Биологическая и психологическая подструктура личности.Структура приема и обработки информации

Предмет,объект,задачи,структура и методы психологии.Формы существования психологического знания.Психология в системе наук.

Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных. Объектом изучения психологии является человек. Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

В своем развитии психология прошла 4 этапа: 1. Психология как наука о душе (5 век до нашей эры). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 2. Психология как наука о сознании (начало в 17 веке, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой. 3. Психология как наука о поведении. (Начинается во второй половине 19 века). К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека. 4. Современный. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую прикладную науку.

Структура психологии: 1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии. 2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества. 3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии). 4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).

Можно выделить следующие группы методов: 1. Организационные. К организационным методам относятся следующие: 1.1. Сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению); 1.2. Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); 1.3. Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между физиологическим, психическим и социальным развитием).

2. Эмпирические – наблюдение за отдельными фактами, их классификация и установление закономерных фактов между ними (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент). 3. Психодиагностические методы (тесты, опросы, анкетирование, беседа)

 

Понятие о психике.Функции и структура психики.Основные формы проявления психики.

Психика –это свойство живой высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир. Психику нельзя свести к деятельности мозга.

В истории психологии существует несколько подходов, объясняющих кому присуща психика:

Панпсихизм – психика присуща всей природе живой и неживой; Биопсихизм – психика присуща живым организмам (в том числе и растениям); Антропопсихизм – психика присуща только человеку; Нейропсихизм – психика присуща живым существам, имеющим нервную систему. 

Психика возникает у живых существ для того, чтобы они могли ориентироваться в этом мире и существовать.

Выделяют следующие этапы психики: 1. Этап элементарной чувствительности. Животное реагирует только на отдельное свойство предмета внешнего мира. Поведение определяется врожденными инстинктами. 2. Стадия предметного восприятия. Отражение действительности осуществляется в виде целостных органов. Животное способно обучаться и приобретать индивидуальные формы поведения. 3. Этап интеллектуальной психики. Животное способно отражать межпредметные связи и ситуацию в целом (обходить препятствие и решать двухфазовые задачи). 4. Проявление сознания – свойство, которым обладает только человек.

Структурапсихики человека - Психические процессы:1. Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, представление, воображение, речь, мышление, память, внимание);

2. Эмоционально-волевые (чувства, эмоции, воля); 3. Психические состояния (страсть, бодрствование, сон, агрессия).- Психические свойства (характер, темперамент, задатки и способности). 

 

Биологическая и психологическая подструктура личности.Структура приема и обработки информации.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью. В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: