1.Зарисовать график соотношения возбуждения и возбудимости, отметить фазы возбудимости и ПД.(потенциала действия)
2.Составить таблицу ионных механизмов и возбудимости в разные фазы потенциала действия:
Фаза ПД | Ионный механизм | Возбудимость |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. |
Вопросы для самоконтроля:
1. Как меняется возбудимость по мере приближения потенциала к критическому уровню деполяризации?
2. Как меняется возбудимость при стойкой деполяризации мембраны?
3. Какова возбудимость клетки в пике возбуждения?
4. Что можно сказать о возбудимости при удлинении хронаксии?
5. Какиеизменения на мембране клетки сопровождаются снижением возбудимости?
6. В каком периоде потенциала действия проявляется закон силы?
7. В какой части потенциала действия проявляется закон «всё или ничего»?
8. Какие изменения хронаксии можно ожидать при повышении пороговой силы раздражителя?
9. Как меняется возбудимость ткани под анодом и катодом в момент замыкании цепи постоянного тока?
|
|
10. При каких условиях может проявиться явление аккомодации и катодической депрессии?
Этапы проведения практического занятия
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Вводная часть занятия | |||||
1 | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. | ||
2 | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | ||
Основная часть занятия | 80-90% | ||||
3 | Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний | 30 мин | ||
4 | Задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | 5 мин. | ||
5 | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. | ||
6 | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. | ||
7 | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля | 15 мин | ||
Заключительная часть занятия
| 5-10% | ||||
8 | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. | ||
9 | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время
Самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры при определении возбудимости вкусовых рецепторов на разные вкусовые раздражители у разных студентов с последующим обсуждением полученных результатов
Название работы | Объект | Программа действия | Ориентировочные основы действия |
1.Определение возбудимости вкусовых рецепторов | Человек | Приготовить растворы соли, сахара, лимонной кислоты различной концентрации (от 0,01 до 1%). С помощью пипетки нанести капли растворов на язык. Определить, при какой концентрации ощущается вкус предлагаемой жидкости | Чем ниже концентрация раствора, при которой определяется вкус, тем выше чувствительность вкусовых рецепторов. Определить, для какого вкуса наиболее высокая чувствительность рецепторов |
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время
Тестовый контроль
1. Закону «всё или ничего» подчиняются структуры: 1) целая скелетная мышца; 2) гладкая мышца; 3) нервный ствол; 4) сердечная мышца.
2. Приспособление ткани к медленно нарастающему по силе раздражителю называется: 1) лабильностью; 2) функциональной мобильностью; 3) гиперполяризацией; 4) гипополяризацией; 5) аккомодацией.
3. В какой части ПД проявляется закон «всё или ничего»? 1) локальный ответ; 2) пик ПД; 3) положительный следовой потенциал; 4) отрицательный следовой потенциал.
4. Что отражает снижение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости ткани; 2) снижение возбудимости ткани.
5. Каким будет порог, вызывающий ПД в ткани, находящейся в состоянии следового отрицательного потенциала? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного.
6. Как меняется возбудимость в локальном ответе по мере приближения его к критическому уровню деполяризации? 1) увеличивается; 2) снижается.
7. Что отражает увеличение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости; 2) снижение возбудимости.
8 Какой силы нужен раздражитель, чтобы вызвать дополнительное возбуждение, действуя на ткань, находящуюся в состоянии положительного следового потенциала (гиперполяризации)? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного.
9. Как изменится возбудимость при гиперполяризации мембраны? 1) повысится; 2) понизится; 3) не изменится.
10. Какова возбудимость ткани в пике возбуждения? 1) повышенная; 2) пониженная; 3) абсолютная рефрактерность; 4) нормальная.
Ситуационные задачи:
1. После воздействия на мышцу токсического препарата её возбудимость стала прогрессивно снижаться. Как это удалось установить?
2. Чем можно объяснить более высокую возбудимость нервных волокон по сравнению с мышцей?
3. С помощью хронаксиметра определяли состояние возбудимых систем у водителей. После 12-часовой смены у большинства водителей наблюдалось удлинение хронаксии в 2 раза. О чем это свидетельствует?
4. У работников часового завода определяли функциональное состояние зрительного анализатора по пороговой силе светового раздражителя. После 3-х часов работы порог раздражителя увеличился. Что можно сказать о возбудимости фоторецепторов?
5. У работницы рыбокомбината, работающей в холодном цехе, периодически стали появляться резкие боли в пояснице, отдающие в ягодичную область и бедро, особенно при движении. В качестве одного из методов врач назначил физиопроцедуры с применением постоянного тока. Какой электрод надо приложить к больному месту для снятия болевого синдрома? Обоснуйте.
|
|
Оснащение занятия
Наглядные пособия: учебные таблицы
Технические средства: ПК; TV, DVD-плейер.
Учебный фильм «Законы раздражения».
Литература:
А) основная
1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.
Б) дополнительная
1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.
3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.
4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.
5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.
6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.
7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.