Система и статус таможенных органов РФ. Функции таможенных органов. Правовой статус физических и юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений

Таможенные органы РФ - это государственные органы исполнительной власти, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств - членов таможенного союза, согласно ст.6 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Система таможенных органов (ст. 10 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ)

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС) РФ;

Федера́льная тамо́женная слу́жба (ФТС Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации.

2) региональные таможенные управления (РТУ); Территориальные РТУ - соответствуют федеральным округам Российской Федерации. Специализированные РТУ призва­ны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций. К специализиро­ванным РТУ относятся: региональное оперативно-поисковое управление,

региональное таможенное управление радиоэлектронной безопас­ности объектов таможенной инфраструктуры,

региональное таможенное управление организации силового обеспече­ния,

центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление.

3) таможни; (часто, но не всегда соответствуют субъектам Российской Федерации) осуществляют свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредственным руководством РТУ

4) таможенные посты (пограничные и внутренние таможни и таможенные посты; акцизные, энергетические, автотранспортные, морские, воздушные, железнодорож­ные, таможни и таможенные посты, почтовые таможенные посты, центральные (базовая и кинологический центр ФТС России) оперативные таможни.

Создание, реорганизация и ликвидация РТУ, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Компетенция конкретных таможенных органов, регион их деятельности определяются ФТС РФ.

В систему таможенных органов входят и иные, не являющиеся правоохранительными органами учреждения с их специфическими функциями: научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями,

7) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

8) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Субъектами таможенного права могут являться как физические (индивидуальные граждане), так и юридические лица (различные организации), осуществляющие перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. При этом они наделены особенными субъективными правами в области таможенных правоотношений, возникающих при перемещении через таможенную границу. Юридические и физические лица РФ в равной степени обладают правами на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Юридические лица (коллективные субъекты таможенных правоотно­шений) подразделяются на две группы: участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Участниками ВЭД, как правило, являются получатели либо от­правители товаров, указанные в товаросопроводительных документах.Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела(Таможенный представитель,Таможенный перевозчик, Владелец склада временного хранения,  Владелец таможенного склада,Владелец магазина беспошлинной торговли,Уполномоченный экономический оператор)

Мерой ограничения деятельности юридических лиц во внешней торговле является мера введения лицензирования на определенные виды деятельности.

Физическими лицами являются граждане государств членов таможенного союза, иностранные граждане и лица без гражданства, перемещающие через таможенную границу товары или транспортные средства. Установлены особенности перемещения через границу товаров физ.лицами. Данный порядок включает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов т ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления. При этом получение льгот физ.лицами возможно лишь при ввозе товаров для личного потребления. Среди индивидуальных субъектов таможенных правоотношений особо выделяются лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами. Они могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов на товары (за исключением транспортных средств), бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию России.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: