Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и неотделима от развития общества, поскольку педагогические знания относятся к той сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни.
Накапливая производственный опыт, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его следующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение, вступающее в жизнь, овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало потомкам. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – все, созданное в процессе исторического развития, духовное наследие человечества.
Передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Данное явление, состоящее в передаче накопленного опыта от старших поколений к младшим, характеризуется понятием воспитание в социальном смысле.
|
|
Воспитательная деятельность и ее характер по мере развития человечества не стояли на месте, а под влиянием общественных явлений постоянно совершенствовались и развивались. Так, в дородовом и послеродовом строе дети усваивали накопленный опыт в процессе совместной трудовой деятельности со старшими. Однако, чем больше усложнялось и развивалось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании.
На определенной ступени развития общества (в более поздний период рабовладельческого строя) воспитание выделилось в особую общественную функцию, возникли специальные воспитательные учреждения, появились люди, профессией которых стало воспитание и обучение детей (Египет, Ближний Восток, Греция).
Специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, вначале разрабатывалась в недрах философии.
В трудах Гераклита,Демокрита Сократа,Платона, Аристотеля, Эпикура содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», поскольку в древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, совершать прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребенок, гогос – вести) обозначает «детоводитель».
|
|
Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.): Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня.
Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал «Трактат о достоинстве и увеличении наук»
Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро,К. Гельвеций и Ж.Ж. Руссо.
В своем педагогическом сочинении «Эмиль, или О воспитании» Руссо считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью, и природой.
И.Г. Песталоцци были созданы приюты для бедных детей, апробировалась теория соединения обучения с трудом. Большую роль в нравственном воспитании педагог отводил семье, особенно матери. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая педагогом, оказала положительное влияние на развитие педагогической теории и практики.
К.Д. Ушинский рассматривал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности, как общественное, социальное явление, имеющее свои объективные закономерности, их знания вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю.
В целях достижения полноценного воспитания и развития личности ученый разработал ряд принципов, ведущим из которых явился принцип народности. Он многое сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения.
Особое место в педагогике ХХ в. занимают работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А. С. Макаренко, выдающийся советский педагог и писатель (1888–1936), выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучил проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.
В.А. Сухомлинский исследовал проблемы морального становления молодежи. Им написано более 30 книг и около 300 статей. Особенно широко известны его работы «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Верьте в человека», «Сердце отдаю детям» и др.
Активно развивалась педагогическая мысль и в Беларуси. Много интересных идей о воспитании содержится в поэме «Песнь о зубре» Н. Гусовского.), в трудах Франциска Скорины Широкую известность получил Лаврентий Зизаний (Тустановский) работавший учителем в братских школах Беларуси. белорусская писательница Тетка (Алоиза Пашкевич, которая явилась автором ряда статей о воспитании («Первое чтение для деток белорусов» и др.) Большое педагогическое наследие оставил поэт Якуб.Он много лет работал учителем и создал несколько учебников на белорусском языке, также «Методика родного языка».
Таким образом, педагогика прошла длительный путь развития и, накопив информацию, обобщив опыт, явилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.
Объект педагогики –это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.
Предметом педагогики высшей школы являются закономерности педагогического процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Существует семейная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей и, сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, олигофренопедагогика.
|
|
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Как и любая наука, педагогика имеет свои основные категории.
Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на усвоение знаний, умений и навыков и развитие учащихся.
Образование - результат обучения.
Воспитани е - рассматривается в широком и узком социальном смысле, а также, в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Воспитание в узком социальном смысле - это социализация через адаптацию и самореализацию. Воспитание в широком педагогическом смысле - это формирование личность человека. Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.
Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:
– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
|
|
– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).