Функции и принципы менеджмента

Представляя собой общие правила, принципы формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления. Соблюдение принципов обеспечивает успех, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам (СЛАЙД 10).

Общие принципы менеджмента следующие:

· принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении;

· принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления;

· принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим;

· принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения;

· принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды;

· принцип научности – необходимость научного подхода обусловлена сложностью современного производства;

· принцип последовательности, непрерывности, цикличности.

Наряду с общими принципами управления выделяют частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специализации. Так, были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали давно (ещё до работ Анри Файоля), другие были обобщены, третьи сформулированы впервые. Принципы управления (по Файолю):

1. Разделение труда – перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.

2.Полномочия и ответственность – право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.

3. Дисциплина – необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4. Единоначалие – каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5. Единство действий – группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6. Подчинённость интересов – интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7. Вознаграждение – наличие справедливых методов стимулирования работников.

8. Централизация – естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9. Скалярная цепь – «цепь начальников», организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10. Порядок – рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.

11. Справедливость – уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия

12. Стабильность персонала – текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13. Инициатива – предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14. Корпоративный дух – сплочённость работников, единство силы.

Функция менеджмента – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления (СЛАЙД 11). Понятие «организация управления» означает существование на практике таких функций управления, как построение организации и осуществление взаимодействия в процессах хозяйственной деятельности людей, технологии, информации по решению рассмотренных выше задач.

Функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. 

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 году Анри Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль, мотивацию, сейчас добавляют коммуникации (информационная функция) и распорядительство.

Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова (СЛАЙД 12). В процессе планирования формулируются текущие и перспективные цели и задачи, разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы. Этому предшествует глубокий и всесторонний анализ ситуации, в которой находится организация или её отдельное подразделение. Планирование дает ответы на следующие вопросы: 1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. 2) Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации. 3) Как организация может достичь целей? Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы. Образно говоря, планирование определяет то, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берёт на себя организационная функция (СЛАЙД 13). Она реализуется через проектирование и создание организационных и управленческих структур, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации. В конечном счете, создается структура организации в целом.

(СЛАЙД 14). Мотивационная функция обеспечивает заинтересованность работников, их максимальную активность в процессе достижения поставленных целей. Она концентрируется на определении интересов работников и выборе наиболее подходящего воздействия на них.

Контроль – это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организации своих целей (СЛАЙД 15). Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования. Содержание контрольной функции менеджмента состоит в проверке, оценке и корректировке деятельности. С помощью контроля выявляются опасности, обнаруживаются ошибки.

  (СЛАЙД 16). Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и облегчает реализацию всех остальных функций. Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объёму, непротиворечивым.

(СЛАЙД 17). Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловом значением между двумя или более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и для того, чтобы они могли выполняться. Планы нельзя выполнить, если они неизвестны людям, которые должны их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обоснованность планов, не будут знать, какое вознаграждение им предложат за хорошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности, которая начинается со сбора информации, её обработки и анализа. В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение объёма необходимых сведений, предоставление их в удобной для использования форме.

Доведение до сведения каждого субъекта того, что он должен делать для достижения поставленных целей, берёт на себя распорядительская функция. Её успешная реализация требует хорошего знания менеджером подчинённых, личных контактов и демонстрации им собственного примера.

(Конец лекции). Каждая функция управления характеризуется целевой направленностью и имеет свои особенности, однако все они взаимозависимы, составляя определенную, тесно увязанную систему. Только совокупность всех функций полностью раскрывает процесс управления, поэтому выполнение их обеспечивает комплексное и системное управление организацией и эффективность ее хозяйственной деятельности.

 

 

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Реализация рассмотренных ранее функций управления осуществляется путем применения различных методов.

Выбор их зависит от многих объективных и субъективных факторов, то есть отнюдь не произволен. Например, выбор методов управления зависит от поставленной задачи и конкретной ситуации, в которой ее надо выполнять. Также эффективность использования различных методов управления зависит от многих факторов, таких, как общий уровень развития производства, квалификация кадров управления, состояние производственной, трудовой и технологической дисциплины, сложившийся психологический климат в трудовых коллективах, и др.

Метод управления – это совокупность приемов и способоввоздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности, они характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами же процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

По содержанию методы бывают организационными, административными, правовыми, экономическими и социально- психологическими. Независимо от направленности и содержания всякий метод управления при его реализации проявляется в определенной организационной форме: в виде совета, решения, приказа, распоряжения, указания и т. д.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным. Это методы формирования трудовых коллективов и управленческих структур, нормирования деятельности, её регламентации.

С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей при помощи прямого принуждения или создания возможности такого принуждения. Эти методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Они призваны обеспечить организационную чёткость и дисциплину труда.

Административные методы управления имеют следующие особенности:

1. они выражают отношения соподчиненности и действуют не через стимулирование (как экономические методы), а в принудительном порядке;

2. эти методы предписывают четкую программу действий исполнителя (задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы, условия, ограничения);

3. они ограничивают свободу выбора исполнителя, за исключением самостоятельности, предоставляемой в рамках полученного задания;

4. с их использованием связано осуществление не только всех функций, но и других методов управления;

5. средства административного воздействия существенно отличаются по степени жесткости – от прямых приказов до рекомендаций и советов;

6. невыполнение административных предписаний рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет соответствующие меры взыскания.

Главным недостатком этих методов является ориентация исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощрение исполнительности, а не инициативы. При использовании административных методов управления необходимо учитывать нормативные акты, регулирующие отношения между руководителями и исполнителями. Их подразделяют на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие, рекомендательные и установительные.

Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют экономические методы управления.

Содержание экономических методов выражается в целенаправленном воздействии на экономические интересы работников и трудовых коллективов. Это предполагает использование таких инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, лизинг, штрафы, страхование, проценты за услуги, амортизационные отчисления, денежная наличность, ценные бумаги, запасы товарно-материальных ценностей, основной капитал, акционерный (уставный) капитал, экономический анализ.

Такие рычаги, как кредитование, бюджетное финансирование, налоги, страховые платежи, и ряд других влияют косвенно, так как устанавливаются внешними по отношению к предприятию органами. Прямое воздействие на работников оказывают оплата труда, премирование и др., устанавливаемые на самом предприятии.

На деятельность предприятий оказывают воздействие многие внешние экономические факторы: возраст населения, конкуренция на внутреннем и международном рынках, технологический уровень отраслей АПК, доступность ресурсов, положение на финансовых рынках, поведение покупателей и их платежеспособный спрос, рынок труда, политическая ситуация в стране и мире, поведение внутренних инвесторов, правовые или административные ограничения, вмешательство со стороны правительства и др.

Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются экономико-математические методы, моделирование, программирование.

Эффективная работа предприятия зависит от многих обстоятельств, и среди них особое место принадлежит человеческому фактору. Деловая активность людей, их отношение к труду во многом определяются степенью удовлетворения их потребностей социального и духовного порядка, которые весьма разнообразны.

Задача каждого руководителя – умело управлять настроением подчиненных, способствовать удовлетворению их потребностей в самореализации. Для этого и служат социально-психологические методы управления,

Социально-психологические методы – управления предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности: 1) формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчинёнными, оказание им поддержки; 2) раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их самореализации.

В системе средств социально-психологического воздействия особую роль играют такие категории, как коллектив и личность, авторитет и лидерство, стиль управления, ораторское искусство, служебная этика.

В систему социально-психологических методов входят:

- методы социального воздействия (общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. п.)

- методы управления коллективной деятельностью работников (формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение рейтингов, проведение конкурсов, торжественных собраний, вечеров и т. п.

- методы управления индивидуальным поведением работника (стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т. п.)

В современном цивилизованном обществе всё более широко применяются правовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.

В теории управления различают методы прямого и косвенного, формального и неформального воздействий. К методам прямого воздействия можно отнести административные, косвенного воздействия – экономические и социально-психологические. Неформальное воздействие реализуется через воспитательную работу руководителя, психологию общения с подчиненными, личное поведение на работе и т. д.

Наибольших успехов обычно добиваются руководители и специалисты, которые умело, сочетают различные средства экономического, административного и социально-психологического воздействий.

В таблице 1 сопоставлены административные, экономические и социально-психологические методы управления:

 

Методы управления Административные Экономические Социально-психологические
Способ воздействия Принуждение Побуждение и принуждение Побуждение
Основа применения Угроза наказания Возможность увеличить доход Достижение психологического комфорта
Подход к реализации Жёсткий Адаптивный к ситуации Адаптивный личности
Требования к субъекту Исполнительность, организованность Профессионализм Профессионализм, умение работать в команде, инициативность

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: