Начальные упражнения с новыми фонетическими структурами

Предъявление картинок:

- при произнесении «ааааааа» проводим игру «воздухоплаванье» или

игру «самолёт»

- при произнесении «уууууу» проводим игру «Поезд».

- При произнесении «бррррр» играем с авто.

- При произнесении «оп оп оп оп» (па па па) проводим игру с конём, или дети скачут или игру с мячом

- При произнесении «па па па» - игра с уткой

- При произнесении «ав ав ав ав (ра ва ва)» играем с собакой или игра в собаку

- «ма ма ма» - играем с кошкой или в кошку

- «ам ам ам» - кормим куклу или дети сами имитируют еду

- «ммммм» - дети изображают боль (болит зуб)

- «бу бу бу бу» - играют с медведем или изображают медведя.

Эти упражнения с играми сопровождаются проговариванием вместе с движениями, которые помогают восприятию, произнесению, запоминанию и различению усвоенных значений.

В игре используются игрушки или картинки, драматизация, разные подвижные игры (н-р, игра в прятки).

В упражнениях, связанных с произношением, для иллюстрации часто используется фонетическая ритмика. Ритм с движением помогают усвоить и закрепить произношение.

Первые фонетические структуры, которым учим детей, имеют множественное значение. Та или иная фонетическая структура может означать действие и сам предмет, а не только букву, которую называем. Например, дети говорят «брррр» и двигают авто по столу, это может означать: видишь, это авто! - авто едет! - авто едет и работает «брррр», или - видишь, везу авто. Это фонетическая структура, которую дети употребляют спонтанно. Так с помощью предмета и невербального выражения в конкретной ситуации, может возникнуть с детьми и первый вербальный диалог.

Так, держа авто в руке и пристально смотря, мы говорим «ууууу», а ребёнок качает головой и говорит «брррр». Его ответ имеет значение предложения «Это не поезд, а авто». Также соглашаясь с правильным обозначением, ребёнок кивает и говорит: «Да, это то».

Фонетическая структура, которую предлагаем в начале, не случайно подобранная. Это структура, которая первая появляется у детей. С точки зрения психо-акустического анализа, она имеет разные параметры, которые влияют на восприятие. Так дети первыми произносят, воспринимают и различают:

- гласные (а,у) с носовым (м)


- гласные (а,у) с согласными (п,б,м)

- открытые и закрытые гласные от (а) до (у).

После хорошего произнесения звука «а» даём одному ребёнку «ма», другому «па» или «ба». Используем ту форму, которую заметили в речи, которая спонтанно появилась, которую легче усвоить, или ребёнок её услышал. Обычно начинаем с «ма», это необходимо для дальнейшего перехода к «ба» и «па». Но есть дети, которые первым успешно произносят «па». У этих детей слабое напряжение, тогда идём обратным порядком. Чтобы помочь детям достичь необходимого напряжения, используем фонетическую ритмику, или другие упражнения доступные ребёнку.

Чтобы обучение речи было успешным, необходимо опираться на сенсорные, аффективные и психические ощущения, но не использовать механическую технику обучения речи.

 


Усвоение просодических качеств.

1. Как и в нулевом круге, основная задача обучения детей заключается в усвоении ритмов, различении силы и длительности акустического сигнала, длительности паузы. Опознавание удара и хлопанья, опознавание движения, есть речь или нет, также опознавание просодических элементов, опознавание аудиовербального сигнала.

Фономоторная двигательная игра и в этом круге помогает детям в усвоении некоторых фонетических выражений и определённых движений. Так, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил замедленные ритмические движения кошки, длительно произносим ма ма ма ма, быстрые движения собаки ав ав ав ав, непрерывно произносим ааааааа, когда играем с самолётом, изображаем сигнал ууууу при игре в поезд.

2. Также заметно усиливаем, укорачиваем сигнал, который до этого был тихим и продолжительным для его распознавания. В игре, усиливая краткий сигнал, возим машину рывками, а при тихом, непрерывном сигнале возим самолёт или поезд.

3. Затем предлагаем громкий короткий сигнал, который следует за низким тихим коротким сигналом, между первым и вторым следует пауза, а затем их распознавание. В игре такие сдвоенные сигналы сопровождаются действием (н-р: прыжки и остановка). Игра служит и упражнению в выделении одного слога из нескольких слогов и примером для усвоения односложного ритма.

4. Постепенно переходим к распознаванию быстрого и медленного темпа, например: оп оп оп - скачет конь (замедленный ритм) и быстро: ав ав ав - движение и лаянье большой и маленькой собаки.

Можем также упражнять в различении двух усилений (громко - тихо) опять с двумя игрушками (транспорт или животные).

Ритм и фонетическая форма усваиваются хорошо, если усиление давать один раз сильное, а другой раз слабое, соотнося с большой и


маленькой машиной «бррррр», большим и маленьким самолётом «ааааа», большой и маленькой собакой «ав ав ав».

Используя тамбурин и показывая движения, учим различать различные ритмы, например один удар от множества ударов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: