Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Книге песен» («Ши-цзин»).
Они относятся к XI – VI вв. до н. э.
В них был закреплен исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт китайской культуры, приобретенный за предшествующие тысячелетия ее развития.
Эта книга, наряду с другими, в совокупности составившими «Пятикнижие» и «Четырехкнижие», стала канонической и была обязательней для изучения вплоть до начала XX в.
В «Пятикнижие» входят:
– «Книга песен» («Ши-цзин»);
– «Книга ритуала» («Ли-цзи»), составившая основу «китайских церемоний»;
– «Книга истории» («Шу-цзин»), в которой ритмической прозой излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу, а также приводятся беседы мудрецов о сущности государственного управления;
– «Книга перемен» («И-цзин»), которая содержит знаменитые гадательные триграммы, необходимые оракулам и предсказателям судьбы человека;
– «Книга весны и осени» (Чунь-цю»), содержащая летопись событий на родине Конфуция с VIII по V. вв. до н. э.
|
|
«Четырехкнижие» содержит канонические книги:
– «Лунь-юй» («Рассуждения и беседы»), в которой изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали и управления государством;
– «Да-сюэ» («Великое учение»), в ней сформулированы идеи Конфуция о самоусовершенствовании человека, необходимом для правильных взаимоотношений в государстве и семье;
– «Чжун-юн» («Соблюдение середины») излагает учение Конфуция о золотой середине;
– «Мэн- цзы» (название дано по имени философа, последователя Конфуция, жившего в IV–III вв. до н. э.) содержит дальнейшее развитие конфуцианства и приводит его в систему, которая и стала официальной идеологией Китая.
Золотой век китайской поэзии
Индивидуальная поэзия, описывающая мир человеческих чувств, появляется в IV–III вв.до н. э. Постепенно складываются основные литературные жанры:
цы – стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на определенную мелодию;
фу – стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее;
сунн – ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом;
сюй – предисловие к стихам и одам;
цзацзуань – вид художественной литературы, метко, образно и остроумно повествующий о различных жизненных ситуациях, о поступках человека, его привычках, слабостях, достоинствах и недостатках, пороках и т.п.
Золотым веком китайской поэзии стал танский период, в который творили такие замечательные поэты, как Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фуи другие.
Ван Вэй, известный так же как знаменитый художник-пейзажист, и в стихах продолжал описывать красоту и совершенство природы.
|
|
В его лирике человек составляет единое целое с природой, отражает все многообразие мира и настроений человека.
К числу самых почитаемых поэтов принадлежит Ли Бо, известный как Бессмертный поэт.
Смысл жизни поэт видел в освобождении от оков бренного мира, ради чего он восходил на горы, ближе к небу, проникался чувством единения с окружающей природой и размышлял о мимолетности мирской славы.
Культура позднего Средневековья
Монгольское нашествие в конце XIII в. принесло китайской культуре огромные бедствия и разрушения. Сгорели многие прекрасные дворцы и храмы, были разграблены и уничтожены художественные ценности.
Крупнейшие художники разбрелись по стране, нашли прибежище в южных провинциях. Особое значение приобрели каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст.
Сами изображения были тоже символичны.
Чаще всего изображался бамбук, гнущийся под напором ветра.
Он олицетворял стойкого духом, благородного человека, способного выдержать натиск судьбы.
После изгнания монголов в XV–XVI вв. Китай вновь переживает пору экономического и духовного расцвета.
Но этот период оказался кратковременным, так как уже к XVII в. страна приходит в упадок, а в 1644 г. страну захватили маньчжуры, правившие Китаем до 1911 г.
В связи с этими историческими событиями развитие культуры в позднее Средневековье носило сложный и противоречивый характер.
На протяжении всей эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны различные виды и технические приемы ремесел.
Мировую славу китайской культуре принесли изделия из китайского фарфора, резного камня, лака, дерева и кости.
Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор. Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции.
Ремесленники изобрели и новые красители.
Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом, богатых оттенками цветных свинцовых глазурей, трехцветных и шестицветных.
С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными красками – зеленой, желтой, красной, что дало название особой росписи – «доу-цай» («борьба цветов»).
Потрясающая глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей в азиатско-тихоокеанском регионе.
Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными учениками.
Новое время познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи, так и всю культуру Китая в целом.