Вопрос 2. В чем специфика отечественного психологического образования по сравнению с западным?
На западе психологическое образование включает три ступени. Первая ступень представлена двухгодичными колледжами, осуществляющими подготовку кадров среднего звена (как правило, вспомогательный или технический персонал, принимающий участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста). Выпускникам двухгодичного колледжа присуждается степень младшего специалиста. К высшим учебным заведениям второй ступени относятся четырехгодичные колледжи, самостоятельные или входящие в состав университета. Выпускникам четырехгодичного колледжа присуждается степень бакалавра. Высшими учебными заведениями третьей ступени, ориентированными на подготовку специалистов высокого класса и дающими право на получение степени магистра и доктора наук, являются в основном университеты. В рамках университета, как правило, функционируют исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, а также профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков.В нашей стране психологов готовят на психологических и психолого-педагогических факультетах классических и педагогических университетов. До 1991 г. в России существовали лишь факультеты психологии в Московском, Ленинградском и Ярославском университетах, отделения психологии в Саратовском и Ростовском университетах, а также факультеты педагогики и психологии в МГПИ им. В.И.Ленина.
Социально-экономические реформы начала 1990-х гг. привели к формированию спроса на практических психологов в различных сферах: политике, рекламе, производстве и пр. Если до 1990-х гг. подготовка психологов имела академическую направленность и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специализация приобрела конкретно-прикладную направленность.
Программа подготовки психологов-бакалавров (4 года) в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предполагает прохождение следующих обязательных дисциплин: общей психологии; общего психологического практикума; истории психологии; социальной психологии; клинической психологии; психофизиологии; педагогической психологии; возрастной психологии и психологии развития; психологии труда; психодиагностики; зоопсихологии и сравнительной психологии; экспериментальной психологии; психогенетики; анатомии центральной нервной системы; физиологии центральной нервной системы; физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем; антропологии; математических методов в психологии. Кроме того, программой подготовки предусматриваются спецкурсы по выбору студентов и факультативные психологические курсы.
Подготовка магистров (2 года) предполагает специализацию в одном из основных направлений психологической науки.
Вопрос 3. Перечислите основные кризисы профессионального становления психолога.
Выделяются следующие типы кризисов, связанные с процессом профессионального становления специалиста:
1) кризисы, обусловленные закономерностями возрастного развития человека, неравномерностью созревания отдельных психофизиологических функций (например, кризисы юности, зрелости, старости);
2) кризисы, обусловленные логикой профессионального развития человека (противоречия и несоответствие в уровне развития отдельных компонентов профессионализма, несоответствие его уровня нормативным требованиям);
3) кризисы, обусловленные условиями профессиональной среды, выступающими дестабилизирующим фактором для профессионального развития человека.
Ситуациями, способствующими проявлению кризисов, являются:
- смена социальных ролей при вхождении в новую профессиональную среду (после окончания вуза, при повышении, переходе на смежную специальность после соответствующего переучивания и т.п.);
- ситуации нововведения или конфликты;
- утеря или изменение социального статуса;
- характер профессиональной деятельности, способствующий развитию тех или иных деформаций.
Наиболее типичными проявлениями кризисных периодов являются:
- снижение эффективности деятельности;
- снижение удовлетворенности деятельностью и условиями ее осуществления;
- неадекватность оценок и самооценок;
- конфликтность во взаимоотношениях;
- расширение круга поисковой активности в другие сферы, в том числе и не связанные непосредственно с данной профессиональной деятельностью;
- снижение интереса к профессии, снижение активности и целеустремленности к овладению нормами профессии, желание сменить профессию, место работы;
- ломка собственной концепции профессионального становления;
- повышенная чувствительность к внешним воздействиям, впечатлительность, психическая напряженность, тревожность, нестабильность физического состояния, чрезмерное переживание трудностей и неудач, снижение работоспособности;
- особые психические состояния неопределенности, неструктурированности желаний субъекта, невыраженности планов, стремлений, их легкая смена;
- снижение темпов развития, повышенная уязвимость, внутренняя растерянность;
- понижение регулятивной деятельности, работа организма с перенапряжением, ослабление целостности поведения.
У психологов как представителей социальных профессий динамика критических периодов развития может иметь негативную тенденцию развития, связываемую с развитием так называемого “синдрома сгорания”. Данный синдром, являясь следствием интенсивного профессионального общения и необходимости каждодневного эмоционального “выкладывания” специалиста, характеризуется признаками, выражающими его общую усталость от контактов с людьми (и это зачастую переносится на семью самого психолога), стремлением к типизации профессиональных действий в схожих ситуациях, требующих на самом деле тонкого анализа уникальной ситуации клиента и т.п.
Вопрос 4. Опишите квалификационные требования к специалистам психологам в нашей стране и за рубежом.
Профессиональная квалификация, как степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации — часть его профессионализма. Свое выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах.
§ Мотивационная сфера — совокупность внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих ориентировку в целях и нормах профессиональной деятельности.
Мотивационная сфера профессионала включает профессиональное призвание, профессиональные намерения, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской.
§ Операциональная сфера психики профессионала обеспечивает исполнительскую часть профессиональной деятельности. Операциональная сфера – это совокупность средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов личности, которые психолог использует для выполнения профессиональных обязанностей: профессиональные способности, профессиональную проницательность, социальный интеллект, способность психолога решать задачи на общение.
§ требование опыта практической работы
Если говорить о различиях квалификационных требований в нашей стране и за рубежом, можно сделать следующие выводы:
· в европейских странах к квалификационным требованиям относятся специальные комиссии, комплексная проверка (проф.экзамен и анализ опыта самостоятельной практики), а также лицензирование и сертификация.
· В России отсутствует комплексная система проверки соответствия квалификационным требованиям психологов. Используются лишь курсы повышения квалификации, подтверждение или повышение профессиональной категории.