Тема 8. Право международных организаций

1. Понятие и источники права международных организаций и конференций.

2. Организация Объединенных Наций (ООН).

3. Специализированные учреждения ООН.

4. Региональные международные организации.

Рекомендуемая литература

Арах М. Европейский Союз. Видение политического объединения. М, 1998.

Ашавский Б.М. Межправительственные конференции: международно-правовые вопросы. М„ 1980.

Бобров РЛ., Малинин С А. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк). Л., 1960.

Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, 1998.

Зайцева О.Т. Международные межправительственные организации. М., 1983.

Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979.

Крылов СБ. История создания Организации Объединенных Наций. Разработка текста Устава ООН (1944-1945 гг.). М., 1960.

Крылов Н.Б. Принципы участия государств в системе ООН. М., 1986.

Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. М., 1988.

Лабейри-Менахем. Специализированные учреждения ООН. М, 1955.

Маргиев В.И. Внутреннее право международных организаций. Владикавказ, 1995.

Международные неправительственные организации. Справочник. М., 1967.

Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М., 1994.

Международные организации системы ООН / Под ред. В.Ф. Петровского. М., 1990.

Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. М., 1995.

Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1979. Морозов Т.Н. Международные организации. Некоторые вопросы теории. М., 1969.

Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международ­но-правовом регулировании. М., 1998.

Основы права Европейского Союза. М., 1997.

Семенов ВС. Вооруженные силы ООН. М., 1976.

Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992.

Топорнин Б.Н. Европейской право. М., 1998.

Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. М., 1998.

Шармазанашвили Г.В. Международные межправительственные организации. М., 1979.

Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986.

Шибаева ЕА., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.

Шреплер Х.А. Международные организации. Справочник. М., 1995.

Нормативные акты

Устав Организации Объединенных Наций // СДД СССР.. М., 1956.Вып. XII С. 14-47.

Статут Международного Суда ООН // СДД СССР. М., 1956.Вып. XII.  С. 47-63.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г. // СДД СССР.. М., 1957. Вып. XV С. 32-40.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (принята 21 ноября 1947 г. резолюцией 179 (II) Генеральной Ассамблеи ООН)//ДМП.., 1996.Т. 1. М С. 620-632.

Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 51-60.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в "Российской Федерации Объединенного представительства Организации Объединенных Наций 1993 г. // ДМП. 1996. Т. 1. М, С. 620-632.

Устав ООН по промышленному развитию (принят в г. Вене 8 апреля 1979 г. Конференцией ООН по преобразованию Организации ООН по промышленному развитию в специализированное учреждение) // ВВС СССР. 1986. № 5. Ст. 102.

Устав Международного агентства по атомной энергии (принят 26 октября 1956 г.) (с изм. и доп. 1989 г.) // СДД СССР. Вып. XIX. М., 1960. С. 195-218.

Конвенция о Международной морской организации, 1948 г. (с изм. и доп. от 10 ноября 1984 г.) // МПП. Сб. документов. 1996. Т. 1. М„ С. 262-279.

Положение о Комиссии международного права, 1947 г. (с изм. и доп. 1981 г.) // ДМП. 1996. Т. 1. М, С. 58-64.

Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, нау­ки и культуры (принят в г. Лондоне 16 ноября 1945 г.) // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957. С. 583-595.

Устав Международной организации труда (принят в 1919 г., с изм. и доп. 1953 г.) // СДД СССР. Выи. XVI. М., 1957. С. 351-372.

Устав Совета Европы 1949 г. // СЗ РФ. 24 марта 1997 г. № 12. Ст. 1390.

Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1391.

Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. // БМД. 1994. № 1. С. 4-14.

Положение о постоянных полномочных представителях государств — участников Содружества при уставных и других органах Содружества 1993 г. // БМД. 1994. №11. С. 5-16."

Договор о Европейском Союзе 1992 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 211-225.

Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г.

Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. С. 530—623.

Парижская хартия для новой Европы 1990 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 42-54.

Пражский документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г. //ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 695-702.

Устав Союза Беларуси и России 1997 г. // Российская газета. 1997.24 мая.

Устав Организации американских государств (принят в г. Боготе 30 апреля 1948 г.) // ДМП. Т. 2. М., 1997. С. 305- 335.

Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 г., и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. в Варшаве, от 1 июля 1991 г. // ДМП. Т. 1. М., 1996. С. 731-732.

Специальные термины

Аккламация, дискреционные полномочия международной организации, интеграция, международная конференция, международная организация, меж­дународная неправительственная организация, наднациональность, право вето, специализированные учреждения.

Задания

1. Приведите примеры:

универсальных международных организаций;

региональных международных организаций;

международных организаций общей компетенции;

международных организаций специальной компетенции;

международных организаций:

Азии;Африки;Америки;Европы.

2. Приведите пример наднациональной международной организа­ции. В чем проявляется феномен наднациональности?

3. Составьте проект устава международной организации защиты студентов. Устав должен состоять из следующих разделов:

Преамбула.

Цели организации.

Принципы деятельности организации.

Основные направления сотрудничества в рамках организа­ции.

Условия членства в организации.

Перечень, структура и полномочия главных органов органи­зации.

4. Сравните универсальные и региональные международные орга­низации. Укажите их преимущества и недостатки.

5. С учетом изменения политической ситуации на международной арене (распад СССР, объединение Германии, образование Европей­ского Союза, появление новых государств, обладающих ядерным ору­жием и др.) сформулируйте ваши предложения относительно пере­смотра структуры и содержания Устава ООН.

Задачи

1. Существует несколько систем финансирования деятельности международных организаций.

2. Величина взноса определяется в зависимости от размера валово­го национального дохода.

3. Величина взноса определяется в зависимости от заинтересован­ности конкретного государства в деятельности данной международной организации.

4. Величина взноса определяется исходя из численности населения государства- члена.

5. Международная организация финансируется посредством взи­мания прямого налога с населения государств-членов.

Какую систему финансирования следует применять при финанси­ровании деятельности таких международных организаций как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, СНГ, ЕС?

2. Существует международное объединение клубов Ротари (RotaryInternational (RI), Rotaryinternational; RotaryInternacional; InternationaleVereinigungderRotarier) — буржуазное объединение националь­ных, большей частью закрытых клубов бизнесменов.

Движение по созданию клубов Ротари началось в 1905 г. в США, в Чикаго; в 1912 г. была организована Международная ассоциация клу­бов Ротари; нынешнее название принято в 1922 г. Всего насчитывается более 12 тыс. клубов Ротари в 128 странах Америки, Азии, Африки, За­падной Европы, с общим числом членов около 590 тыс.

Официальной целью клубов Ротари является содействие распро­странению принципа «идеального служения» обществу.

Высший орган — Конвент (собирающийся ежегодно) избирает правление и так называемых региональных,губернаторов. Во главе правления стоит президент. В штаб-квартире имеется 200 платных ра­ботников.

Доходы Организации складываются из членских взносов, доходов от подписных изданий и рекламы в периодических изданиях организа­ции, а также прибыли, получаемой от капиталовложений.

Объединение Ротари имеет консультативный статус (категория «В») при ЭКОСОС и (категория «С») при ЮНЕСКО.

Программа обеспечения стипендиями Фонда Ротари предостав­ляет возможность его стипендиатам учиться за пределами своих стран в течение года. Сумма стипендии составляет в среднем 3 тыс. долл. в год.

Издается журнал «Ротариан» («TheRotarian») на английском язы­ке и «Обозрение Ротари» («RevistaRotaria») на испанском языке, еже­годно публикуются отчеты об очередных Конвентах и другие издания, в том числе сборник практических советов членам клуба о том, как вес­ти борьбу за сохранение всеобщего мира — «Семь путей к миру» («Se­venPathstoPeace»).

Официальные языки: английский, испанский, португальский, французский.

Штаб-квартира находится в США, имеются отделения в Лондоне и Цюрихе1.

Является ли объединение Ротари субъектом международного пра­ва? Может ли оно оказывать влияние па процесс формирования и реа­лизации норм международного права? Какие последствия вытекают из обладания Объединением Ротари консультативным статусом при ЭКОСОСи ЮНЕСКО?

3. Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтрали­тета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., подпи­санный представителями Австрии, Франции, Великобритании, Рос­сии, Португалии, Пруссии,содержит следующие положения:

«Державы... сим актом торжественно признают всегдашний нейтра­литет Швейцарии и ручаются в целостности и неприкосновенности владений ее... Державы... признают, что пользы европейской политики требуют нейтралитета, неприкосновенности Швейцарии и независи­мости ее от всякого чуждого влияния»1.

Ссылаясь на данный акт, Швейцария отказалась присоединяться к ООН в качестве члена (это государство имеет статус наблюдателя).

Как вы считаете, каковы препятствия, вытекающие из этого акта, для членства Швейцарии в ООН?  

4. По свидетельству Я. Броунли, в последние годы рост общего чис­ла членов ООН и скромные размеры некоторых государств, подавав­ших заявление о приеме, заставили органы ООН заняться рассмотре­нием вопроса о возможности установления какой-либо формы ассоци­ированного членства в ООН. Такой режим мог бы предусматривать от­сутствие права на избрание в члены Совета Безопасности, возможность участия в работе Генеральной Ассамблеи без права голо­са, льготные условия в отношении участия в расходах ООН и доступ к ресурсам специализированных учреждений, таких как Всемирная ор­ганизация здравоохранения. Предстоит решить много проблем, и не в последнюю очередь проблему определения критериев для обычного членства в ООН1.

Как можно расценить данные предложения?

5. Состав Совета Безопасности ООН и процедура голосования, ис­пользуемая в этом органе, вызывают критику со стороны многих юрис­тов и национальных правительств. Юридические аргументы заключа­ются в том, что наличие института постоянного членства не соответст­вует принципу суверенного равенства государств. Геополитическая ар­гументация заключается в том, что часть постоянных членов Совета Безопасности ООН утратила свой статус «великой державы», и кроме того, в мире появились новые влиятельные государства (Япония, Ин­дия, Германия), которые вправе претендовать на статус постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Можно ли согласиться с данными доводами. Должен ли быть изме­нен состав Совета Безопасности? Если да, то каким образом?

6. В 1948 г. во время первой фазы арабо-израильского конфликта, ООН отправила в Палестину в качестве посредника шведского графа Бернадотта. Вскоре после прибытия на место он был убит израильски­ми экстремистами. Встал вопрос: в случае, если сотруднику ООН, дей­ствующему при исполнении своих обязанностей на службе ООН, при­чинен ущерб, обладает ли ООН способностью выдвинуть в отноше­нии ответственного за ущерб государства международно-правовую претензию о взыскании убытков? Как соотносится требование ООН с правами государства, гражданином которого является потерпевшее лицо?

Устав ООН не содержит каких-либо положений, напрямую регули­рующих возможность заявления такого требования.

Попытайтесь ответить на данный вопрос.

7. Ознакомьтесь со следующими положениями Устава ООН: «Статья 2

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами:

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживают­ся в их международных отношениях от угрозы силой или ее примене­ния как против территориальной неприкосновенности или политиче­ской независимости любого государства, так и каким-либо другим об­разом, несовместимым с целями Объединенных Наций;

Статья 39

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекоменда­ции или решает о том, какие меры следует предпринять...

На основе этих положений Устава ООН ответьте па вопрос: пред­ставляет ли угрозу миру ситуация, сложившаяся в 1992 г. в Сомали? Вот как описывает эти события О. Пелиссер: «В декабре 1992 г., когда средства массовой информации старались вызвать во всем мире со­страдание, привлекая внимание к голоду в Сомали и невозможности предоставления гуманитарной помощи нуждающимся из-за столкно­вений между вооруженными группировками, Совет Безопасности в ре­золюции № 794 решил санкционировать массированное военное вме­шательство с участием американских войск, чтобы обеспечить достав­ку гуманитарной помощи населению Сомали. Перед этим Генеральный Секретарь направил Совету Безопасности письмо, в котором охарактеризовал создавшееся положение как угрозу миру»1.

Можно ли охарактеризовать как угрозу международному миру и безопасности:

государственный переворот и приход к власти милитаристски на­строенного правительства;

гражданскую войну;

поощрение международного терроризма (отказ от выдачи преступ­ников);

всеобщую мобилизацию;

высокий уровень преступности, в том числе и международной, в ка­ком-либо государстве;

невыполнение рекомендаций Совета Безопасности ООН по поводу урегулирования международного спора?

8. Один из аргументов госдепартамента США, приводимых в обо­снование проведения силами НАТО бомбардировки Югославии в 1999 г., заключался в следующем. Данные действия получили санкцию со стороны Совета Безопасности ООН. Эта санкция носит молчали­вый характер. Совет Безопасности ООН не осудил эти действия, сле­довательно, он их одобряет и санкционирует.

Как можно расценить подобную мотивацию?

9. Можно ли считать СНГ: региональной международной организацией; международной организацией общей компетенции; международной организацией с высокой степенью интеграции го­сударств-членов;

эффективной международной организацией; наднациональной международной организацией? Подкрепите ответ ссылками па Устав СНГ.

10. Государство А, член СНГ, заявило о своем намерении выйти из этой организации. Возможно ли это, несмотря на то, что Устав СНГ 1993 г. не содержит никаких специальных положений, касающихся вы­хода из этой международной организации?

11. В соответствии со ст. 4 Устава Совета Европы 1949 г. «любое ев­ропейское государство, которое рассматривается как способное и стре­мящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглаше­но Комитетом министров стать членом Совета Европы». Статья 3 Устава Совета Европы гласит: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользо­ваться правами человека и основными свободами и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в гла­ве I».

В 2005 г. данная организация планирует рассмотреть вопрос о член­стве в ней кавказских государств (Грузии, Армении, Азербайджана), в 2010 г. — среднеазиатских государств (Казахстана, Узбекистана, Турк­менистана, Таджикистана). Соответствует ли действующему междуна­родному праву ситуация, когда членами международной региональной организации являются государства, не относящиеся к данному регио­ну? Еще ранее критике за нарушение принципа регионализма в совет­ской юридической литературе подвергалось НАТО в связи с членст­вом в данной организации государств, не относящихся к Северо-Ат­лантическому бассейну (Турция, Греция).

12. В начале марта 2001 г. в Швейцарии состоялся общенациональ­ный референдум, на котором 77% населения страны высказалось про­тив немедленного начала переговоров с Европейским Союзом относи­тельно вступления в эту организацию.

Какие существуют аргументы за и против вступления Швейцарии в Европейский Союз? Возможно ли в ближайшее время вступление Рос­сийской Федерации в эту организацию? Целесообразно ли членство РФ в Европейском Союзе?               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: