Под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения.
Тара — упаковка, которая должна обеспечить сохранность груза, возможность применения механического управления и должна предохранять груз от порчи и повреждения. Т.е. использование тары обеспечивает сохранность доставляемого груза и повышает удобства при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Все грузы, перевозимые в таре имеют три характеристики:
БРУТТО – вес с тарой
НЕТТО – вес груза без тары
ТАРА.
Грузы могут быть отпущены в любых единицах измерения, но при перевозке должны быть переведены в тонны.
К таре предъявляются следующие требования:
· Должна быть портативной,
· удобной для выполнения погрузочно-разгрузочных работ
· Размеры тары должны обеспечить полное использование емкости транспортного средства
· Тара должна иметь правильную форму
· Должна быть достаточно прочной, но без излишниго запаса (т.к. это дополнительный вес)
|
|
Классификация тары:
1. по назначению:
· специальная — для определенных видов грузов
· универсальная — для перевозки различных грузов
· инвентарная — принадлежит грузоотправителю («срочный возврат»)
2. по степени жесткости:
· жесткая — имеет определенную форму (ящики, бутылки, бочки)
· полужесткая — выдерживает небольшие внешние давления, но может быть деформирована (корзины, картонные коробки)
· мягкая — не имеет формы (мешки, тюки, сетки
3. по материалу изготовления:
· деревянная
· металлическая
· стеклянная
· пластмассовая
· синтетическая
· бумажнокартонная
· текстильная
· корзиноплетенная
Может быть использована двойная тара или супертара. (бутылки в ящике)
Мешковая тара рассчитана на массу груза (зерно, мука, крупа, цемент) в одном месте до 50-80 кг.
По цели использования тара может быть:
· потребительская. Многие промышленные и продовольственные товары, предназначенные для продажи населению., упаковывают для обеспечения сохранности товарного вида изделия или продукта, либо расфасовывают в небольшие пакеты с учетом потребностей покупателя.
· Транспортная. Товары в первичной упаковке или в расфасованном виде доставляют в торговую сеть в транспортной таре (пакеты с молоком в ящике;)
· тара-оборудование. (лотки для хлеба) Типа решетчатых стеллажей, в т.ч. на колесиках, рассчитанных на доставку до 300 кг груза)
Так как затраты на тару для отдельных тарно-упаковочных грузов весьма значительны, то их сокращение является важной задачей, решение которой возможно за счет многооборотной тары и тары-оборудования, а также за счет использования контейнеров и ящичных поддонов, обеспечивающих возможность применения в ряде случаев только облегченной тары, либо упаковки. Таким образом, тара делится п о количеству использований:
|
|
· Многооборотная (ящики, контейнеры)
· Однократного использования (картонные коробки, мешки),
Для сохранности и облегчения доставки используют маркировку (т.е наносят надписи)
Маркировка грузов:
· Товарная (наименование груза, изготовитель),
· Грузовая (пункт отправления и отправитель; пункт назначения и получатель)
· Транспортная (эту маркировку наносят транспортные предприятия, указывают номер товарно-транспортной накладной, по которой принят груз к отправке и количество мест),
· Специальная. (даются особые указания по обращению с грузом в пути и при погрузке-выгрузке). Обычно это условные знаки или рисунки. Для опасных грузов на упаковке или транспортной таре, кроме обычной маркировки, наносят знаки опасности.
Основные показатели работы транспорта
Основными показателями, характеризующими работу транспорта, являются: объем перевозок, грузооборот и грузопоток
· Объем перевозок — количество груза, проходящего через пункт (Q)
· Грузооборот – показатель транспортной работы, которая выполнена при перемещении определенного количества груза на заданное расстояние:
Р = Q * ℓ
Этот показатель условно натуральный, так как существует только на бумаге, в материальной форме его нет.
· Грузопоток — количество груза в тоннах в определенном направлении
· Мощность грузопотока (грузонапряженность) — количество тонно-километров на 1 км дороги за определенный промежуток времени
Грузопотоки формируются между грузовыми пунктами.
Грузовыми пунктами называют предприятия, осуществляющие завоз и вывоз груза. Они делятся:
Грузообразующие – пункты отправления груза (преобладает вывоз)
Грузопоглощающие – пункты назначения груза (преобладает ввоз)
Комбинированные - пункты, в которых производится получение и отправление груза
Транзитные (перевалочные) — пункты, в которых происходит перевалка (перегруз) груза
Все грузовые пункты подразделяются:
По виду перевозимого груза:
· Универсальные
· Специализированные
По мощности грузового пункта (мощность определяется количеством груза, перевозимым через грузовой пункт):
· Крупные
· Мелкие
По оснащенности:
· Имеющие спец. оборудование (склады, стеллажи и т.д.)
· Имеющие средства механизации
Грузовые потоки имеют рад характеристик:
· Показатели, связанные с перевозками по пунктам:
- коэффициент повторности — определяется количеством перевезенного груза к фактическому наличию
Кповт = Qпер / Qфакт.
Есть нерациональные перевозки с высокой повторностью, но есть и технологически обусловленные (перевозка зерна)
- коэффициент неравномерности — определяется отношением максимального объема к среднему.
Кнер = Qмакс / Qсред
Коэффициенты неравномерности могут определяться по направлениям и по времени года