Семинар 17. Субъекты мировой политики

1. Государство и межгосударственные организации в мировой политике как субъекты мировой политики.

2. Негосударственные организации в мировой политике.

3. Цивилизации в роли новых субъектов мировой политики.

 

Внешне международные отношения выглядят как связи между народами, государствами и объединениями государств. Кто же реально осуществляет политическую деятельность в системе этих связей?Чаще всего в качестве международныхакторов указывают государства, международные организации и системы. М. Каплан выделяет национальный тип международного актора (суверенные государства), транснациональный (региональные международные организации, например НАТО) и универсальный (всемирные организации, например ООН). Предлагается в эту схему добавить потенциальных акторов, например, национально-освободительные движения, региональные и локальные общности: например, Европейский Совет коммун, Европейская Конференция местных органов власти. Есть подход, в котором выделяются соци­альные и институциональные субъекты. К социальным субъектам относят народы, нации, классы, элиты, лидеров, выдающихся личностей. Институциональные субъекты – это государства, политические сообщества и их институты (в том числе мафиозные кланы и террористические организации). При этом в международной политике социальные субъекты могут действовать через институциональные.

Государство. Межгосударственные отношения – это ранний тип политических отношений, возникший в период, когда разные народы обрели государственное политическое устройство. Их отношения нельзя считать международными, так как государства существовали тогда в значительной мере независимо от своего населения. Часто внешняя политика на этом историческом этапе сводилась к роли монарха, олицетворявшего все государство. Так, например, было в период европейского Средневековья.

Международные отношения сложились в эпоху формирования современной системы государств (XVII в.), когда государство-нация стало главным действующим субъектом. Впрочем, в отдельные исторические периоды не всякое государство было актором межгосударственных отношений. Япония – пример самоизоляции в течение более двухсот лет (1641–1853). Пока колониальные страны не обрели суверенной государственности, они не имели признаков международного политического субъекта.

Государства различаются по уровню возможности защитить свой суверенитет и оказывать влияние на мировую политику. Сверхдержавы обладают способностью к массовым разрушениям планетарного масштаба, оказывают непрерывное влияние на условия существования человечества, не могут потерпеть поражение от другого государства или их коалиции, если в нее не входит другая сверхдержава. Великие державы не господствуют в международных отношениях, но оказывают существенное влияние на человечество. Обычно их влияние значительно в каком-либо регионе или в отдельной сфере международных отношений. Средние державы имеют прочное влияние на ближайшее окружение. В отличие от них малые государства располагают средствами лишь для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Очевидно, что эти возможности реально ограничены состоянием международных отношений в мире. Микрогосударства не способны защитить свой суверенитет собственными силами.

Группы государств и межгосударственные организации. Сегодня в мире существует 193 государства члена ООН и два наблюдателя (Ватикан и Мальтийский орден), чей суверенитет признан большинством других государств. В мировой экономике и политике действуют факторы, разделяющие это множество стран на группы по разным показателям, значимым с точки зрения международных отношений. Например, выделяют экономически развитые страны (передовые экономики стран Запада), развивающиеся страны (Россия, Китай, Индия, «новые индустриальные страны» арабского, южноазиатского и южноамериканского регионов), слаборазвитые страны. Можно выделять группы стран по доминирующему политическому режиму – либерально-демократические, авторитарные. Хотя такие группы не образуют единого субъекта международных отношений, их экономические и политические условия формируют общность интересов, в соответствие с которыми они относительно согласованно участвуют в международных делах. Либеральные ценности, например, являются идеологической опорой для консолидации государств Запада в сфере политики.

Другой пример. В середине 60-х гг. ХХ века новые независимые страны (быв­шие колонии) поставили вопрос об отступлении от формального ра­венства государств в пользу фактического. Они исходили из факта исторического неравенства в существовавших тогда международных экономических отно­шений. Для решения проблемы был использован механизм «Общей системы преферен­ций», согласно которому разви­тые государства должны предоставлять развивающимся странам односторонние уступки и льготы, прежде всего в форме нулевой или пониженной ставки ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, поставляемую из этих стран.

Группы государств могут выступать основой для образования разнообразных межгосударственных организаций – объединений государств или создаваемых ими институтов, возникающих на основании международного договора. Согласно определению В.С. Нерсесянца, межгосударственное объединение есть союз государств, в рамках которого существуют и функционируют общие государственные или надгосударственные органы, но при этом входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет [6, с. 624 ].

Межгосударственные организации многочисленны. В прошлом на основе монархической формы правления были распространены унии. Личная уния – это образование, возникающее, когда монарх приобретает права на корону другого государства или нескольких государств. Так бывает либо в соответствии с порядком престолонаследия (унии между Великобританией и Ганновером в 1714–1837 гг., Нидерландами и Люксембургом в 1815–1890 гг.), либо как случайное совпадение, либо в результате сознательной передачи права на корону монарху другого государства (уния между Саксонией и Польшей в 1697–1763 гг.). Личная уния «не означает юридический союз двух государств и не приводит к созданию общих государственных органов. Она прекращается, как только на престолы в этих государствах вступают разные лица» [6, с. 625 ]. Реальная уния – это правовой союз государств на основе общего института монархии и других органов власти. Это может фактически превращать унию в одно сложное государство, каким являлась, например Австро-Венгерская уния (1867–1918 гг.).

Протекторат ­ – это союз между государствами, при котором одно государство оказывает внешнеполитическое и военное покровительство другому. При этом государство-протекторат оказывается фактически зависимым от государства-протектора, однако во внутренней политике оно сохраняет относительную самостоятельность.

Содружество государств (наций) – международный правовой союз, статус и функции которого отражаются в государственных документах стран, его образующих. Например, Британское содружество наций было отражено в конституциях союзных государств, однако сегодня его статус чисто формальный. Содружество независимых государств (СНГ) образовано на постсоветском пространстве большинством бывших советских республик. Отметим, что Украина, являясь учредителем СНГ, не ратифицировала его устав (т.е. законодательно не утвердила для своего государства) и поэтому де-юре не является его членом.

Конфедерация – международный союз государств, при котором отдельные государства создают специальные надгосударственные органы, обеспечивающие достижение главных целей конфедерации. Решения этих органов требуют подтверждения со стороны государств-участников конфедерации. Конфедерации редки из-за их неустойчивости: они либо распадаются при достижении целей или выяснения их недостижимости, либо превращаются в федеративные государства, как это имело место в США, которые были конфедерацией в период 1781–1787 гг., или в Швейцарии (1815–1848 гг.). Последняя конфедерация образовалась в 1981 г. в результате союза Сенегала и Гамбии (Сенегамбия), однако она распалась в 1988 г.

Экономические союзы и сообщества – объединения, характерные для интеграционных процессов последних десятилетий, которые обладают некоторыми признаками конфедераций, однако таковыми не являются. Прежде всего, эти союзы не имеют целью унифицировать внешнеполитические отношения стран-участников. Объединения типа Европейского Союза или Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и созданного на его основе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, выполняют в основном экономические функции и координируют внутреннюю политику.

Военно-политические блоки – союз государств с целью совместных действий для решения общих политических, экономических и военных задач. Это наиболее древние из межгосударственных организаций. Например, в VI–IV вв. до н.э. существовал Пелопонесский союз древнегреческих государств-полисов во главе со Спартой. Католическая Лига, объединившая в 1609 г. католические княжества Германии, сыграла существенную роль в начальный период Тридцатилетней войны, итог которой породил вестфальскую систему международных отношений. В XIX веке в Европе были многочисленны различные государственные коалиции – военные союзы одних государств против других, например, Крымская коалиция Англии, Франции и Турции против России. Большую роль в Первой мировой войне сыграла Антанта (блок России, Великобритании и Франции), созданная в 1904 году против Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии. После Второй мировой войны главными игроками «холодной» войны стали НАТО (США и страны союзники в Европе) и ОВД (Организация Варшавского договора – СССР и европейские соцстраны). Существует немало современных военно-политических блоков регионального уровня, имеющих разные цели. В частности, особый статус имеет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Негосударственные организации. В качестве субъектов международных отношению сюда входят межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные корпорации (ТНК), прочие общественные силы и движения, действующие на мировой арене.

Межправительственные организации – это стабильные объединения государств, основанные на международных договорах и имеющие постоянно действующие органы. Как субъекты мировой политики они появились в XIX в. вследствие промышленного развития Европы и потребностей в сотрудничестве государств в области экономики, коммуникаций (например, судоходстве), техники, уголовного права и т.п. Вот некоторые примеры таких организаций: Телеграфный Союз (1865 г.), Союз Защиты Промышленной Собственности (1883), Международная Организация Уголовной Полиции (Интерпол, 1923 г.). МПО непосредственно политического характера появляются после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда) и особенно после Второй мировой войны (Организация Объединенных Наций). Важная особенность МПО: большинство из них не обладает безусловным правом навязывать обязательность исполнения ее решений для всех государств членов. Исключение составляют некоторые органы Европейского Союза – Совет министров, Суд.

Следует указать ряд противоречий деятельности МПО, сказывающихся на их эффективности. Противоречие между официальным надгосударственным статусом МПО и той ролью, которую могут играть в ее деятельности отдельные государства. Так, например, ряд статей устава ООН предписывает независимость и незаинтересованность решений Генерального секретаря от воли и интересов отдельных государств. Однако реально господствующее влияние на решения ООН имеют США и их союзники. Противоречиепринципа равноправия некоторых МПО: например, значительная часть малых государств и микрогосударств как членов ООН обладает равными голосами с крупными государствами. Большинство может быть составлено теми, кто представляет менее 10% мирового населения.

Неправительственные организации (НПО) отличаются от МПО тем, что их члены не являются суверенными государствами, поэтому данные организации обычно не территориальные. Однако они имеют международный состав и цели, выступая как транснациональные организации или силы. Можно выделить несколько групп НПО: общественно-политические движения (Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация по Правам Человека или Всемирная Организация Борьбы против Пыток), культурно-гуманитарные организации (религиозные объединения, профсоюзные, спортивные, научные объединения и др.) и транснациональные корпорации (ТНК). Уровень и политический вес НПО оценивается по отношению к их возможности конкурировать с государством. Основное оружие НПО в мировой политике – мобилизация международного общественного мнения.

Транснациональные корпорации – это особый тип неправительственных организаций, который стоит рассмотреть отдельно. В современной экономике это актор, активно подрывающий государство-центристскую модель мирового сообщества. Особенно это заметно в последние десятилетия, хотя это качество ТНК проявилось еще в XIX в., когда начал складываться мировой рынок. Например, американская компания ИТТ сыграла существенную роль в свержении правительства С. Альенде в Чили (1973 г.). На ТНК приходится более 70% мировой торговли и около 50% всего промышленного производства. Бюджет отдельных корпораций превышает государственный бюджет некоторых стран, 80% зарегистрированных патентов и 80% финансирования научно-иссле-довательских и опытно-конструкторских разработок также принадлежит ТНК. Структура ТНК образована штаб-квартирой, расположенной в стране базирования, и филиалами с собственностью, размещенными в двух и более принимающих странах.

Противоречия деятельности ТНК очевидны. Они способствуют объединению производства, модернизируют экономики и развивают хозяйство. Однако осуществляется это за счет массовой эксплуатации труда, экономического, технологического и политического господства и социального неравенства. Вся деятельность ТНК сопровождается экологическими проблемами, разрушением национальных традиций. Поставить это под контроль каких-либо социально-политических или моральных норм не удается.

Культуры и цивилизации в роли новых субъектов. Согласно ряду оценок, и прежде всего концепций цивилизационного конфликта, восходящих к идеям С. Хантингтона [7], в современном мире появились новые субъекты исторического масштаба. Внешне они представляют группы государств, в основе которых лежит идеологическая и культурная общность. Например, в ХХ веке субъектами политики стали цивилизационные центры, вокруг которых сложилась политическая поляризация мира. Первоначально это были страны Запада (западная цивилизация) и СССР (по сути, славянский мир и его евразийские сателлиты). К концу ХХ века место распавшегося СССР занял Китай. Однако стремительно выделяются новые субъекты. Так, по оценке Хантингтона, арабский мир и Латинская Америка перестают быть объектом политической деятельности могущественного прежде Запада, а становятся самостоятельными субъектами истории. Международные отношения вступают в новую фазу – взаимодействия Запада и остального мира.

Литература для подготовки

1. Социология и политология: учеб.пособие под ред. Бондаренко Т.А. 2014 г. стр. 153–161.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: