Понятие и виды управленческих решений.Стадии принятия и выполнения управленческих решений

Управленческое решение - выбор, который должен сделать руководитель, чтобы исполнить обязанности, необходимые для занимаемого им поста. Выделяют 2 вида управленческих решений: 1. Запрограммированное управленческое решение - результат осуществления определенной, заранее заданной последовательности шагов и действий. 2. Незапрограммированное управленческое решение - представляет собой сложный психологический процесс выбора в условиях множественности вариантов на основании одного из трех подходов: рационального, интуитивного, и основанного на суждении. 

 В отношении управленческих решений применяется целый ряд нормативных требований, которые носят название «признаки хорошего решения»: эффективность решения; обоснованность решения; своевременность решения; реализуемость; конкретность и регламентированность решения (конкретные способы реализации конкретной ситуации, регламентирует исполнение по отдельным подразделениям с последующим контролем за результатом); сочетание жесткости и гибкости (руководитель в принятии решений должен проявлять твердость и жесткость, но при этом должен продумывать «запасные варианты» решения). 

1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов. 2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить стоящию проблему, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения. 3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо: 1) сформировать систему показателей (качественных и количественных), 2) сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:-является ли альтернатива допустимой;-является ли альтернатива удовлетворительной,-является ли альтернатива оптимальной;-какая из двух сравниваемых альтернатив лучше; 3) осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое". 4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения. 5. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: