Домашнее задание: (задания для СРС во внеучебное время)

1.Зарисовать график соотношения возбуждения и возбудимости, отме­тить фазы возбудимости и ПД.(потенциала действия)

2.Составить таблицу ионных механизмов и возбудимости в разные фазы потенциала действия:

Фаза ПД Ионный механизм Возбудимость
1.    
2.    
3.    
4.    

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как меняется возбудимость по мере приближения потенциала к критическому уровню деполяризации?

2. Как меняется возбудимость при стойкой деполяризации мембраны?

3. Какова возбудимость клетки в пике возбуждения?

4. Что можно сказать о возбудимости при удлинении хронаксии?

5. Какиеизменения на мембране клетки сопровождаются снижением возбудимости?

6. В каком периоде потенциала действия проявляется закон силы?

7. В какой части потенциала действия проявляется закон «всё или ничего»?

8. Какие изменения хронаксии можно ожидать при повышении пороговой силы раздражителя?

9. Как меняется возбудимость ткани под анодом и катодом в момент замыкании цепи постоянного тока?

10. При каких условиях может проявиться явление аккомодации и катодической депрессии?

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

                             Вводная часть занятия                                                                              

1 Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2 Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

Основная часть занятия

80-90%
3 Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам  Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин
4 Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин.
5 Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
6 Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
7 Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин

                              Заключительная часть занятия

5-10%
8 Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
9 Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

 Самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры при определении возбудимости вкусовых рецепторов на разные вкусовые раздражители у разных студентов с последующим обсуждением полученных результатов

Название работы Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1.Определение возбудимости вкусовых рецепторов Человек Приготовить растворы соли, сахара, лимонной кислоты различной концентрации (от 0,01 до 1%). С помощью пипетки нанести капли растворов на язык. Определить, при какой концентрации ощущается вкус предлагаемой жидкости Чем ниже концентрация раствора, при которой определяется вкус, тем выше чувствительность вкусовых рецепторов. Определить, для какого вкуса наиболее высокая чувствительность рецепторов

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

1. Закону «всё или ничего» подчиняются структуры: 1) целая скелетная мышца; 2) гладкая мышца; 3) нервный ствол; 4) сердечная мышца.

2. Приспособление ткани к медленно нарастающему по силе раздражителю называется: 1) лабильностью; 2) функциональной мобильностью; 3) гиперполяризацией; 4) гипополяризацией; 5) аккомодацией.

3. В какой части ПД проявляется закон «всё или ничего»? 1) локальный ответ; 2) пик ПД; 3) положительный следовой потенциал; 4) отрицательный следовой потенциал.

4. Что отражает снижение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости ткани; 2) снижение возбудимости ткани.

5. Каким будет порог, вызывающий ПД в ткани, находящейся в состоянии следового отрицательного потенциала? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного.

6. Как меняется возбудимость в локальном ответе по мере приближения его к критическому уровню деполяризации? 1) увеличивается; 2) снижается.

7. Что отражает увеличение порога раздражения? 1) увеличение возбудимости; 2) снижение возбудимости.

8 Какой силы нужен раздражитель, чтобы вызвать дополнительное возбуждение, действуя на ткань, находящуюся в состоянии положительного следового потенциала (гиперполяризации)? 1) обычный, как при состоянии физиологического покоя; 2) выше предыдущего; 3) ниже обычного.

9. Как изменится возбудимость при гиперполяризации мембраны? 1) повысится; 2) понизится; 3) не изменится.

10. Какова возбудимость ткани в пике возбуждения? 1) повышенная; 2) пониженная; 3) абсолютная рефрактерность; 4) нормальная.

Ситуационные задачи:

1. После воздействия на мышцу токсического препарата её возбудимость стала прогрессивно снижаться. Как это удалось установить?

2. Чем можно объяснить более высокую возбудимость нервных волокон по сравнению с мышцей?

3. С помощью хронаксиметра определяли состояние возбудимых систем у водителей. После 12-часовой смены у большинства водителей наблюдалось удлинение хронаксии в 2 раза. О чем это свидетельствует?

4. У работников часового завода определяли функциональное состояние зрительного анализатора по пороговой силе светового раздражителя. После 3-х часов работы порог раздражителя увеличился. Что можно сказать о возбудимости фоторецепторов?

5. У работницы рыбокомбината, работающей в холодном цехе, периодически стали появляться резкие боли в пояснице, отдающие в ягодичную область и бедро, особенно при движении. В качестве одного из методов врач назначил физиопроцедуры с применением постоянного тока. Какой электрод надо приложить к больному месту для снятия болевого синдрома? Обоснуйте.

Оснащение занятия

Наглядные пособия: учебные таблицы

Технические средства: ПК; TV, DVD-плейер. 

Учебный фильм «Законы раздражения».

 

Литература:

А) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

Б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: