Вопросы для самопроверки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Пояснения к списку:

Лекционный курс и семинарские занятия посвящены наиболее важным вопросам. Особое место в овладении данным курсом принадлежит самостоятельной работе студентов, предполагающей чтение и осмысление текстов художественных произведений, в чем может помочь ведение читательского дневника.

Список вариативен, существует возможность замены отдельных текстов по соображениям религиозного и морально-этического характера (при затруднении проконсультируйтесь у преподавателя).

Список имеет рекомендательный характер. В связи с малым количеством часов, от студента требуется прочитать минимальное количество тестов, чтобы иметь представление о развитии литературного процесса. Необходимо прочитать 3-5 текстов из каждого раздела:

Список служит и для расширения читательского кругозора студентов как рекомендация чтения на перспективу.

Во 2семестре зачет/экзамен (СМ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН СВОЕЙ ГРУППЫ), обязательное условие допуска к которому – предоставление студентом личного читательского дневника (обязательно рукописного). Предполагается также итоговый тест и творческое задание.

Подробные сведения о требованиях, шкала оценивания, образцы тестовых заданий и тп – см. полную версию РПД в Интранете.

Справочные издания

Ботвинник, М.Н Мифологический словарь / М.Н. Ботвинник, Б.И. Каган, М.Б. Рабинович. – М.,1985.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / под ред. А.А. Суркова.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – С.-П., 2001.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2ч./ под ред. Токарева С.А. – М., 1994.

Постмодернизм. Энциклопедия / Интерпрессервис. – Режим доступа: http://postmodernism.academic.ru/

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Искусство, 1997.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.- сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. - М.: «Просвещение», 1974.

Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и науч. ред. С. И. Кормилов. – М.: Наука 1999.

Интернет ресурсы

1. http://www.philology.ru – Российский филологический портал.

2. http://www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ)

3. http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

4. http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/  – Электронная библиотека РГБ

5. http://www.philol.msu.ru  – Библиотека кафедры истории зарубежной литературы МГУ.

6. http://lib.ru – Электронная библиотека Максима Мошкова.

7. http://magazines.russ.ru – «Журнальный зал» (сайты журналов «Иностранная литература», «Новое литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Звезда», «Дружба народов», «Новый мир», «Знамя», «Урал» и др.):

8. http://www.vekperevoda.com – «Век перевода» с айт поэтических переводов

9. http://noblit.ru/  - Лауреаты Нобелевской премии по литературе

10. http://dic.academic.ru/ – Словари и энциклопедии на Академике (орфоэпический, орфографический, стилистический и др.

 

Пособие по всему курсу

Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Вл. А. Луков. – 6-е изд., стер. — М., Издательский центр «Академия», 2009. — 512 с.

 

ЛИТЕРАТУРА XIX В.

Учебные пособия:

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

История зарубежной литературы XIX в.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, 2001.

История зарубежной литературы XIX в. / под ред. Н. А. Соловьевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. школа, 1999. –558 с.

Тексты:

Гофман Э. Т. А. Крошка Цахес.

Вордсворт У., Колридж С., Саути Р. Стихи.

Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Гяур (Корсар). Лирика.

Скотт В. Айвенго. Роб Рой (на выбор).

Беранже Ж. П. Песни.

Санд Ж. Орас. Консуэло (на выбор).

Гюго В. Собор Парижской богоматери. Отверженные. Человек, который смеется (на выбор).

Ирвинг В. Рип Ван Винкль.

Купер Ф. Пионеры. Прерия. Последний из могикан. Следопыт. Зверобой (на выбор).

По Э. Убийство на улице Морг. Черный кот. Лигейя. Черт на колокольне. Золотой жук и др. (на выбор).

Стендаль Ф. Красное и черное.

Бальзак О. Гобсек. Отец Горио. Евгения Гранде.

Мериме П. Кармен.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Диккенс Ч. Домби и сын. Холодный дом. Приключения Оливера Твиста и др. (на выбор).

Бронте Ш. Джейн Эйр.

Бронте Э. Грозовой перевал.

Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Учебные пособия:

Зарубежная литература ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. М. Толмачева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 559 с.

Зарубежные писатели: биобиблиогр. слов.: в 2-х ч. / под ред. Н. П. Михальской. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1997.

История зарубежной литературы XX века / под. ред. Л. Г. Андреева. – М.: Высш. школа, 2000. – 559 с.

Тексты:

1871 – 1918

Золя Э. Жерминаль. Карьера Ругонов. Западня (на выбор).

Мопассан Г. Жизнь. Милый друг (на выбор). Новеллы.

Роллан Р. Жан-Кристоф.

Верлен П., Рембо А. Стихи.

1-2 пьесы на выбор

Ибсен Г. Кукольный дом.

Шоу Б. Профессия миссис Уоррен. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Метерлинк М. Слепые. Там, внутри. Синяя птица.

Стриндберг А. Фрекен Жюли. Пляска смерти. Соната призраков.

 

Уэллс Г. Машина времени. Человек-невидимка (на выбор).

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. (Собственник).

Стивенсон Р. Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда.

Манн Т. Будденброкки.

Манн Г. Верноподданный.

Твен М. Приключения Гекльберри Финна.

Лондон Дж. Мартин Иден.

О Генри. Новеллы.

1918 – 1945

1 текст на выбор:

Хемингуэй Э. Прощай, оружие!

Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. Три товарища.

Олдингтон Р. Смерть героя.

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка.

 

1 текст на выбор:

Кафка Ф. Превращение.

Миллер Г. Тропик Рака.

Сартр Ж. Мухи. Тошнота.

Пруст М. По направлению к Свану.

Лоуренс Д. Любовник леди Чаттерли.

Джойс Дж. Улисс.

Вулф В. На маяк. Миссис Дэллоуэй.

 

1 текст на выбор:

Хаксли О. О, дивный новый мир!

Оруэлл Дж. 1984. Скотный двор (Ферма животных).

 

1 текст на выбор:

Уоррен Р. П. Вся королевская рать.

Драйзер Т. Американская трагедия. Сестра Керри.

Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби.

Фолкнер У. Шум и ярость.

1945 – 2017

1 текст на выбор:

Вежинов П. Барьер. Белый ящер.

Посмыш З. Пассажирка.

Грасс Г. Кошки-мышки. Жестяной барабан. Мое столетие.

Ленц З. Урок немецкого.

Зюскинд П. Парфюмер.

Ланге-Мюллер К. Рассказы.

Белль Г. Где ты был, Адам? Глазами клоуна. Бильярд в половине десятого.

 

1 текст на выбор:

Саган Ф. Здравствуй, грусть. Любите ли Вы Брамса?

Перек Ж. Вещи.

Депант В. Teen spirit.

Равалек В. Ностальгия по черной магии.

Нотомб А. Антихриста. Любовный саботаж.

Гавальда А. Просто вместе. Я ее любил/Я его любила. И др.

Виан Б. Пена дней. Осень в Пекине.

Туссен Ж.-Ф. Фотоаппарат.

 

1 текст на выбор:

Хьюз Р. Лисица на чердаке.

Во И. Незабвенная..

Берджесс Э. Заводной апельсин. Влюбленный Шекспир Железо, ржавое железо.

Фаулз Дж. Женщина французского лейтенанта. Волхв.

Таусенд С. Ковентри возрождается. Мы с королевой

Байетт С. Джин в бутылке стекла «соловьиный глаз». Обладать.

Дарелл Л. Горькие лимоны.

Свифт Г. Свет дня. и др.

 

1 текст на выбор:

Голдинг У. Повелитель мух. Шпиль.

Мердок А. Черный принц. Единорог. Отсеченная голова и др.

Грин Г. Тихий американец. Ведомство страха. Монсиньор Кихот и др.

 

1 текст на выбор:

Селинджер Дж. Над пропастью во ржи.

Стайрон У. Выбор Софи.

Стейнбек Дж. Зима тревоги нашей.

Сигал Э. История любви.

Кизи К. Над кукушкиным гнездом.

Гарднер Дж. Осенний свет.

Уильямс Т. Стеклянный зверинец. Трамвай «Желание».

Проуз Ф. Голубой ангел.

Теру П. Колун Тонг.

Рот Ф. Людское клеймо.

 

1 текст на выбор:

Маркес Г. Г. Сто лет одиночества.

Амаду Ж. Дона Флор и два ее мужа. Пастыри ночи.

Борхес Х. Л. Рассказы.

Поссе А. Страсти по Эвите.

Варгас Льоса М. Город и псы. Тетушка Хулия и писака.

 

1 текст на выбор:

Гари Р. Воздушные змеи. Белая собака.

Ажар Э. Голубчик. Страхи царя Соломона.

 

1 текст на выбор:

Эко У. Имя розы.

Павич М. Хазарский словарь.

Петровец Г. Атлас, написанный небом.

Акройд (Экройд) П. Завещание Оскара Уайльда. Процесс Элизабет Кри.

Барнс Дж. История мира в 10 ½ главах. Как все было.

 

2 текста на выбор:

Сы-дзе Дай Комплекс Ди. Бальзак и портниха-китаяночка.

Гранже Ж-К Пурпурные реки. Империя волков.

Фишер Т. Коллекционная вещь. И др.

Бредбери М. Профессор Криминале.

Вивег М. Лучшие годы – псу под хвост.

Каннингем М. Дом на краю света. Часы.

Кристоф А. Толстая тетрадь.

Уэльбек М. Элементарные частицы.

Адер Г. Закрытая книга.

Бегбедер Ф. 99 франков.

Коупленд Дж. Поколение Х.

Паланик Ч. Бойцовский клуб. Колыбельная.

Уэлш (Вэлш) И. Вечеринка что надо. Судьба всегда в бегах. Транспойтинг.

Масловска Д. Русско-польская война под бело-красным флагом.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

№ п/п Примерные формулировки вопросов
  2 семестр
27. Романтизм в литературе XIX века. Эстетическая программа, ведущие жанры.
28. Своеобразие национальных школ романтизма (английский, немецкий, французский, североамериканский) (на примере 1-2 произведений каждый).
29. Реализм в литературе XIX в: традиция и новаторство. Принципы типизации героя в реалистическом романе (на примере 1-2 произведений).
30. Эстетические программы литературных направлений рубежа XIX-XX вв. (натурализм, символизм, неоромантизм, футуризм, импрессионизм и др.).
31. Судьба жанра романа на рубеже XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений).
32. «Театральная революция» рубежа XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений)
33. Личность и общество в романе рубежа XIX-XX вв. (на примере 1-2 произведений).
34. Первая мировая война в мировой литературе (на примере 1-2 произведений).
35. Философско-эстетические тенденции в модернистской литературе первой половины XX в. (на примере 1-2 произведений).
36. Роман – антиутопия в литературе XX века (на примере 1-2 произведений).
37. Вторая мировая война в литературе, проблема исторической памяти, нравственные поиски (на примере 1-2 произведений).
38. Английский философский роман (на примере 1-2 произведений).
39. Человек и «общество потребления» в мировой литературе 50-90-х гг. (на примере 1-2 произведений).
40. Молодой человек и конфликт поколений в литературе второй половины XX века (на примере 1-2 произведений).
41. Своеобразие литературы Латинской Америки (на примере 1-2 произведений).
42. Постмодернизм в современной литературе (причины появления, эстетика и практика) (на примере 1-2 произведений).
43. Конец века…конец тысячелетия. Портрет века и нашего современника в литературе последнего десятилетия (на примере 1-2 произведений).
44. Художественный анализ произведения современной французской литературы, современной литературы Великобритании, современной литературы США (на примере 1-2 произведений).
45. Художественный анализ произведения зарубежной литературы последнего десятилетия.

 

№ п/п Темы примерных практико-ориентированных заданий
1. Анализ отрывка прозаического текста по предложенным вопросам (по вариантам).
2. Анализ отрывка поэтического текста по предложенным вопросам (по вариантам).
3. Обзор номера журнала «Иностранная литература» за 2014-18 гг.
4. Анализ произведения зарубежного автора последнего двадцатилетия по выбору студента.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Семинар № 12. Тема «Лиро-эпическая поэма Дж. Г. Байрона
«Паломничество Чайльд-Гарольда»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. История создания поэмы.

2. «Паломничество…» как лиро-эпическая поэма:
- взаимоотношения эпического и лирического пластов повествования;
- путешествие как организующее начало композиции;
- образы природы в поэме и их функции.

3. Проблема романтического героя:
- «байронический герой»;
- эволюция взаимоотношений Чайльд-Гарольда и лирического героя от первой к четвертой песне (на что падает взгляд Гарольда и лирического героя, как они осмысливают увиденное и т. п.).

4. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы и ее воплощение в поэме.

Рекомендуемая литература:

По выбору:

Дубашинский, И. А. Поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» / И.А. Дубашинский. – Рига, 1978.

Елистратова, А.А. Байрон / А.А. Елистратова. – М.,1965.

Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин / В.М. Жирмунский. – Л.,1978.

Усманов, Р. Джон Гордон Байрон / Р. Усманов. – Режим доступа: http://philology.ru/literature3/usmanov-81.htm

 

Семинар № 13. Тема «По – поэт и новеллист»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Национальное своеобразие американского романтизма. Основные этапы.

2. Творчество Э. А. По:
- личность и судьба Э. А. По;
- эстетические взгляды Э. А. По и особенности поэтического творчества. Русские переводы поэзии По;
- новелла тайн и ужасов;
- детективная новелла.

3. Традиции Э. А. По в мировой литературе.

Рекомендуемая литература:

По Э. А. Ворон. Колокола. Улялюм. Аннабел Ли. Падение дома Эшер. Маска Красной Смерти. Убийство на улице Морг. Золотой жук. Черт на колокольне. Надувательство как наука.

 

Боброва, М. Н. Романтизм в американской литературе / М.Н. Боброва. - М., 1972. – С. 3-17, 123-159.

Брукс В.В. Писатель и американская жизнь / В. Брукс. – М., 1971.

Зверев, М.В. Вдохновенная математика Эдгара По / А. М. Зверев. – Режим доступа http://www.philology.ru/literature3/zverev-03.htm

История американской литературы: в 2-х частях. / Под ред. Самохвалова. – М.: Просвещение, 1971. – Ч. 1.- С. 83-91.

История всемирной литературы: В 9 т. – М.: Наука, 1989. –т. 6. – С. 551-582.

Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. – М.: Прогресс, 1977. – т.1. – С. 383-409.

 

Семинар № 14. Тема «Новелла П. Мериме «Кармен». Проблема жанра»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Творчество П. Мериме в 30-40 гг. в свете проблемы жанра.

2. Анализ новеллы:
- соединение в новелле «Кармен» черт новеллы и романа;
- два композиционных центра в новелле и их функции;
- образ Хосе (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- образ Кармен (портрет, происхождение, отношения с соплеменниками, система ценностей);
- функция образа рассказчика;
- сущность конфликта в новелле;
- на чьей стороне рассказчик и автор? Почему?

3. Сравните образ Кармен в новелле и одноименной опере Ж. Бизе. Как, по Вашему мнению, можно объяснить различие трактовок? Почему «оперная» Кармен популярнее?

4. «Кармен» как образец реалистической новеллы.

Рекомендуемая литература:

Виппер, Ю. Проспер Мериме – новеллист и романист // Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история. – Режим доступа: http://philology.ru/literature3/vipper-90i.htm

История французской литературы. – М., 1956. – Т. 2. – С. 407-440.

Луков, В. А. Проспер Мериме / В. А. Луков. – М., 1983.

Реизов, Б. Г. Французский роман XIX века / Б. Г. Реизов. – М., 1977.

 

Семинар №15. Тема «Традиция и новаторство романа Г. Флобера»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Своеобразие французской литературы середины XIX в.

2. Философские и политические взгляды Г. Флобера.

3. Эстетическая программа писателя.

4. «Госпожа Бовари» как новый тип реалистического социально-психологического романа:
а) своеобразие композиции романа;
б) смысл подзаголовка романа «Провинциальные нравы»;
в) образ Шарля Бовари;
г) образ аптекаря Оме.

5. Образ Эммы Бовари:
а) три портрета героини;
б) в чем, по Вашему мнению, сущность и причины ее трагедии?
в) своеобразие психологизма в романах Г. Флобера.

6. Художественное новаторство писателя (язык, «непрямая прямая речь», «объективная манера повествования», сцена на сельскохозяйственной выставке).

7. Роман «Госпожа Бовари» в восприятии современников автора и потомков.

Рекомендуемая литература:

Флобер Г. Госпожа Бовари.

По выбору:

Мопассан, Ги де. Статьи о писателях / Ги де Мопассан. – М., 1957.

Моруа, А. Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» / А. Моруа // Моруа А. От Монтеня до Арагона. – М., 1993.

Набоков, В. Две лекции по литературе: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари» / В. Набоков// - любое издание.

Пузиков, А. И. Рыцари истины. Портреты французских писателей / А,И. Пузиков. – М., 1986.

Реизов, Б. Г. Творчество Флобера / Б. Реизов. – М., 1975.

Ржевская, Н.Ф. Гюстав Флобер / Н.Ф. Ржевская. – Режим доступа http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-2542.htm

Сучков, Б. Л. Исторические судьбы реализма / Б. Л. Сучков. – М., 1973.

 

Семинар № 16. Тема «Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Семинар проходит в форме дискуссии

Вопросы для обсуждения:

1. Место О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX-XX вв.

2. Своеобразие творческого метода писателя:
- соотношение искусства и жизни в теории писателя;
- понятие искусства и красоты, вопрос о назначении искусства;
- соотношение Красоты и Морали.

3. Реализация эстетических принципов в романе:
- основная проблематика романа;
- тема искусства в романе, образы Бэзила Хеллуорда и Сибилы Вэйн;
- образ лорда Генри, его роль в трагедии Дориана (развратитель, невольный развратитель или иная);
- сущность трагедии Дориана;
- авторская позиция в романе;
- роль парадокса в романе.

4. Ваше понимание финала романа.

Рекомендуемая литература:

Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. (любое издание).

Уайльд, О. Упадок лжи. (Можно по хрестоматии).

По выбору:

Вайнштейн, О. Поэтика дендизма: литература и мода/ О. Вайнштейн. – Режим доступа http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Vainshtein.htm

Образцова, А.Г. Волшебник или шут? Театр Оскара Уайльда/ А.Г. Образцова. – Спб, 2001. – 357 с.

Парандовский, Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни// Я. Парандовский. – М., 1990.

Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев; Одесса, 1990.

Урнов, М. На рубеже веков / М. Урнов. – М., 1970.

 

Семинар № 17. Тема «Образ молодого современника в зарубежной литературе
второй половины XX нач. XX1 в.
(учебная конференция)»

 

ЗАДАНИЕ: Ознакомиться с 1-2 произведениями на данную тему (можно из списка или по собственному выбору). Проследить, как в них решаются указанные проблемы:

1. Проблема «отцов и детей».

2. Как происходит вхождение героя в мир взрослых?

3. Сущность бунта героя. Чего именно он не принимает в обществе?

4. Проходит ли герой путь от всеобъемлющего нигилизма к обретению нравственных опор? Если «да», то в чем именно он обретает эти опоры?

5. При помощи каких художественных средств доносит писатель свой замысел до читателя? (Особенности композиции, языка, система образов и т.п.).

Подготовьте сообщение для товарищей по группе о прочитанных произведениях (не более 5-7 минут) или приготовьте вопросы, которые Вам бы хотелось обсудить с ними и преподавателем после знакомства с этими произведениями. Главное условие плодотворной работы группы – готовность каждого студента и разнообразие текстов.

 

 Методические указания по выполнению творческой работы




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: