Стоящая передо мной в данный момент чернильница создает во мне или в моем уме ментальный образ ее формы, объема, цвета и так далее. Чернильницу можно убрать, но ее ментальное изображение все-таки может продолжать существовать. Тут мы снова видим, как следствие переживает свою причину. Более того, это следствие может в любое последующее время быть вызвано к сознательному существованию, независимо от того, присутствует ли снова его первоначальная причина или же нет.
Таким образом, если основное предположение, высказанное во «Фрагментах оккультной Истины» по поводу вышеупомянутого пятого принципа — сущности, возникающей вследствие комбинации Брахмы и Пракрити, справедливо, то этот принцип, соответствующий физическому разуму, должен перестать существовать для определенного индивидуума, как только Брахма, или седьмой принцип, перестанет существовать для него; однако на самом деле это, конечно же, не так. Упомянутое основное предположение приводится во «Фрагментах оккультной Истины» для того, чтобы обосновать утверждение, согласно которому как только седьмой принцип перестанет существовать для какого-либо определенного индивидуума, шестой принцип также перестанет существовать для него. Это утверждение, конечно же, справедливо, хотя способ его изложения и приписываемые ему причины, на мой взгляд, вызывают возражения.
|
|
Говорят, что в случаях, когда человеческий разум имеет исключительно материальную направленность, а духовные устремления и мысли в нем полностью отсутствуют, седьмой принцип покидает его до или в момент смерти и шестой принцип исчезает вместе с ним. Здесь само предположение, что тенденции разума определенного индивидуума могут быть полностью материальными, влечет за собой утверждение, что в нем уже нет духовного разума, или духовного Эго. Тогда следовало бы сказать, что как только в каком-либо определенном индивидууме духовный разум прекращает свое существование, в тот же самый момент для этого индивидуума перестает существовать и седьмой принцип. Разумеется, последний при этом никуда не улетает. В случае с Брахмой никакого изменения последовательности быть не может[55]. Это утверждение просто означает, что, когда Брахма, или дух, или духовная жизнь, или духовное сознание индивидуума совсем не проявляется, седьмой принцип перестает оказывать какое-либо воздействие на судьбу такого индивидуума или осуществлять контроль над ней.
Теперь я укажу, что подразумевается (в арийской доктрине) под семью вышеперечисленными принципами.
I. Пракрити. — Основа стхулашариры, представляющая ее в вышеупомянутой классификации.
|
|
II. Пракрити и Шакти. — Это лингашарира, или астральное тело.
III. Шакти. — Этот принцип соответствует вашей камарупе. Эта сила, или энергия, помещалась древними оккультистами в набхичакре. Она может притягивать Акашу, или Пракрити, и придавать ей любую желаемую форму. Она теснейшим образом связана с пятым принципом и может быть принуждена действовать под его воздействием или контролем.
IV. Брахма, Шакти и Пракрити. — Этот принцип, опять-таки, соответствует вашему второму принципу, Дживатме. Эта сила представляет вселенский жизненный Принцип, существующий в Природе. Ее вместилищем является анахата-чакра (сердце). Это сила, или энергия, составляющая то, что называется дживой, или жизнью. Она, как вы говорите, неразрушима; и ее активность после смерти просто переносится на другую группу атомов, чтобы сформировать из них другой организм. Однако в нашей философии она Дживатмой не называется. Наши философы, как правило, относят термин Дживатма к седьмому принципу, когда он обособлен от Параматмы или Парабрахмана[56].
V. Брахма и Пракрити. — Это сочетание соответствует в нашей арийской философии вашему пятому принципу, называемому физическим разумом. По утверждению наших философов, это та сущность, в которой помещается, или пребывает, то, что называется разумом. Это самый трудный для разъяснения принцип, и настоящая дискуссия способна полностью из
менить те взгляды на него, коих мы придерживаемся.
Так что же такое разум? Это таинственное нечто, принимаемое нами за местонахождение сознания — чувств, эмоций, желаний и мыслей. Психологический анализ показывает, что это, по-видимому, есть скопление ментальных состояний и возможностей ментальных состояний, связанных тем, что называется памятью; причем считается, что это скопление имеет собственное существование, не связанное ни с одним из его отдельных состояний или идей. Но в какой сущности это таинственное нечто имеет свое потенциальное или действительное существование? Память и надежды на будущее, составляющие, так сказать, реальное основание того, что называется индивидуальностью, или ахамкарой, должны иметь где-то свое вместилище. Современные психологи Европы обычно говорят, что материальное вещество мозга как раз и является местонахождением разума, а также, что субъективный опыт прошлого, который может быть вызван в памяти и который в своей совокупности составляет то, что называется индивидуальностью, существует в нем в виде определенных непостижимых, таинственных отпечатков и изменений в нервах и нервных центрах мозговых полушарий. Следовательно, говорят они, разум — индивидуальный разум — разрушается вместе с разрушением тела, и, таким образом, после смерти нет и не может быть никакого существования.
Но среди признанных этими философами фактов имеется несколько таких, коих для нас будет вполне достаточно, чтобы разрушить их теорию. В каждой части человеческого тела беспрерывно происходят изменения. Каждая ткань, каждое мышечное волокно и нервный канал, каждый нервный узел мозга подвергается непрерывному изменению. За время жизни человека субстанция его мозга может полностью обновиться несколько раз. Но, несмотря на это, память о его прошлых ментальных состояниях остается неизменной. Могут быть добавлены новые субъективные переживания, а некоторые ментальные состояния могут быть полностью забыты, но индивидуальное ментальное состояние остается неизменным. Ощущение собственной личностной идентичности остается тем же на всем протяжении этих непрестанных изменений в веществе мозга[57]. Оно способно пережить все эти изменения и даже полное разрушение материального вещества мозга.
|
|
Вместилищем этой индивидуальности, возникающей из ментального сознания, является, по мнению наших философов, оккультная сила, или энергия, которая, так сказать, ведет регистрацию всех наших ментальных впечатлений. Сама эта сила неразрушима, хотя действием определенных враждебных причин ее проявления могут быть с течением времени изглажены — частично или полностью.
В связи с этим я могу упомянуть, что наши философы связали семь оккультных сил с семью вышеупомянутыми принципами, или сущностями. Эти семь оккультных сил в микрокосме соответствуют семи оккультным силам в макрокосме, или являются их двойниками. Ментальное и духовное сознание индивидуума становится всеобщим сознанием Брахмы, когда барьер индивидуальности полностью удален и когда семь сил в микрокосме находятся en rapport с семью силами макрокосма.
Нет ничего странного и невероятного в силе, или энергии, или шакти, несущей в себе впечатления от чувствований, идей, мыслей или других субъективных переживаний. Теперь уже хорошо известно, что электрический или магнетический ток может передавать каким-то непонятным образом «отпечатки» звука или речи со всеми их индивидуальными особенностями; подобным же образом я могу сообщить вам свои мысли передачей энергии, или силы.
Таким образом, этот пятый принцип представляет в нашей философии разум, или, выражаясь более точно, вышеописанную силу, или энергию, со всеми ее впечатлениями от ментальных состояний, а также ощущение индивидуальности, или ахамкару, порожденную их совокупным действием. Этот принцип во «Фрагментах оккультной Истины» назван просто физическим разумом. Я не знаю, что на самом деле подразумевается под этим выражением. Оно может обозначать тот разум, который встречается на очень низкой стадии развития у низших животных. Разум может существовать в различных стадиях развития — от самых низших форм органической жизни, где признаки его присутствия или действия с трудом могут быть распознаны, и до человека, в котором он достигает своего наивысшего расцвета.
|
|
Фактически, с момента появления жизни[58] и вплоть до турия-авастхи, или состояния нирваны, эволюционное продвижение происходит непрерывно. Мы поднимаемся с этого принципа до седьмого по почти незаметными ступенькам. Но в этом продвижении вперед различаются четыре стадии, отмечающие изменения особого рода — такого, что не может не привлечь внимание наблюдателя. Эти четыре стадии суть следующие:
Где жизнь (четвертый принцип) появляется.
Где существование разума становится ощутимым в соединении с жизнью.
Где высшее состояние ментальной абстракции заканчивается и начинается духовное сознание.
Где духовное сознание исчезает, оставляя седьмой принцип в состоянии абсолютной нирваны, или обнаженности.
Согласно нашим философам, рассматриваемый пятый принцип представляет разум на любом уровне развития — от второй стадии до третьей.
VI. Брахма и Шакти. — Этот принцип соответствует вашему «духовному разуму». Это, по сути дела, Буддхи (я применяю слово Буддхи не в обычном смысле, а в том, в каком его употребляли наши древние философы), другими словами, это вместилище бодхи, или атма-бодхи. Тот, кто обладает атма-бодхой во всей ее полноте, является Буддой. Буддисты очень хорошо знают, что означает этот термин. Этот принцип описан во «Фрагментах оккультной Истины» как сущность, возникающая в результате соединения Брахмы и Пракрити. Опять-таки, я не знаю, в каком специфическом смысле в связи с этим употреблено слово Пракрити. Согласно нашим философам, это сущность, возникающая из соединения Брахмы и Шакти. Я уже пояснял, что подразумевают наши философы под терминами Пракрити и Шакти.
Я уже говорил, что Пракрити, в своем первичном состоянии, есть Акаша[59].
Если рассматривать Акашу как Шакти, или Силу[60], то мое утверждение относительно исходного состояния Пракрити, вероятно, вызовет удивление и недоумение, если я не разъясню, в чем разница между Акашей и Шакти. Акаша не является, строго говоря, Венцом астрального света, она также не является, сама по себе, ни одной из шести первичных сил. Но, по большому счету, всякий раз, когда производится какой-либо феноменальный результат, Шакти действует в соединении с Акашей. И кроме того, Акаша служит основой, или адхиштаной, для передачи силовых потоков и для формирования, или создания, различных соотношений силы, или энергии[61].
В «Мантра-шастре» буква ха символизирует Ака-шу; и можно заметить, что этот слог входит в большинство священных заклинаний, направленных на производство феноменальных результатов. Но при этом он сам по себе не символизирует никакой Шакти. Так что вы можете, если хотите, называть Шакти атрибутом Акаши.
Я не думаю, что относительно сущности этого принципа может существовать какое-либо реальное различие взглядов между буддийскими и брахманскими философами.
Буддийским и брахманским посвященным хорошо известно то мистическое круглое зеркало, составленное из двух полусфер, которое, по сути дела, отражает лучи, исходящие от «неопалимой купины» и сияющей звезды — Духовного солнца, что светит в Чидакаше.
Духовные впечатления, составляющие этот принцип, заключены в оккультной силе, связанной с рассматриваемой сущностью. Последовательные воплощения Будды фактически означают периодические переносы этой таинственной силы или содержащихся в ней впечатлений. Такой перенос возможен лишь тогда, когда осуществляющий его Махатма[62] полностью отождествил себя со своим седьмым принципом, уничтожил свою ахамкару и испепелил ее в Чи-дагникундуме, а также сумел привести свои мысли в соответствие с вечными законами природы и стать сотрудником последней. Или, излагая то же самое другими словами, когда он достиг состояния нирваны — состояния конечного отрицания, отрицания индивидуального, или обособленного, существования [63].
VII. Атма. — Эманация абсолюта, соответствующая седьмому принципу. Что касается этой сущности, то на ее счет нет никакого существенного расхождения во мнениях между тибетскими буддийскими адептами и нашими древними риши.
Теперь нам следует выяснить, которая из этих сущностей может появляться после смерти индивидуума во время спиритических сеансов и производить так называемые спиритические феномены.
Утверждение спиритуалистов, что «развопло-щенные духи» конкретных людей проявляются в комнатах для сеансов, неизбежно подразумевает, что существо, появляющееся таким образом, несет на себе отпечаток какой-то определенной индивидуализированной личности.
И потому вначале нам следует выяснить, в какой сущности или сущностях заключена эта личность. Очевидно, что она связана со строением тела конкретного человека и с его субъективными переживаниями (называемыми в совокупности его разумом). После смерти индивидуума его тело разрушается; его лингашарира разлагается, а сила, связанная с нею, смешивается с потоком соответствующей силы в макрокосме. Подобным же образом третий и четвертый принципы смешиваются с соответствующими им силами. Эти сущности могут потом снова войти в состав других организмов. И так как они уже не носят никакого отпечатка индивидуальности, то спиритуалисты не вправе говорить, что развоплощенный дух человека появляется в комнате, где проводится сеанс, даже если там действительно проявилась одна из таких сущностей. Во всяком случае, у нее нет никакого способа удостовериться самой и доказать нам, что она принадлежала ранее какому-либо определенному индивидууму.
Поэтому нам лишь следует выяснить, действительно ли какая-либо из трех последних сущностей появляется в комнатах для сеансов, и если да — то с какою целью: для развлечения или же для наставления спиритуалистов. Возьмем три определенных типа индивидуумов и посмотрим на их примере, что случается с этими тремя принципами после смерти.
I. Индивидуум, в котором духовные привязанности имеют большую силу, чем земные.
II. Индивидуум, в котором духовные устремления присутствуют, но обладают лишь второстепенной важностью для него, его земные интересы занимают большую часть его внимания.
III. Индивидуум, в котором нет вообще никаких духовных устремлений, духовное Эго которого мертво или недоступно его пониманию.
В данном случае нам нет необходимости рассматривать пример совершенного Адепта. В первых двух случаях, согласно нашему предположению, духовные и ментальные переживания сосуществуют вместе, а когда существует духовное сознание (то есть существование седьмого принципа осознается), последний сохраняет свою связь с пятым и шестым принципами. Но существование земных привязанностей делает необходимой пунарджанму[64]; последняя означает развитие новой группы объективных и субъективных переживаний, составляющих новую комбинацию окружающих условий, или, другими словами, новый мир. Период между смертью и последующим рождением заполнен приготовлением, необходимым для будущего развития этих новых переживаний. В течение этого инкубационного периода, как вы его называете, дух никогда добровольно не появится в этом мире, да и не может появиться.
В этой вселенной действует великий закон, суть которого состоит в деградации субъективных переживаний до уровня объективных феноменов и в развитии первых из последних. По-другому это называется «циклической необходимостью». Человек подчинен этому закону до тех пор, пока сам не возьмет в свои руки собственную судьбу; он может выйти из-под его контроля, лишь полностью подавив все свои земные привязанности.
Новая комбинация условий, которой он будет подчинен, может быть лучше или хуже, чем те земные условия, в которых он жил прежде; но в своем продвижении к новому миру — вы можете быть в этом совершенно уверены — он никогда не обернется, чтобы взглянуть на своих спиритуалистических друзей[65].
В третьем из вышеупомянутых случаев, по нашему предположению, нет никакого проявления духовного сознания или духа; поэтому для такого человека они как бы не существуют вовсе. Это похоже на тот случай, когда какой-либо орган или способность не используется долгое время, вследствие чего они практически перестают существовать.
Но эти сущности все равно остаются в распоряжении человека и могут проявиться, если на них будет наложена печать осознания. Когда же этого нет, вся его индивидуальность сосредоточена в пятом принципе. И после смерти этот пятый принцип остается единственным представителем данного индивидуума.
Сам он (пятый принцип) не может развить для себя новую группу объективных переживаний, или, говоря другими словами, он не имеет собственной пунарджанмы. Эта сущность вполне может появляться в комнатах для сеансов, но абсурдно называть ее развоплощенным духом[66]. Это просто сила, или энергия, сохраняющая «отпечатки» мыслей или идей индивидуума, в структуру которого она первоначально входила. Иногда она призывает к себе на помощь силу камарупы и создает для себя какую-нибудь определенную 'эфирную форму (не обязательно человеческую).
Тенденции ее действий будут похожи на тенденции разума индивидуума в то время, когда он жил на земле. Эта сущность продолжает существовать до тех пор, пока «отпечатки», оставленные на силе, связанной с пятым принципом, остаются целыми. Но с течением времени они стираются, и тогда упомянутая сила смешивается с потоком соответствующей ей силы в Макрокосме, подобно реке, впадающей в море. Такого рода сущности могут являть признаки того, что индивидуумы, которым они принадлежали, обладали значительной интеллектуальной силой, поскольку достаточно мощная интеллектуальная сила вполне может сосуществовать с полным отсутствием духовного сознания. Однако это обстоятельство ни в коей мере не означает, что именно духи, или духовные Эго, умерших индивидуумов появляются в комнатах для сеансов.
В Индии есть люди, основательно изучившие природу таких сущностей (называемых пишачами). Сам я мало что могу рассказать о них из-за отсутствия личного опыта, так как никогда не вдавался в эту отвратительную, бесполезную и опасную сферу исследований.
Ваши спиритуалисты сами не ведают, что в действительности творят. С течением времени их исследования, вероятно, закончатся либо отвратительным колдовством, либо духовной катастрофой для тысяч мужчин и женщин[67].
Эти изложенные мною взгляды часто пояснялись нашими древними авторами путем сравнения хода человеческой жизни, или существования, с орбитальным движением планеты вокруг солнца. Центростремительной силой является духовное притяжение, а земное притяжение — центробежной. Если центростремительная тенденция пересиливает центробежную, планета приближается к солнцу, а индивидуум достигает более высокого уровня существования. С другой стороны, если центробежная сила превосходит центростремительную, планета удаляется на большее расстояние от солнца и движется по новой орбите на этом расстоянии, то есть индивидуум опускается на более низкий уровень существования. Это наглядно проявляется в первых двух случаях, которые я упомянул выше.
Нам следует рассмотреть только два крайних случая.
Когда планета в своем приближении к солнцу переходит черту, где центростремительная и центробежная силы полностью нейтрализуют друг друга, влияние центростремительной силы начинает неуклонно возрастать и планета устремляется к солнцу с постепенно нарастающей скоростью, чтобы в конце концов слиться с массой солнечного тела. Это как раз то, что происходит с совершенным Адептом.
Опять же, когда планета в своем отступлении от солнца достигает точки, где центробежная сила становится всемогущей, она сходит с орбиты по касательной и уходит в глубины пустого пространства. Когда планета выходит из-под контроля солнца, она постепенно теряет свою животворную теплоту и созидательную энергию, которую первоначально получала от солнца, и превращается в холодную массу материальных частиц, коим предстоит блуждать в пространстве до тех пор, пока эта масса полностью не рассыплется на атомы. Эта холодная масса при вышеупомянутых обстоятельствах сравнима с пятым принципом, тогда как тепло, свет и энергию, которые оставили ее, можно сравнить с шестым и седьмым принципами.
После приобретения новой орбиты или же в процессе своего отклонения со старой орбиты на новую планета уже не может возвратиться в какую-либо точку своей старой орбиты, так как разные орбиты, находясь на различных уровнях, никогда не пересекаются между собой.
Это образное изложение правильно разъясняет древнюю брахманскую теорию, касающуюся данного предмета. Это лишь один из аспектов того, что древние мистики называли великим Законом Вселенной.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примечание I
В связи с вышесказанным было бы желательно обратить внимание читателей на тот факт, что страна, называемая китайцами Си-цзянь, а западными географами — Тибетом, упомянута в древнейших книгах, сохранившихся в провинции Фу-цзянь (главной резиденции коренных жителей Китая), как великое средоточие оккультного знания в доисторические времена. Согласно этим записям, в ней обитали «Учителя Света», «Сыны Мудрости» и «Братья Солнца». Императору Юю «Великому» (2207 г. до Р.Х.), благочестивому мистику, приписывается обретение оккультной мудрости и заимствование установленной им системы теократии, ибо он был первым, кто соединил в Китае духовную власть со светской — именно из Си-цзяни. Это была та же самая система, что и у древних египтян и халдеев, про которую мы знаем, что она существовала в брахманский период в Индии и существует теперь в Тибете: то есть все знание, власть, мирская и сокровенная мудрость были сосредоточены внутри иерархии жрецов и ограничены их кастой. Кто были коренные жители Тибета — это вопрос, на который ни один этнограф пока не может дать вразумительного ответа. Они практикуют религию бон, их секта является до- и антибуддийской, и их можно встретить главным образом в провинции Кам. Это все, что о них известно. Но даже это могло бы оправдать предположение, что они являются хотя и сильно деградировавшими, но все же потомками своих могущественных и мудрых праотцев. Их этнический тип свидетельствует, что они не являются чистыми туранцами, а их обряды — сейчас это главным образом колдовство, заклинания и поклонение силам природы — напоминают скорее народные обряды вавилонян (судя по записям на извлеченных из земли цилиндрах), нежели религиозную практику китайской секты даосов — религии, основанной на чистом разуме и духовности (как утверждают некоторые). Даже кьелангские миссионеры, которые много общаются с этими людьми на границах Британского Лахуля и должны были бы знать их лучше других, обычно не проводят почти никакого различия между бонами и двумя соперничающими буддийскими сектами — желтыми шапками и красными шапками*. Последние с самого начала сопротивлялись реформе Цзонхавы* и всегда придерживались старого буддизма, в настоящее время в значительной степени смешавшегося с практикой бонов. Если бы наши востоковеды знали о них больше и сравнили бы древневавилонское поклонение Бэлу, или Ваалу*, с обрядами бонов, то обнаружили бы между ними неоспоримую связь. Начинать здесь дискуссию, доказывая, что происхождение коренных жителей Тибета связано с одной из трех больших рас, которые последовательно сменяли одна другую в Вавилонии, — как бы мы их ни называли: аккадийцами (название, придуманное Ф.Ленорманом) или первобытными туранцами, халдеями или ассирийцами, — не входит в нашу задачу. Как бы то ни было, имеется веская причина называть трансгималайскую эзотерическую доктрину халдейскотибетской. И если мы вспомним, что Веды пришли, согласно всем традициям, с озера Манасаровар* в Тибете, а сами брамины — с далекого Севера, то мы вправе рассматривать эзотерические доктрины всех народов, которые когда-то обладали или до сих пор обладают ими, как происходящие из одного и того же источника и, таким образом, называть эти доктрины «арийско-халдейско-тибетскими», или Всемирной Религией-Мудростью. «Ищите Потерянное Слово у иерофантов Татарии, Китая и Тибета», — таким был совет ясновидца Сведенборга.
Примечание II
Не обязательно, говорим мы. Веды, брахманизм и вместе с ними санскрит были привнесены в тот край, который мы теперь называем Индией. Они не рождены на ее почве. Было время, когда древние народы Запада подразумевали под Индией многие страны Азии, которые теперь имеют другие названия. Были известны Верхняя, Нижняя и Западная Индии — даже в сравнительно поздний период Александра; даже Персия (Иран) в некоторых классических произведениях называется Западной Индией. Страны, теперь называемые Тибетом, Монголией и Великой Татарией, рассматривались ими как составные части Индии. Поэтому, когда мы говорим, что Индия воспитала мир, сыграв роль А/та Mater цивилизации, искусств и наук всех других народов (включая Вавилонию и, вероятно, даже Египет), мы имеем в виду архаическую, доисторическую Индию — Индию того времени, когда великая Гоби была морем, а погибшая Атлантида составляла часть единого материка, который начинался у Гималаев и простирался через Южную Индию, Цейлон и Яву вплоть до далекой Тасмании.
Чтобы прояснить такие спорные вопросы, как этот, необходимо открыть и как следует изучить китайские священные и исторические хроники — хроники народа, эра которого началась почти 4600 лет тому назад (в 2697 г. до Р.Х.). Этот народ, столь дисциплинированный и предвосхитивший некоторые из самых значительных изобретений современной Европы и ее превозносимой ныне до небес науки — такие, как компас, порох, фарфор, бумага, книгопечатание и др., — знавший и использовавший их за тысячи лет до того, как они были заново открыты европейцами, заслуживает, как нам кажется, некоторого доверия к своим письменным сочинениям. А в китайской литературе — от Лао-Цзы* и до Сюан-Цзяна — содержится множество намеков и ссылок на этот остров и на мудрость Гималайских адептов. В книге «Цикл буддийских писаний китайцев» преподобного Самуэля Биля есть глава «О буддийской школе Тяньтаи» (с. 244-258), которую нашим оппонентам следовало бы прочитать. Переводя уставы этой наиболее прославленной и священной китайской школы и секты, основанной в 575 году нашей эры Чжии (мудрец), и дойдя до фразы, которая гласит: «То, что связано с цельным одеянием (без швов), которое носят Великие Учителя Снежных Гор, школы Химаватов» (с. 256), этот европейский переводчик ставит после нее вопросительный знак. Да и чего еще от него можно было бы ожидать? Ведь статистические данные о школе «Хаймаватов», то есть о нашем Гималайском Братстве, в общих индийских переписях отсутствуют. Далее, м-р Биль переводит правило, в котором упоминаются «великие наставники более высокого ранга, живущие в глубинах гор вдали от людей», т.е. араньяки, или отшельники.
Таким образом, судя по данным традиции, наряду с историческими (для них самих) записями на сей счет, сохранившимися в китайских и тибетских священных книгах, эта легенда о древнем острове по сей день живет среди народа Тибета. Этого прекрасного острова более нет, но само место, где он когда-то процветал, сохранилось, и оно хорошо известно некоторым «великим Учителям Снежных Гор», невзирая на те топографические изменения, которые произошли с ним в результате ужасного катаклизма. Полагают, что каждый седьмой год эти Учителя собираются в Шам-Ча-Ло, «Счастливой Стране». Согласно распространенному верованию, она находится на северо-западе Тибета. Некоторые полагают, что она расположена в неисследованных центральных областях, недоступных даже для бесстрашных кочевых племен; другие ограничивают ее цепью гор Гангдисри и северной окраиной пустыни Гоби — с юга и с севера, и более густонаселенными областями Кундуза и Кашмира на территории Гья-Пхелинг (Британской Индии) и Китаем — с запада и с востока, что предоставляет любознательному уму довольно значительное пространство для поисков ее местоположения. Третьи отводят ей место между горами На-мур-Нур и Куньлунь, но все до единого твердо верят в Шамбалу (Шам-бха-ла) и говорят о ней как о плодородной сказочной стране — некогда острове, а теперь оазисе несравненной красоты, месте встречи наследников эзотерической мудрости богоподобных обитателей этого легендарного острова.
Пожалуй, будет полезно, в связи с этой доисторической легендой об Азиатском море и Атлантическом материке, упомянуть тот факт (известный всем современным геологам), что на гималайских склонах найдены геологические доказательства того, что материал, из которого сложены эти величественные вершины, был когда-то частью океанского дна.
Примечание IV
Мы уже отмечали, что, по нашему мнению, вся разница между буддийской и ведантийской философиями заключалась в том, что первая была своего рода рационалистическим ведантизмом, тогда как последнюю можно рассматривать как трансцендентальный буддизм. Если арийский эзотеризм использует термин дживатма для обозначения седьмого принципа — чистого и per se бессознательного духа, то только потому, что веданта, постулируя три вида существования: 1) парамартхика (истинное, единственно реальное), 2) вьявахарика (практическое) и 3) пратибхасика (видимая или иллюзорная жизнь), считает, что именно первая жизнь, или джива, является единственной истинно существующей. Брахма, или Истинная Сущность, — ее единственный представитель во Вселенной, так как это Всемирная Жизнь in toto, тогда как две другие суть лишь ее «феноменальные проявления» — воображаемые и порождаемые неведением иллюзии, внушаемые нам нашими слепыми чувствами. Буддисты, напротив, отказывают как в субъективной, так и в объективной реальности даже этому единому Самосуществованию. Будда заявляет, что нет ни Творца, ни Абсолютного Существа. Буддийский рационализм всегда очень живо реагировал на непреодолимую трудность допущения единого абсолютного сознания; говоря словами Флинта: «Где сознание, там и относительность, а где относительность, там дуализм». Единая Жизнь есть либо «Мукта» (абсолютная и необусловленная), которая не может иметь никакого отношения к чему-либо или кому-либо, или же это «баддха» (ограниченная и обусловленная), и тогда она не может быть названа Абсолютной; и кроме того, эта ограниченность необходимо влечет за собой существование другого божества — столь же мощного, как первое, чтобы объяснить все то зло, которое есть в этом мире. Следовательно, тайная космогоническая доктрина арахатов допускает только один абсолют — неразрушимое, вечное и несотворенное Бессознание (если можно так перевести) — элемент (это слово используется за отсутствием лучшего термина), абсолютно независимый от всего остального во Вселенной, нечто всегда присутствующее или вездесущее, Присутствие, которое всегда было, есть и будет, независимо от того, существует ли рядом какой-нибудь Бог, боги или же вовсе ничего, есть ли вселенная или же ее нет; существующее на протяжении вечных циклов Маха-юг, причем как во время пралайи, так и во время периодических манвантар; а еще это Пространство, поле деятельности вечных Сил и естественного Закона, основа (как м-р Субба Роу правильно называет его), на которой строятся вечные и бесконечные комбинации Акаши-Пракрити, направляемые бессознательными ритмическими пульсациями Шакти — дыхания, или силы, сознательного божества, как сказали бы теисты, или вечной энергии вечного, бессознательного Закона, как сказал бы буддист. Следовательно, Пространство, или «Фан, Барнанг» (Маха-Шуньята), или, как его называет Лао-Цзы, «Пустота», составляет сущность буддийского Абсолюта. (См. «Восхваление Бездны» Конфуция.) Слово джива поэтому никогда не могло быть применено архатами к седьмому принципу, так как только в результате сочетания, или контакта, с материей Фохат (активная энергия у буддистов) может развить активную сознательную жизнь; и на вопрос: «Как Бессознательность может породить сознание?» ответ может быть следующим: «Обладало ли самосознанием семя, породившее Бэкона или Ньютона?»