Сура 2. Аль-Бакара (Корова)

228. Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый.

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни – ночь вознесения (Лейлят аль-Мирадж).

Известно, что пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим.

Над местоположением древнего иудейского храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области.

Этой ночью пророку открылись правила мусульманской молитвы.

Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман.

Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима).

Это чудесное событие весьма утешило и укрепило пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба пророка изменилась самым решительным образом.

Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города.

Некоторые из старейшин Ясриба уговаривали его покинуть Мекку и переселиться в их город, где он с почетом будет принят как вождь и судья.

В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом.

Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир.

Пророк незамедлительно посоветовал многим из своих мусульман-последователей переселиться в Ясриб, пока он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений.

После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями.

Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь.

Несколько раз курайшиты чуть было не пленили его, однако пророку все же удалось достичь предместий Ясриба.

В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Ясриб, люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище.

Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду.

Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено пророку для построения дома.

Город получил новое имя – Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться его распоряжениям.

Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости.

Он просил их только об одном – сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город.

Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом «правосудия для всех», независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием, пророк тем не менее никогда не жил, как царь.

Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для его жен; у него никогда не было даже собственной комнаты.

Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем – место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухаммеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих.

Кроме пяти обязательных молитв, которые он проводил в мечети, пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям.

Его жены совершали вместе с ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить свою мечту в реальность.

Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал.

Однако последователям пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам.

Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой.

Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами.

Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину.

Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее.

Затем он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте 632 года пророк Мухаммед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество).

Во время этого паломничества ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане.

Когда пророк достиг горы Арафат для «предстояния перед Аллахом», он провозгласил свою последнюю проповедь.

Уже тогда Мухаммед был тяжело болен.

Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и он слег окончательно.

Ему было 63 года.

Известно, что последними его словами были: «Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших».

Его последователи с трудом верили, что пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд: «Мухаммед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него; если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?» (Коран, 3:138).         

Секты ислама

Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка – алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть.

С этого времени ислам разделился на ортодоксальный – сунниты и оппозиционный – шииты.

Умеренные и радикальные шииты

Уже в VII в. шииты разделились на два направления – умеренные и радикальные.

После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве.

Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в.

Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман – Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики.

Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али.

Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат.

Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами.

Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда.

После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын Мухаммед, ставший 12-м имамом.

Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии – Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.

В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей – Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии.

В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) – благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии.

Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.

В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени.

Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.

Направления шиизма

Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.

С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе – хариджиты (вышедшие, выступившие).

Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама.

Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать.

Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе.

Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем.

Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить.

 

Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности.

Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках.

Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения.

Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа.

В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности.

В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.

 

Суннизм
Суннизм – самое крупное направление в исламе.

Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам.

Полное название суннитов – «люди Сунны и согласия общины».

К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма.

Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть.

Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма.

В рамках суннизма не возникали особые секты.

 


Ассасины

В конце XI в. в исмаилизме произошел раскол: образовался неоисмаилизм, ставший идеологией секты ассасинов («ассасин» – от арабск. «хашишиюн» – «курящие гашиш»), которые обожествили своего имама – Хасана ибн Шаббата (1033-1124).

Он известен также под именем «Старца», или «Владыки Горы».

Хасан ибн Шаббат, один из проповедников исмаилизма, человек отважного духа, имел большое влияние в Каире.

Это влияние, однако, возбудило зависть в других, которым удалось отправить его в ссылку. Его посадили на корабль, чтобы вывезти из страны, но поднялась буря, и все сочли себя погибшими.

Но Хасан, приняв повелительный вид, воскликнул: «Аллах обещал мне, что со мною не случится ничего дурного!».

Вдруг буря утихла, матросы закричали: «Чудо!» – и сделались последователями Хасана.

Хасан прошел Персию, проповедуя и набирая прозелитов, и, захватив крепость Аламит, на рубеже Ирака и Дилема, которую назвал «Домом богатства», учредил там свое правление.

История времени Хасана полна его именем. Короли в самом центре Европы дрожали при его имени. Его могущественная рука достигала повсюду.

Филипп-Август французский так его боялся, что не смел пошевелиться без телохранителей, и, может быть, неумолимый владыка горы щадил его именно за этот страх.

Сначала Хасан не показывал никакого намерения, кроме усиления влияния Каирского халифата, но скоро сбросил эту маску, т.к. его свирепый характер с трудом подчинялся хитрости и лицемерию.

Хасан составил учение ассасинов. Последователи Хасана разделялись на две большие рати: на «саможертвователей» и «искателей».

Первая, пренебрегая усталостью, опасностями и пытками, радостно отдавала жизнь, когда это заблагорассудится.

Владыке горы, который требовал, чтобы она или защищала его, или исполняла его смертные приговоры.

Когда жертва указывалась, верные «искатели» в белой тунике с красным кушаком (цвета невинности и крови) отправлялись исполнять данное поручение.

Их не могли остановить ни расстояние, ни опасности.

Найдя человека, которого искали, они поджидали благоприятной минуты для того, чтобы убить его.

Конрад Монферратский, поссорившись с владыкой горы или возбудив зависть каких-нибудь христианских государей, желавших устранить его, был одною из первых жертв этой секты.

Два ассасина допустили крестить себя и, поместившись возле него, по-видимому, усердно молились. Но когда представился удобный случай, они убили Конрада Монферратского, при этом один из них скрылся в церкви.

Но, услыхав, что Конрада унесли еще живого, он опять добрался до него и нанес второй удар.

После этого умер без малейшего ропота от утонченных пыток.

Когда начальнику нужен был человек для исполнения особенно опасного предприятия, он прибегал к следующей стратегии. В одной персидской провинции, называемой Сигистан, была знаменитая долина Мулеба, в которой находился дворец Владыки Горы.

Эта долина была защищена высокими горами с отвесными утесами, а все приступы к ней были охраняемы сильными крепостями. В долине обрабатывались самые роскошные сады, с павильонами, великолепно меблированными. В этих павильонах жили изумительной красоты женщины. Человека, которого Владыка выбирал для исполнения опасного задания, сначала поили допьяна и в таком положении относили в долину.

Там его оставляли бродить, где ему захочется.

Когда человек настолько приходил в себя, что мог оценить свое неожиданное местоположение и насладиться прекрасными женщинами, он проводил все время в любовных наслаждениях.

При этом человека уверяли, что он попал в рай.

Но прежде, чем он утомлялся или пресыщался любовью и вином, его опять поили допьяна и в таком состоянии относили домой.

Когда требовались услуги этого человека, Владыка опять посылал за ним и говорил, что он раз позволил ему насладиться Раем и что если человек этот исполнит его приказание, то сможет пользоваться испытанными уже наслаждениями всю свою жизнь.

Обманутый, думая, что его господин имеет власть сделать все это, был готов совершить всякое преступление, которое от него требовалось.

У Хасана был кровожадный характер.

Он убивал с расчетом, чтобы приобрести славу и могущество, внушить страх и обеспечить себе успех.

Персидский халиф намеревался напасть на эту секту и уничтожить ее.

В результате он нашел на своем изголовье кинжал и письмо от Хасана, в котором говорилось следующее: «То, что положено возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце».

Несмотря на преклонный возраст, Хасан оставался кровожаден до конца.

Собственной рукой он убил двух своих сыновей, фактически, без серьезных на то оснований, а по пустячному обвинению: одного за то, что тот «убил день», а другого за то, что тот «отведал вина».

Хасан не имел намерения основать династию или правильное правительство, а только секту или тайное общество.

Возможно, что сыновья его погибли за то, что плохо скрывали свое желание заступить на его место.

Прямые потомки ассасинов – представители вполне мирноймусульманской секты низари исмаили, которую возглавляет преподобный Карим Ага Хан IV (род. 1936), получивший образование в Гарварде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: