С. М. Аксенов, кандидат экономических наук, директор Агентства финансовой безопасности, Москва

Несколько слов о шведах

Шведское общество характеризуется высокой степенью социального равенства: сравнительно невелико число людей, испытывающих финансовые трудности, но при этом весьма ограниченно число богатых. Особенность культуры этой страны заключается в том, что для человека стыдно быть должником у общества - каждый должен вносить свою лепту в создание всеобщего благополучия, и пользоваться чем-то бесплатно, за счет других - аморально. Сознание собственной бесполезности для общества может привести даже к личной трагедии: потеря работы или трудоспособности глубоко переживается скорее на моральном уровне, нежели на материальном, поскольку государственные пособия по инвалидности и безработице высоки, как нигде. Если в других странах говорят о долге детей перед родителями и

стр. 137

родителей перед детьми, то в Швеции гарантом пожизненной социальной защиты и тех и других выступает общество. Многие пожилые люди уходят в дома для престарелых, чтобы не обременять родственников и быть независимыми. Родство не диктует ни обязанностей, ни прав, точно так же, как никогда не служит базой для возникновения протекций по службе или в учебе.

Стремлению никому не быть обязанным подчинены также традиции повседневного общения: платить в ресторане каждому за себя, брать с собой спиртное или продукты, направляясь в гости, отвечать приглашением на приглашение, благодарить даже по прошествии долгого времени за предыдущую приятную встречу. Кстати, дамам полезно знать, что приглашение в ресторан или кино вовсе не означает, что вы не будете сами платить за такси, ужин или билет.

Важные черты шведского характера - точность, любовь к порядку и планированию, организованность, пунктуальность. Особенно это относится ко времени. Ситуация, когда оговоренное заранее время встречи не соблюдается, считается чрезвычайно возмутительной и воспринимается как личное оскорбление. Быть точным означает проявлять уважение к другим, не прийти вовремя - выказать пренебрежение, но появление намного раньше назначенного времени тоже не всегда создает положительное мнение о человеке, может быть истолковано как неуверенность в себе или крайняя заинтересованность во встрече.

Каждый уважающий себя швед планирует все мероприятия и расходы заранее. Такое ревностное планирование базируется на вере в то, что человек может влиять на свое будущее. Шведы больше верят в человеческие возможности, чем в рок или судьбу.

Планирование позволяет организовать максимально активный досуг - идеал современного шведского общества. Создавать впечатление чрезвычайной занятости очень привлекательно для шведов, поэтому они стремятся посещать многочисленные кружки, курсы, мероприятия, отправляться в походы. Шведы часто относятся к намерениям столь же щепетильно, как к договоренностям, почти как к кон-

стр. 138

тракту, который нельзя нарушить без согласования сторон. В бизнесе или при частных контактах дело чести - придерживаться ранее сказанных слов. Не принимаются ссылки на забывчивость, спешку или плохое настроение.

Этикет общения должен учитывать также некоторые другие тонкости восприятия - например, если вам задали вопрос, ответ на него должен звучать в первых же словах, пространное объяснение может вызвать раздражение. Очень важно знать вежливые формы отказа или отрицания, которые часто вводят в заблуждение иностранцев. Шведы не любят назойливости, скандальности, агрессивности и всеми способами стремятся избегать конфликтов и обид.

Работа для каждого шведа - осознанная необходимость. Рабочее время и досуг четко разграничиваются, именно поэтому шведы не заводят друзей на работе, а заниматься на работе личными делами считается неприемлемым. В учреждениях придерживаются демократических традиций, проявлений авторитарности стараются избегать. Каждый имеет возможность чувствовать себя равноправным членом трудового коллектива. Это же подчеркивает узаконенное между шведами обращение на "ты".

Каждый трудящийся имеет ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью чуть более пяти недель, большую часть которого используют летом, одну неделю - зимой. Популярны для отдыха хорошо оборудованные кемпинги и туристические лагеря в лесах, горах и на озерах. При этом шведам свойственно бережное отношение к природе и ее ресурсам и понимание необходимости постоянного возобновления среды обитания. Поэтому-то в центре Стокгольма можно выловить большого лосося, а из крана пить водопроводную воду, совершенно не опасаясь за свое здоровье.

Названные характеристики шведского общества обусловили специфику существования Швеции в рамках Европейского союза (ЕС), в который она вошла в 1995 г. Шведы сохранили свою индивидуальность не только в восприятии роли и значимости окружающей среды, но также целей и задач государства, возведя в культ социально-психологические и морально-этические основы шведского социума.

стр. 139

Компоненты "шведской" модели социально-экономического развития

Термин "шведская модель" возник, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель превратилась в символ наиболее развитой формы государства всеобщего благосостояния.

Один из разработчиков модели, Р. Мейднер, определял ее так: прежде всего это - модель создания общества благосостояния с равенством и полной занятостью как главными целями, с универсальной, то есть распространяющейся на всех членов общества системой социального обеспечения, большим государственным сектором социальных услуг, с политикой солидарности в области заработной платы и активной политикой занятости как сущностными компонентами1.

Её основные черты следующие. Во-первых, эта модель представляет собой не общество всеобщего благосостояния, а государство общественного благополучия. Другими словами, производственная сфера базируется на частной собственности, а сфера перераспределения полностью отдана в компетенцию государственных органов.

Во-вторых, шведская модель выстраивает специфические отношения между трудом и капиталом. Успешно действует централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов всегда основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

В-третьих, модель задает особое целеполагание и реализацию экономической политики в стране. Доминантами этой политики выступают полная занятость и выравнива-

1 Общество и экономика. 1997. N 1, 2. С. 30.

стр. 140

ние доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор, занимающийся аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели, являются составными частями и результатом этой политики.

В-четвертых, до середины 90-х годов прошлого века шведская модель успешно сочетала полную занятость2 и стабильность цен на основе проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Специфика шведской модели определяется также многовековой историей и культурой народа, его обычаями и сложившейся ментальностью, географическим положением страны и её обеспеченностью ресурсами. Кроме того, нельзя сбрасывать со счета и идеологическую составляющую развития любого общества - для Швеции это политика социал-демократической партии, находящейся у власти более семидесяти лет.

Несомненной теоретической находкой архитекторов шведской модели, во многом обеспечившей ей жизнеспособность, является своеобразная форма взаимосвязи государства с крупным капиталом, в руках которого оставалась львиная доля экономики страны. Рынок в концепции шведской модели - это, в конечном счете, не институт развития цивилизации, а некое неизбежное зло, заслуживающее не меньших ограничений, чем частная собственность. Функциональная социализация как целенаправленное, постепенное обобществление прав собственности логически влечет за собой ограничение действенности рынка, тогда как в либеральной модели эти права реализуются преимущественно или почти полностью через рынок.

Частная собственность и рынок - зависимые "величины", и социализация не может не означать, что реализация ее функций переходит от рынка к государству - прежде всего, а также к общественным, фактически инкорпорированным в государственные или квазигосударственные структу-

2 Уровень официальной безработицы - ниже 2% самодеятельного населения.

стр. 141

ры, институтам в лице национальных объединений по интересам - в первую очередь Центрального объединения профсоюзов Швеции и другим субъектам неокорпоративистской системы. Тем более, что шведские профсоюзы, воспринимая рыночную конкуренцию (прежде всего сквозь призму конкуренции продавцов рабочей силы), не видели в рыночном механизме ничего положительного, что могло быть использовано для стимулирования общественного прогресса.

Многие позиции модели опирались на присущие Швеции традиции социального консенсуса, общинности и государственничества. Этому благоприятствовала сама природа сложившегося в Швеции индустриального общества. Его основную часть составляли "синие воротнички", в структуре интересов которых преобладали элементарные и стандартизированные, унифицированные запросы, удовлетворение которых было возможным как раз в рамках централизованной макросистемы. Становлению модели способствовала национальная специфика - фактор малой страны, этническая и конфессиональная однородность населения, мощь и относительная целостность профсоюзного движения.

Политика социального выравнивания проводилась под девизом "чтобы не было бедных". Отсюда при наличии политической демократии вытекала преимущественно экономическая интерпретация лозунга свободы - как ослабления зависимости наемных работников и их семей от рыночных факторов жизнеобеспечения.

Социальное выравнивание

Социальное выравнивание - это главная цель социально-экономических преобразований в Швеции. Оно означает:

* огосударствление, всеобщность и бесплатность здравоохранения, образования, социального обеспечения и страхования;

* политику солидарности в области заработной платы;

* активную политику занятости, при которой полная занятость рассматривается и как самоцель, и как средство социального выравнивания;

* государственную экономическую политику, задача которой -создавать благоприятные экономические условия для развития страны, и тем самым - для решения социальных задач.

стр. 142

Социальное обеспечение. Из всех западных национальных моделей шведская характеризуется наибольшим огосударствлением социального обеспечения и страхования и их всеобщностью. По мнению И. Гришина, эта модель наиболее полно отвечает понятию государства всеобщего благосостояния с его внерыночным характером предоставления социальных услуг, когда право на социальную защиту не обусловлено соответствующими взносами трудящегося, а возникает непосредственно из гражданства. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП - против менее его трети в среднем для Западной Европы и четверти - для всех развитых стран. А работники государственно-коммунального сектора социальных услуг составляют около трети всех занятых - против примерно 1/7 в США и Англии3.

Среди других стран Швеция резко выделяется высокой долей государственных трансфертов в совокупных денежных доходах населения - 25% (в преобладающем большинстве западных стран - в среднем 15 - 16%). Столь же показателен и разрыв в огосударствлении распределения социальных услуг. По удельному весу ассигнований государства на образование и здравоохранение в ВВП Швеция превосходит западноевропейские страны в целом в два, а все развитые - в 1,5 раза4. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, достигали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по этому показателю5.

Основным элементом предусмотренной шведской моделью политики благосостояния является социальное страхование. Начало политике социального страхования было положено еще в 1889 г. принятием Закона об охране труда.

3 Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым // Мировая экономика и международные отношения. 2000. N 9. С. 74.

4 Там же. С. 74, 75.

5 Волков А. Шведская модель: противоречия развития // Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Кн. 2. Социально-экономические модели (из мирового опыта). М.: Экономика, 2005. С. 529.

Стр. 143

Цель системы социального страхования в Швеции, как подчеркивалось в официальных документах, - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и денежная помощь).

Поступления в систему социального страхования формируются из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) - взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы. За 1970-е годы все индивидуальные взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися (за исключением взносов на страхование по безработице), были заменены взносами с предпринимателей - с 1970 г. по 1989 г. по закону они возросли с 14 до 37,5% от суммы заработной платы, а с учетом коллективных договоров - до 43,6% для рабочих и 46,4% - для служащих6.

В 1913 г. начала работать пенсионная система. Первоначально регулируемая Законом о народных (основных) пенсиях, она основывалась на принципе страхования: как взносы, так и выплаты определялись, исходя из доходов, и рассчитывались индивидуально. Однако во время кризиса 30-х годов эта система не смогла обойтись без государственной поддержки. Новый Закон о народных пенсиях был принят риксдагом в 1935 г. В 1946 г. пенсии охватили все население. В основном они финансировались из государственных источников и частично из взносов лиц, имевших облагавшиеся налогами доходы. Первоначально пенсии получали только пенсионеры по возрасту, затем пенсии постепенно распространили на инвалидов и вдов. В 1948 г. реальный размер пенсий был значительно повышен. Все меньше пенсионеров обращалось за помощью по бедности. С 1951 г.

6 Волков А. Шведская модель: противоречия развития. С. 532.

Стр. 144

Пенсии изменялись с изменением индекса стоимости жизни, в 1952 г. введены специальные пособия на жилье и т.п. В 1975 г. риксдаг принял решение, что пенсионерам, получающим только основную пенсию, полагается специальная надбавка.

После ожесточенной политической борьбы, включавшей всенародный референдум и новые выборы, социал-демократы при поддержке коммунистов в 1959 г. провели в риксдаге Закон о всеобщих дополнительных пенсиях, вступивший в силу с 1960 г. и действующий в полном объеме с начала 80-х годов. Этот закон позволяет получать более высокие пенсии в зависимости от уровня предпенсионных доходов.

Политика солидарности в области заработной платы. Она предусматривала уменьшение дифференциации ставок зарплаты через их преимущественное повышение для низкооплачиваемых работников. До 1983 г. эта политика проводилась в сфере взаимодействия Центрального объединения профсоюзов Швеции и головной организации бизнеса - Объединения предпринимателей Швеции.

На шведском рынке труда действуют сильные централизованные организации как на стороне работников, так и работодателей. Рабочие стали организовываться в профсоюзы в середине XIX в. В 1898 г. ряд профсоюзов объединился в центральную организацию, известную сегодня как Центральное объединение профсоюзов Швеции, в который входят сегодня примерно 90% всех рабочих страны. Этот показатель в Швеции выше, чем в других развитых капиталистических странах. В 1944 г. было создано Центральное объединение профсоюзов служащих, оно объединяет около 75% служащих.

Важная роль в осуществлении политики солидарности, по замыслу архитекторов шведской модели, отводится союзам предпринимателей. Все шведские частные и государственные компании состоят в отраслевых и региональных союзах, которые объединены в головные союзы. В промышленности это - Шведский промышленный союз, во внешней торговле - Шведский союз экспортеров и т. п. Союзы зачастую играют роль всеобщих отраслевых картельных

Стр. 145

Объединений, координируют свою деятельность с зарубежными партнерами, но главная их функция - служить механизмом формулирования и осуществления коллективных интересов капитала на региональном, отраслевом, секторальном и национальном уровнях.

Свыше одной трети всех занятых в Швеции работают в компаниях, входящих в созданное в 1902 г. Объединение предпринимателей Швеции. Главная функция этой организации - участие в переговорах о коллективных договорах.

Важнейшим средством реализации политики солидарности стали коллективные договоры. Основная функция коллективного договора - сохранение трудового мира. Самое главное состоит в нормообразующей функции коллективного договора. Определено, что компания и её сотрудники не имеют права подписывать соглашения на худших условиях, чем установлены в применяемом коллективном договоре. Это обеспечивает реализацию важнейшего принципа политики солидарности - снижение уровня дифференциации ставок зарплаты через преимущественное повышение их для низкооплачиваемых работников.

Политика солидарности опиралась также на принцип "равная плата за равный труд", означающий зависимость зарплаты и ее увеличения от характера и качества труда, а не от рентабельности предприятия. Несмотря на различия эффективности, фирмы вынуждены были одинаково повышать заработную плату. Это заставляло низкорентабельные предприятия либо осуществлять рационализацию и обеспечивать требуемый уровень зарплаты, либо закрываться. Тем самым стимулировались структурная перестройка экономики, движение капиталов и рабочей силы в сторону наиболее эффективных производств. Что же касается предприятий, неспособных обеспечить требуемый уровень зарплаты, то здесь уже действовали меры государственной политики занятости, одного из интереснейших и заслуживающих особого внимания звеньев механизма социального выравнивания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: