Продолжая ту же самую тему, я хотел бы указать также на то, что м-р Синнетт не включил в свою книгу многие факты и пояснения, которые мог бы дать даже на основании той скупой информации, которая имелась в его распоряжении: в частности, по вопросам космогонии, природы Пуруши и Пракрити, зародышей, из которых развились элементы, и некоторым другим, упоминавшимся выше. Представляется вполне естественным объяснение, что ограниченность собственных познаний настоятельно требовала от м-ра Синнетта соблюдать осторожность. Но помимо этого можно назвать и другие причины, побудившие его придерживаться подобной политики. Уверен, что вдумчивое и беспристрастное ознакомление с ними сможет убедить читателя в их основательности:
I. Практически каждая религия, каждая догматическая система теологии имеет свои собственные непререкаемые мнения из фундаментальных философских вопросов; и это обстоятельство в немалой степени подпитывало сектантскую и казуистическую борьбу, неослабно свирепствовавшую на протяжении тысячелетий. В наши дни, когда вопросы и исследования поощряются, эти противоречия могут быть преодолены, но не обращением к авторитету той или иной религиозной книги или религиозного учителя, а введением в дискуссию того самого научного метода, который уже подтвердил свою надежность и полезность в других областях человеческого исследования. Но данный метод требует, чтобы все феномены, способные пролить свет на эти важнейшие вопросы, самым тщательным образом проверялись и изучались. Необходимо также скрупулезно изучить природу следствий, прежде чем можно будет сделать сколь-нибудь обоснованные выводы относительно природы их причин. Это единственный путь, доступный широкой публике. Только посвященный может воспринимать вечные истины силою своей развитой духовности; и те, кто ему доверяет, могут принимать его суждения на веру. Но секреты посвящения нельзя сделать достоянием публики, а если даже и попытаться, то вряд ли в наши дни их воспримут без существенных искажений, просто полагаясь на авторитет пусть даже самого совершенного из адептов. Поэтому сейчас, когда религиозные предрассудки все еще сильны, а публика еще не имеет достаточной научной подготовки для того, чтобы проверить справедливость учений Гималайских Махатм, нежелательно публиковать эти учения иначе как фрагментарно.
|
|
II. Как уже было указано, Махатмы вовсе не собираются становиться наставниками человечества; не стремятся они и к тому, чтобы человечество, или какая-то его часть, или даже кто-либо из членов нашего Общества отказывался от своих прежних религиозных воззрений и безоговорочно соглашался с ними во всем. И поскольку любые омментарии к фундаментальным вопросам неизбежно будут противоречить религиозным догматам, превалирующим в различных частях цивилизованного мира, то их появление в настоящий момент было бы преждевременным. Их время наступит только тогда, когда публика будет готова проверять истинность своих религиозных догм так же, как она находит возможным проверять истинность научных гипотез. Короче
говоря, Учителя должны ждать, пока человечество не разовьется до уровня духовной интуиции, или же им придется взвалить на себя неподъемный груз ответственности за попытку искусственно навязать этот преждевременный психический рост. Даже самого небольшого оккультного опыта достаточно для того, чтобы понять, насколько бесплодной была бы эта попытка, насколько сокрушительным был бы ее провал и какой ужасной оказалась бы наступившая в результате ответная реакция, поддайся они такому
искушению.
|
|
III. Большинству затронутых в «Эзотерическом буддизме» вопросов невозможно дать исчерпывающее объяснение, не раскрыв попутно те или иные секреты посвящения.
IV. Выразить на английском языке связанные с эзотерическими вопросами абстрактные метафизические идеи крайне сложно. Если заблаговременно не позаботиться о внедрении основных понятий в сознание западных читателей, любая попытка дать полное и исчерпывающее истолкование этих вопросов на языке повседневной жизни чревата взры
вом негодования, неминуемым крахом и может привести к опасным заблуждениям.
V. Следует откровенно признать, что м-р Синнетт и сам не смог до конца понять некоторые учения, переданные ему Махатмами (такие, например,
как роль 8-й сферы в системе эволюции и посрамление, коему была подвергнута видимая луна), поскольку у него не было возможности получить необходимые дополнительные пояснения за короткий период пребывания в штаб-квартире, по пути в Англию. Потому-то м-р Синнетт и не решился подвергать последовательному анализу с позиций эзотерической философии Гималайских Махатм никакие темы, кроме одной. Однако план м-ра Синнетта идеально соответствовал намерениям Учителей и прекрасно сочетался с программой, разработанной для наставления Теософского Общества. Словом, «Эзотерический буддизм» изначально не планировался как целостное и систематизированное изложение религиозной философии Посвященного
Братства или как авторитетное провозглашение взглядов Учителей, предназначенное для всех теософов, от которых требуется признать его «безусловно окончательным и бесповоротным». Эта книга должна была стать просто весомым вкладом в общий объем информации, которую Теософское Общество может и должно накапливать, чтобы когда-нибудь создать на ее основе целостную философскую систему. Так что если кто-то из членов Лондонской
Ложи ожидал, что эта публикация м-ра Синнетта станет ниспосланным «в период жесточайшего кризиса официальным обращением к миру, впервые в мировой истории раскрывающим (все) самые священные тайны существования», то он глубоко заблуждался; и если кто-то надеялся увидеть в книге готовые рекомендации для достижения «совершенной системы мышления и совершенного образа жизни», а теперь разочарован, то ему некого винить в своем разочаровании. Совершенно несправедливо называть книгу м-ра Синнетта запутанной и недостоверной и недооценивать важность услуги, оказанной им Теософской Ассоциации из-за того лишь, что эта книга не смогла удовлетворить необоснованные ожидания некоторых теософов, чей оптимизм возобладал над рассудительностью.
Чтобы доказать обоснованность своих утверждений, постараюсь продемонстрировать, насколько оправдана критика миссис Кингсфорд и м-ра Мейт-ленда и в какой мере она ошибочна и беспочвенна.
|
|
Удобства ради попробую распределить высказывания миссис Кингсфорд и м-ра Мейтленда из «Эзотерического буддизма» по темам, которым они посвящены. И начну с их критики в адрес взглядов м-ра Синнетта на природу Пуруши и Пракрити.
Первое и самое главное возражение м-ра Мейтленда против «Эзотерического буддизма» состоит в том, что в нем изложено явно атеистическое учение и что его высказывания относительно природы и свойств Парабрахмана противоречат друг другу. Впрочем, этот критик признает, что многие цитаты, заимствованные им из сочинений м-ра Синнетта, не являются атеистическими по своему звучанию и что в них ясно утверждается существование Вселенского Духовного Принципа, предшествовавшего «всем организованным и производным существам»: этот принцип называется Парабрахманом и характеризуется как «движение, одушевляющее космическую материю», и как «энергия вселенной». Я полагаю, что если какая-либо тема представлена в книге в виде множества разрозненных высказываний, то, согласно признанному правилу интерпретации, для определения авторских взглядов на сей счет необходимо выявить их все и самым дотошным образом сравнить между собою, а также непременно учесть и критически рассмотреть контекст, в котором они появляются, но никогда нельзя судить по буквальному значению отдельных слов или фраз. И если рассматриваемая тема сопряжена с метафизическими или философскими трудностями, а фразеология, используемая различными авторами для ее изложения, представляется до крайности туманной и запутанной по причине множества различных дополнительных значений, которые могут быть присвоены словам, то применение упомянутого метода становится просто необходимым. А в случае с «Эзотерическим буддизмом» эта необходимость еще более усугубляется тем, что его автор воздерживается от детального и последовательного обсуждения рассматриваемых тем. Однако критик м-ра Синнетта счел возможным отступить от этого принципа ради неблагодарной цели выявить противоречия и абсурдные утверждения там, где их на самом деле нет. Он уверяет нас, что учение, «открыто признаваемое» в «Эзотерическом буддизме», является «откровенно атеистическим». Однако я не нашел ни в одной части книги ничего похожего на открытое признание подобного рода, да и сам критик не указывает номер страницы, на которой его можно было бы увидеть и прочесть. Следовательно, это утверждение критика — всего лишь его собственная догадка, и для подтверждения этой странной догадки выстраивается довольно странная и извилистая цепь рассуждений. Сказано, что слово «атеистический» в данном случае — «не упрек, а эпитет». Но вот эпитет чего — об этом истец умалчивает, хотя это абсолютно необходимо для взвешенной оценки правильности его рассуждений и справедливости выводов. Читателям предложено самим теоретизировать, исходя из выдвигаемых им аргументов. А это нелегкая задача, поскольку все аргументы — как за, так и против его выводов — изложены в совершенном беспорядке. Если же обобщить их и систематизировать, то все доводы в поддержку его умозаключений можно сформулировать следующим образом:
|
|
I. Нам говорят, что с точки зрения «Эзотерического буддизма» «Парабрахман, или дух материи, — это движение».
П. «В другом месте (с. 153) он назван энергией».
Утверждается, что концом всякого существования является «присоединение человеком своей очищенной индивидуальности к общей сумме всего сознания, называемой эзотерическими метафизиками абсолютным сознанием, которое есть бессознательность».
«Отрицается (м-ром Синнеттом) существование Бога — на том основании, что оное было бы несовместимым со свободой человеческой воли».
Попробую проанализировать эти доводы по пунктам.
I. Самый первый аргумент, используемый критиком в поддержку собственных умозаключений, неверно передает авторскую мысль. М-р Синнетт говорит, что непроявленной основой проявленного космоса является «материя, оживляемая движением, ее Парабрахманом, или духом» (с. 183). Но движение, оживляющее космическую материю, не тождественно движению вообще. Движение крикетного мяча, например, нельзя считать движением, оживляющим материю. И молекулярное движение частиц разлагающегося тела — это, конечно же, тоже движение, но оно никоим образом не оживляет мертвое тело. М-р Синнетт не случайно добавляет уточняющую фразу. Буддийские философы нередко называют Парабрахман «Единой Жизнью»; а адвайтисты видят в нем Махачайтанью (эквивалентный термин). Даже каббалисты описывают Эйн Соф как «Жизнь, которая не является жизнью». И слово «оживляет» как раз и призвано обратить внимание читателя на эту особенность Парабрахмана. Поэтому я не вижу никакого противоречия в том, что Параматма в дальнейшем тоже наделяется признаками движения. Если тепло, свет и электричество суть проявления или следствия неких определенных видов движения и точно так же современная наука рассматривает весь уровень материальной деятельности, то нет ничего нелепого в утверждении, что жизнь, заключенная в Мулапракрити и проявляющаяся в различных формах в дифференцированной и организованной Пракрити, тоже есть только следствие некоего мистического движения. Возможно, м-р Мейтленд скажет нам на это, что Первопричина не может обладать сущностными признаками движения, так как для создания этого движения потребовалась бы какая-нибудь предшествующая сила или энергия. Однако это вовсе не обязательно, поскольку, вникнув в суть существующих в природе сил и энергий, можно убедиться в том, что каждая из них заключает в себе тот или иной вид движения. Если правильно сформулировать авторское мнение, то оно сводится к тому, что Парабрахман пронизывает всю бесконечную протяженность космической материи, Мулапракрити, и, следовательно, каждую ее дифференцированную и организованную форму, что он обладает сущностными признаками движения и что характерная черта этого движения состоит в том, что жизнь, существующая в Космосе повсюду, — как в первичных, так и во вторичных своих аспектах — является проявлением его результатов. Мы вовсе не заявляем, что и вышесказанное является исчерпывающим описанием Парабрахмана, но утверждаем, что это верное изложение одного из его аспектов. Пусть критик доказывает, если хочет и если может, что это описание некорректно, но для чего ему уходить от основного вопроса, прячась за завесой не относящихся к делу рассуждений? Если это, по его мнению, атеизм — пусть будет атеизм, м-р Мейтленд имеет полное право на собственную трактовку изложенных фактов.
II. Второй аргумент в поддержку точки зрения критика тоже основан на превратном истолковании авторского мнения. На странице 153 своей книги м-р Синнетт определяет Парабрахман с точки зрения философии адвайты. Вот это определение: «Таким образом, Брахма, или Парабрахман, — это пассивный, немыслящий, бессознательный принцип, но в то же время сущность, единая жизнь, или энергия вселенной». И на этом основании м-р Мейтленд утверждает, что автор называет Парабрахман энергией (очевидно, любой формы)! Он также настаивает на том, что принцип, или сущность, обладающая атрибутами движения, никак не может считаться «энергией вселенной», очевидно, забывая о том, что движение как абстракция — это одно, а объект в движении — совершенно иное. Он определяет энергию как причину движения, и если движение ни при каких обстоятельствах не может быть энергией, то, по мнению этого джентльмена, один вид движения никак не может являться причиной другого. Например, следуя его утверждению, было бы неправильным утверждать, что частицы пара, движимые присущей им тенденцией к расширению, могут приводить в движение паровую машину! Полагаю, этого достаточно, чтобы убедиться в том, что точка зрения м-ра Синнетта исключает подобную нелепость. Энергия — это всего лишь статический аспект движения, а движение — кинетический аспект энергии. Парабрахман объединяет в себе оба эти аспекта. Во время пралайи — это общая сумма всей энергии Бесконечной Вселенной, а в период космической активности он проявляет себя как движение космической материи, являющейся основой жизни во всех ее формах и аспектах. Однако и это, в глазах м-ра Мейтленда, тоже атеизм.
Сложно понять, каким именно образом третий аргумент подтверждает предъявленное обвинение в атеизме. Автор утверждает, что сознание, приобретаемое в нирване, является «абсолютным сознанием», которое есть «не»-сознание. Это сознание абсолютно, поскольку душа пребывает в прямом контакте со вселенским разумом (Адам Кадмону каббалистов и Адонай у иудеев), но в то же время это бессознательность, так как не может быть
отождествлено ни с одним из известных нам состояний сознания. Однако и на это нам говорят, что мы имеем дело с атеистическим учением. Следовательно, по мнению м-ра Мейтленда, учение, утверждающее, что сознание, приобретаемое в нирване, или высшей сфере рая[81], не похоже на сознание, знакомое человеку по объективному состоянию существования, должно считаться атеистическим, потому что, согласно эзотерической философии нашего оппонента, все обстоит совсем не так. Похоже, что по его представлениям даже на Небесах мы не будем лишены привычных радостей и развлечений, таких, как пикники, театры и показы мод.
Четвертый и последний довод в поддержку выдвинутого обвинения вообще не имеет под собою никаких оснований, исключая разве те, что существуют исключительно в воображении ученого вице-президента «Лондонской Ложи». На странице 185 своей работы автор просто сообщает, что изложенные в ней учения свободны от тех затруднений, которые обычно возникают в связи с учением о свободной воле и предопределении в их традиционном, теологическом значении. На это оппонент м-ра Синнетта заявляет, что доктрина эзотерического буддизма стремится избавиться от идеи бога (вероятно, собственной «идеи» м-ра Мейтленда), дабы избежать упомянутых затруднений. Это замечание полностью ошибочно. В эзотерической доктрине Парабрахман вовсе не является гипотетической идеей. Если нужды логики и теоретической метафизики до сих пор не заставляли учеников, постигающих эзотерическую науку, уточнять свое мнение относительно природы «первопричины», то только потому, что они приобретают свои знания менее опосредованным способом, и поскольку они — гностики до мозга костей, то просто нелепо подозревать их в агностицизме. Высокоразвитая духовность и острое интуитивное восприятие позволяют им постигать истину без оглядки на затруднения теоретической религиозной философии, отягощающие западные умы. М-р Мейтленд просто пытается бросить тень недоверия на «Эзотерический буддизм» с помощью натянутых и искусственных умопостроений в сочетании с бесконечной и бессмысленной полемикой из свободной воли и предопределения, действительно занимающей видное место в сфере западного религиозного мышления, но блистающей своим неизменным и отрадным отсутствием в индусской и буддийской религиозной философии.
Из вышесказанного становится ясным, что а) по мнению нашего критика, отрицание персонифицированного Бога является вопиющим атеизмом; и б) что учения «Эзотерического буддизма», в их подлинном авторском изложении, никоим образом не являются непоследовательными, нелогичными или ненаучными; просто м-р Мейтленд слишком увлекся собственными мыслями, так и не вникнув должным образом в суть критикуемых им учений. Каковы бы ни были эти учения, несомненно одно: они не являются ни атеистическими, ни даже материалистическими в обычном смысле этих понятий, а если уж и давать им какую-то характеристику, то надлежит признать их пантеистическими. Похоже, что м-р Мейтленд вкладывает в понятие атеизма куда более сложное, в сравнении с обычным, значение. С его точки зрения, атеистом следует считать того, кто верит в учения эзотерического буддизма или же разделяет мнение м-ра Синнетта относительно Пара-брахмана. И это единственный вывод, который можно извлечь из всей дискуссии!
Вторая часть возражений м-ра Мейтленда сводится к тому, что в «Эзотерическом буддизме» встречаются фразы, косвенно указывающие на некое «сознательное, разумное и, следовательно, личностное существо, возникшее прежде всех организованных или производных существ»; таким образом, получается, что м-р Синнетт противоречит своим собственным, рассмотренным выше, утверждениям. Однако мотивировка этого нового возражения столь же неубедительна, что я и намерен доказать ниже.
Такие фразы, как «цели природы», «непрестанные усилия, прилагаемые природой», и другие, им подобные, вовсе не подразумевают существование «личного» Бога. И я весьма удивлен тем, что такого рода аргументы могут использоваться в серьезной философской дискуссии. Каждый человек, верящий в суточное вращение Земли, обычно говорит о восходах и заходах солнца. Но разве можно при этом всерьез утверждать, что некорректность этих терминов свидетельствует о несостоятельности теории суточного вращения? Данный аргумент очень напоминает то (не менее беспочвенное) возражение, что было выдвинуто против космологической теории Миля, будто бы используемый им бытовой, безыскусный язык свидетельствует в пользу реалистической теории. Английский язык, как и прочие языки, не был специально создан философами, устами которых глаголет непререкаемая истина. Его создали нужды повседневной жизни и здравый смысл английской нации, а потому от него невозможно требовать какой-то особенной философской проницательности. Если признать возражение м-ра Мейт-ленда, то из философских сочинений надлежит аккуратно вычистить всю образную речь и все метафорические фразы. Однако если у этого возражения все-таки есть какое-либо реальное обоснование, то оно сводится к тому, что существование в процессе космической эволюции хоть какой-нибудь закономерности следует признать доказательством существования личного Бога. Впрочем, этот вопрос будет подробнее рассмотрен ниже, в связи с выводами, сделанными м-ром Мейтлендом из существования космических законов.
Наш критик сообщает далее, что в сообщениях м-ра Синнетта относительно 7-го принципа в человеке все-таки просматривается теизм, что опять же свидетельствует о противоречивости его «Эзотерического буддизма».
Однако попытки м-ра Мейтленда отыскать теизм, «хотя и в иной форме» выражения, представляются малоубедительными. Хотя сам термин [теизм] «настоятельно» отвергается, сама его идея остается в таких выражениях, как «Седьмой Принцип» (с. 179), или «Вселенский Дух», о которых говорится как о «существующих повсюду и управляющих материей, вызывающих существование самого человека и мира, в котором он живет, а также тех состояний, к которым он стремится». Сказано также, что Седьмой Принцип, непостижимый для нас на нашем нынешнем уровне просветления, — это «единственный бог, признаваемый эзотерическим знанием, и все его персонификации могут быть только символическими». Нам говорят, что это «всепроникающий Судия, коему люди должны говорить только правду». К сожалению, м-р Мейтленд не счел нужным дать определение слову «теизм» и тем самым лишил нас возможности изучить процесс создания им этой новой веры на основании процитированных выше фраз из «Эзотерического буддизма». Поэтому все, что нам остается при данных обстоятельствах, это доказать, что, хотя в заявлениях м-ра Синнетта и содержится слово «Бог», это ни в коей мере не свидетельствует о признании им личного Бога. И начнем мы с того, что не следует превращать «Седьмой Принцип», или «Вселенский Дух», в Иегову на основании одной только фразы, не обратив предварительно внимание на то, что говорится на данную тему в других фрагментах книги. Так, например, в одном из случаев (с. 176) м-р Синнетт говорит: «Важнейшими и основными свойствами Вселенского Духовного Принципа — бессознательного, но вечно действующего подателя жизни — являются расширение и излучение; а для Вселенского Материального Принципа — поглощение и оплодотворение». И далее на той же самой странице и на следующей полностью отвергается идея творения. Не вдаваясь в детали фразеологии, используемой м-ром Синнеттом, хотя точно такой же пользуются все каббалисты и Элифас Леви* в своей «Догматы и ритуал высокой магии», и даже великая книга «Киу-те»* — я могу с уверенностью утверждать, что ни один теист не зайдет настолько далеко, чтобы объявить автора «Эзотерического буддизма» своим собратом по вере. Мы уже указывали на несостоятельность «фразеологических» аргументов — вроде того, что м-р Синнетт употребляет такие слова, как «Бог» и «Судия». И действительно, подобного рода критика очень напоминает критику лэмовского* шотландского друга, чей «утонченный вкус» оскорбляли даже самые привычные словообороты.
Вся эта дискуссия о теистическом или атеистическом характере «Эзотерического буддизма» как нельзя лучше свидетельствует о том, что сам критик крайне слабо разбирается в буддизме вообще и в эзотерическом буддизме в частности. Система, одна часть которой является теистической, а другая — атеистической, не может считаться ни той ни другой, но это еще не повод обвинять ее в противоречивости, поскольку возможен и третий путь. И пока наш критик не докажет, что разделение вышеописанной религиозной философии на теизм и атеизм носит дихотомический* характер, едва ли ему следует говорить о совершенно непримиримых «несоответствиях и противоречиях», допущенных м-ром Синнеттом. В то же время позиция м-ра Мейтленда говорит о том, что он крайне слабо знаком с возвышенным монизмом пантеистической философии, проповедуемым нашими великими школами. Похоже, что м-р Мейтленд попытался уместить учения, изложенные в «Эзотерическом буддизме», в прокрустово ложе своих собственных идей, но, так и не преуспев в этом деле, пытается теперь дискредитировать их как непоследовательные и внутренне противоречивые. С тем же успехом можно считать Шанкарачарью — этого великого оккультиста и адепта всех эпох, основателя школы адвайты и религиозного учителя, последователей которого по сей день называют праччхана-бауддха (скрытыми буддистами), сегодня атеистом, а завтра — теистом.
Другой аргумент, приводимый м-ром Мейтлен-дом (с. 15), сводится к следующему: коль скоро наличие закона предусматривает «законодателя», выражением воли которого этот закон является, то м-р Синнетт, таким образом, говоря о «законе эволюции», косвенно указывает на существование личного Бога, воля которого проявляется в виде Вселенского закона. Этот аргумент выглядит еще более странно. И мне с трудом верится, что ученый вице-президент Лондонской Ложи не видит разницы между высшей законодательной властью в политической организации и механизмом действия причинно-следственных связей в природном законе, тем более что данная тема уже рассматривалась во всех подробностях такими выдающимися мыслителями, как Миль и Остин. Но еще более невероятно то, что миссис Кингсфорд, при всех ее природных дарованиях, покровительствует этому интеллектуальному убожеству! Хотя совершенно ясно, что все высказывания м-ра Мейт-ленда насчет «теистических цитат» и «описаний того, что теисты называют личным Богом», являются всего лишь необоснованными предположениями.
Далее рассматривается пункт, против которого представлены возражения, демонстрирующие абсолютно неправильную трактовку точки зрения м-ра Синнетта. «Далее сказано, — пишет м-р Мейт-ленд, — что это Вечное Нечто, хотя и представляет собой не более чем Материю, Движение, Пространство и Протяженность, состоит из двух принципов — Универсального Духовного Принципа и Универсального Материального Принципа, которые, будучи отделенными друг от друга, остаются бессознательными и несуществующими, и только после своего соединения (не сказано, кем и как осуществляемого) становятся сознанием и жизнью».
Прежде чем переходить к ответу на возражения против того, что якобы сказал в данном случае м-р Синнетт, необходимо выяснить, что же было сказано им в действительности. На странице 176 «Эзотерического буддизма» читаем следующее: «Во Вселенной есть одно вечное, непреходящее нечто, которое даже Вселенские Пралайи обходят стороной, не разрушая. Его можно считать одновременно Пространством, Протяженностью, Материей и Движением; но не как нечто, обладающее этими четырьмя атрибутами, а как нечто, постоянно являющееся всеми этими четырьмя категориями сразу. А эволюция начинается только с возникновением атомной полярности, порождаемой движением. В космогонии положительная и отрицательная (или активная и пассивная) силы соответствуют мужскому и женскому принципам. Духовный поток проникает сквозь завесу космической материи, активный принцип притягивается пассивным, и если призвать на помощь своему воображению древнюю оккультную символику, то можно вспомнить великого Нага — змия, символ вечности, пытающегося ухватить зубами собственный хвост, создавая тем самым цикл (или, вернее, циклы) вечности. Важнейшими и основными свойствами Вселенского Духовного Принципа — бессознательного, но вечно действующего подателя жизни — являются расширение и излучение, а для Вселенского Материального Принципа — поглощение и оплодотворение. Будучи отделенными друг от друга, они остаются бессознательными и несуществующими и только после своего соединения становятся сознанием и жизнью». Если это не настоящая ортодоксальная каббалистика и «герметическая философия», в «особых симпатиях» к которой признается миссис Кингсфорд, тогда Эли-фас Леви напрасно писал свои теистические «Догматы и ритуал высокой магии»! Пусть члены Лондонской Ложи раскроют его первый том, прочтут то, что этот великий учитель христианской эзотерической Доктрины пишет на данную тему на страницах 123-126 и далее, и затем делают собственные выводы. Язык м-ра Синнетта — это язык каждого оккультиста, не желающего подменять собственными фантазиями признанные теории древней герметической философии[82].
Судя по цитатам из текста книги, приводимым м-ром Мейтлендом, и особенно по фрагментам, выделенным курсивом, м-р Синнетт имел в виду вовсе не то, что Вечное Нечто «состоит» из двух упомянутых принципов, но только то, что последние представляют собой два противоположных центра излучения силы — два полюса, порождаемые Па-рабрахманом и рассматриваемые как оживляющее движение Вселенной (Пуруша) и неиссякаемый источник материального существования (Пракрити). Если принять это к сведению, многие затруднения м-ра Мейтленда разрешаются сами собой. Разумеется, Вселенский Духовный Принцип, или Пуруша, не существует как самостоятельная сущность во время Ма-хапралайи, но смешивается с Пракрити (Материальным Принципом), и оба они пребывают в своем вечном и невыразимом состоянии Парабрахмана[83]. Когда же вследствие действия причинно-следственной цепи, воплощенной в Парабрахмане, пробуждается излучающий импульс, оба принципа возобновляют свое существование и создают в процессе своего взаимодействия проявленный Космос. Некоторые рассуждения могут помочь нам осознать тот факт, что до наступления момента эманации ни о какой двойственности не может быть и речи. Первичная двойственность, Пракрити и Пуруша, являются необходимыми условиями существования друг друга. М-р Синнетт недвусмысленно указывает на это обстоятельство, когда говорит об «атомной полярности, порождаемой движением». Один полюс не может существовать без другого. И потому не приходится сомневаться в том, что именно имел в виду м-р Синнетт, когда написал: «Будучи отделенными друг от друга, они остаются бессознательными и несуществующими и только после своего соединения становятся сознанием и жизнью», благодаря своей двигательной способности, буддийскому Свабхавату[84]. Следующее возражение м-ра Мейтленда сводится к следующему: если Пуруша «бессознательна» и Пракрити «бессознательна», то откуда же вообще эволюционирует сознание? Первое, с чем здесь следует разобраться, это истинная природа Пракрити и Пуруши. В двух словах о ней, конечно же, не расскажешь, но в этом и нет теперь никакой необходимости, поскольку я во всех подробностях раскрыл эту тему в своей статье, опубликованной в «Theosophist» за минувший июль (vol. IV, № 10), и любой читатель, желающий узнать подробности, может к ней обратиться.