политиче­ские теории играют мобилизующую роль, способствуют консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность.

Однако обе эти функции социально-политических теорий не следует переоценивать. Поскольку все социально-по­литические воззрения функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интер­претации политической действительности они имеют тен­денцию к ее искажению. Что касается их мобилизующей функции, то важно помнить, что недостаточно выдвинуть пусть самые верные и научно обоснованные идеи: главней­шая проблема всегда — реализуемость этих идей, объек­тивная возможность их претворения в жизнь. Даже самые привлекательные идеи и систематизирующие их теории, концепции и доктрины, по сути, не могут сделать больше того, что позволяет сама социально-политическая действи-* тельность. В конечном счете в истории реализовывались те идеи, которые выражали жизненные потребности реальной социальной силы, подлинные общественные нужды.

Типы политического Понятие «тип политического сознания»
сознания             используется для характеристики су­
щественных особенностей отражения в
сознании различных категорий людей политических явле­
ний и связанного с этим своеобразия их отношения к
политической действительности. Такое своеобразие закреп­
ляется в политических позициях,

226


занимаемых различными субъектами общественных отно­шений и проявляющихся в тяготении к специфическому или постоянному политическому поведению. Здесь важно подчеркнуть момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические воззрения и убеждения людей, реальный уровень и характер их по­литического сознания. Нет иного способа выявления осо­бенностей политического сознания людей, кроме анализа их реального политического поведения.

Все многообразие идейно-политических убеждений и по­зиций людей можно классифицировать по различным ос­нованиям, позволяющим выделить наиболее характерные черты их политического сознания, В литературе чаще всего встречается типологизация по следующим основаниям: по социально-классовому составу участников политики, исходя из того, что политическому сознанию определенных соци­альных групп присущи специфические черты; по привер­женности людей к тем или иным общественным идеалам и ценностям; по характеру отношения различных групп к институтам государственной власти; по предрасположенно­сти людей к тому или иному способу деятельности в области политики; по особенностям эмоционально-психологических переживаний, связанных с ходом политических процессов. Разумеется, можно назвать и другие основания для типо-логизации политического сознания. Укажем на наиболее часто встречающиеся типы политического сознания.

В марксистской литературе традиционно выделяются сле­дующие типы классового политического сознания: буржу­азное, мелкобуржуазное и пролетарское. Однако в нынешних условиях эта типология представляется несколь­ко упрощенной. Прогресс производительных сил, научно-техническая революция внесли коренные изменения в социальную структуру общества. Резко возросла доля лю­дей, занятых в науке и культуре, технике и организации производства, просвещении, здравоохранении, в сфере уп­равления и обслуживания. Это привело к более тонкой идентификации и переплетению интересов различных со­циальных слоев, что находит соответствующее отражение и в их политическом сознании.

В зависимости от приверженности людей к определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание

227


может быть: либеральным, выдвигающим в качестве при­оритетов в политике принципы свободы индивида; консер­вативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей; социалистическим, ори­ентирующимся на приоритет в политике принципов кол­лективизма, социального равенства и справедливости; интернационалистским, направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов; нацио­налистическим, отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другими, при­знании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам личности, интересам других наций. Очевидно, что идейные убеждения людей весьма и весьма разнооб­разны, и поэтому дать исчерпывающий перечень типов политического сознания по этому критерию невозможно.

В литературе встречается также типологизация полити­ческого сознания в зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как полити­ческому институту. Одни люди признают его общественное значение, видят в нем важное средство решения всех со­циальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В данном случае говорят об этатистском (от фр. etat — государство) типе политического сознания, ори­ентирующемся на активное участие государства в обще­ственных процессах, в том числе и в сфере экономики. Однако всегда имеется какая-то часть людей, которая, на­против, скептически относится к государству или вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анархистский (от греч. anarchia -5, безначалие, безвластие) тип политического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударственное ре­гулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства.

В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и, следовательно, к способам организации политической жизни можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. Первый ориентируется на принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй — на неограниченную власть

228


одного лица, третий — не только на неограниченное гос­подство, но и на полный контроль властвующего субъекта (отдельной личности или группы) над всеми сторонами жизни общества. Каждый из указанных типов политиче­ского сознания встречается в различных обществах и среди различных субъектов политических отношений.

В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть консервативным (ориентирующимся на сохра­нение прежних общественных порядков), радикальным (ориентирующимся на коренные, решительные преобразо­вания), реформистским (ориентирующимся на осуществ­ление социальных изменений путем реформ) и революционным (ориентирующимся на осуществление рез­кого скачкообразного перехода от одного качественного со­стояния общества к другому).

Следует иметь в виду, что тот или иной тип полити­ческого сознания в чистом виде встречается редко. В дей­ствительности в сознании и поведении одного и того же субъекта политических отношений может одновременно проявляться несколько типичных черт. Например, один и тот же человек по своим идейно-политическим позициям может быть и социалистом и революционером, другой в этр время является и социалистом и реформатором и т. д. Заметим также, что все возможные типичные черты по­литического сознания проявляются на различных его уров­нях: обыденном, эмпирическом и теоретическом. К примеру, анархистские позиции может занимать человек, рассужда­ющий о политических явлениях на уровне обыденного со­знания, и человек, разбирающийся в сложнейших поли­тических теориях и доктринах.

Необходимо подчеркнуть и то, что существует и про­является политическое сознание как результат синтеза всех его составляющих элементов. Это означает, что у каждого носителя оно существует не в чистом виде как по критериям форм и уровней проявления, так и по признакам типоло-гичности. Все его слагаемые находятся в сложном диалек­тическом взаимодействии. Реальное политическое действие предполагает наличие представлений о политической дей­ствительности как на теоретическом, так и на эмпирическом

229


уровне. Без научного осмысления законов, которым под­чиняется политическая жизнь, практическая политика не­эффективна и бесперспективна. А без собственного эм­пирического опыта субъектов деятельности нет должного доверия к положениям теоретической концепции и пред­ложениям политической программы. Из этого следует, что в структуре политического сознания требуется некоторая мера соответствия элементов теоретического, эмпирического и обыденного уровней отражения, определенная взаимо­увязка положений концепции и данных жизненного опыта. Таким образом, политическое сознание выступает как важнейший фактор политических отношений. В этом своем качестве оно имеет различные уровни и формы проявления, характеризуется множественностью типичных черт, выпол­няет определенные функции.

8.2. Политическая культура

«политическая

Политика как деятельность, тем более как профессия, предполагает опреде­ленную культуру, технологию осуще­ствления такого рода деятельности. Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представ­ляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот не­мецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744-5. 1803).

Подходить к рассмотрению данного понятия целесооб­разно на основе предварительного уяснения более общего понятия — культура. Этот термин имеет латинское про­исхождение, и изначальный его смысл — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Авторы фи­лософского энциклопедического словаря культуру опреде­ляют как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­дуктах материального и духовного труда, в системе соци­альных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и

230


к самим себе [96. С. 293 ]. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поко­ления к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни.

Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по ре­гулированию своих отношений в рамках политически ор­ганизованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру, т. е. политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические пред­ставления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляю­щиеся в действиях субъектов политических отнощений.

Данное определение сопроводим кратким пояснением. Здесь принципиальное значение принадлежит термину «сте­реотип». Мы исходим из имеющего методологическое зна­чение положения о том, что в делах культуры достигнутым надо считать то, что вошло в быт, привычки людей. Поэтому политическая культура включает в себя не все политическое сознание и политическое поведение, а усвоенные представ­ления, навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов. Она как бы образует матрицу политического процесса, «отливающую» сознание и пове­дение его субъектов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении определенного исторического периода формы. Как было замечено, существуют различные подходы к определению политической культуры. В политологической литературе особое значение придается результатам иссле­дования данного вопроса, полученным американскими со­циологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их дефиницию политической культуры принято считать классической. При­ведем ее для сравнения и полноты изложения: «Полити­ческая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы.

231


Это субъективная сфера, образующая основание политиче­ских действий и придающая им значение» [111. С. 308]. Нетрудно убедиться, что данное определение не расходится в своей сути с тем, которое приведено выше, хотя и ак­центирует внимание на субъективной стороне изучаемого явления.

Таким образом, понятия «политическое сознание» и
«политическая культура» близки по своему содержанию,
но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются
процессы отражения феномена политики в сознании людей,
то с помощью второго показывается, как феномены самого
политического сознания реализуются и закрепляются в об­
разцах и нормах политической деятельности. Политическая
культура предстает как единство социальных знаний, оце­
нок, ориентации людей и норм, навыков, образцов их
политического поведения. Совокупное действие этих эле­
ментов политики и задает качественную определенность и
устойчивость мышлению и деятельности ее субъектов.
Носители                     В качестве носителей политической
культуры выступают субъекты полити-
ческих отношений: личности, социаль­
ные группы, классы, нации, общество,
а также институциональные субъекты власти.

Политическая культура общества — это преимущест­венно политическая культура доминирующих социальных групп. Она отражает главным образом интересы, обще­ственное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вместе с тем по­литическая культура общества несет на себе печать исто-^ рических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследован­ных от прошлого.

Складывающаяся в обществе политическая культура по ходу исторического развития приспосабливается к социаль­ным, в том числе классовым интересам, носитель которых занимает в политической системе господствующее положе­ние. Со сменой приоритетов в общественном развитии, обусловленной выдвижением на первый план иных соци­альных интересов, доминирующая политическая культура претерпевает определенные изменения, которые, однако,

232


не происходят быстро и автоматически, поскольку в данном случае затрагиваются глубоко укоренившиеся политические

стереотипы.

Политическая культура личности формируется под воз­действием политической культуры социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы по­литического мышления, ориентации и поведения, свойст­венные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, пси­хологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженно­сти определенным ценностям, степени гражданской актив­ности, в стиле поведения.

Структура           В политической культуре отражается
политической широкий комплекс свойств, присущих
культур процессам и явлениям политической
сферы общества. В частности, в ней
интегрируются определенные политические знания, ценно­
стные и идеологические принципы, волевые и эмоциональ­
ные политические установки, традиции и нормы
политического действия, институциональные формы и иные
привычные средства достижения политических целей. Сле­
довательно, политическая культура имеет многокомпонен­
тный характер. По крайней мере, в ее структуре можно
выделить следующие элементы: когнитивный (англ,
cognitive — познавательный); нормативно-оценочный,
эмоционально-психологический и установочно-поведенче-

ский.

Когнитивный, или познават^ельно-лнформационный, элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее харак­терные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах полити­ческой жизни общества: о политической системе и ее от­дельных институтах; о политическом режиме, механизме елзсти и управления; о принятии решений и их реализации; с носителях властных полномочий; о собственном месте в

-итической жизни, компетентности и эффективности уча-

233


стия в политической деятельности. Словом, в качестве ког­нитивного элемента политической культуры выступают ус­тойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.

Стереотипы политического сознания могут носить ха­рактер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Од­нако независимо от того, являются ли сложившиеся по­литические представления правдивыми или ложными, со­ответствующий носитель политической культуры руковод­ствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма существен­ным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определенно­сти, последовательности и предсказуемости.

Нормативн о-о цепочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного ин­дивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нор­мативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный со­циальный субъект дает оценку существующим политиче­ским отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт о их соответствии или несоответствии своим соци­ально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обус­ловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

Эмоциональн о-п сихологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жаж­ду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные чувства и психо-

234


логические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая прак­тически любые проявления социальной активности субъекта «направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Раз­витая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

Эмоционально-психологический компонент политиче­ской культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложно обусловленные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные моти-пы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным обра­зом, продукт эмоциональной деятельности людей и опира­ются на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долго­вечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.

Сказанное о сущности политических мифов вовсе не означает, что в их структуре отсутствует какое бы то было рациональное содержание и что их следует полностью отож­дествлять с фальшью. Напротив, политические мифы тес­нейшим образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Однако более важной является их функция регулятора политиче­ского поведения на основе эмоционально-психологических механизмов. Они выступают в роли своеобразного компен­сатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука может обеспечить лишь частичный и под­лежащий корректировке образ реального мира, исходя из которого нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в достижимость по­ставленных целей. Вот почему каждое крупное политиче-

235


ское движение стремится облечь свои цели в формы мифа, принимаемого массами как надежда, наполняющая смыс­лом, воодушевлением и страстью их коллективные действия.

Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политиче­ские установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: по­литическая установка — это отношение субъекта к по­литическим явлениям, политическое поведение — это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые сте­реотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или обще­ства в целом.

Все рассмотренные элементы политической культуры от­носительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов по­ведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.

Ш(5(|(1р(0Яи1ИНвскРЙ Вопрос о типах политической культуры
•|Щ|Щ|М                 обусловлен многообразием политиче­
ских систем, различием в уровне со­
циально-экономического, политического и культурного
развития стран, их исторических традиций, следствием чегег
является многообразие политических культур народов, на­
ций, социальных общностей, личностей. Существуют раз­
личные способы классификации политических культур.

В основе марксистского подхода к классификации по-ли-тических культур находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества по- литические культуры имеют общие существенные черты. Соответственно этому выделяются типы политических культур рабовладель­ческого, феодального и буржуазного общества.

Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский





























































































236


ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регу­лятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, те­ократическую и деспотическую ее разновидности, ко­торые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократиче­ский. Первый характеризуется высокой активностью граж­дан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства при­знает сильную и неконтролируемую власть, ограничиваю­щую демократические права и свободы граждан [17. С. 265-269].

На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жиз­ни, в обеспечении функционирования политической систе­мы. Исходным пунктом их подхода является конструи­рование трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются патриар­хальная, подданническая и активистская (гражданская) по­литические культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: