Сегодня художники широко используют разнообразие форм созданных за прошлые столетия шрифтов.
Чтобы в дальнейшем были понятны отдельные термины и обозначения, рассмотрим некоторые буквы алфавита и отдельные элементы, из которых они состоят. Обратите внимание на таблицы шрифтов. При всей их непохожести у букв в конструкции много общего. Все они состоят из основных (вертикальных) и дополнительных, соединительных (горизонтальных и наклонных) штрихов. В шрифтах типа Антиквы важным элементом являются засечки — короткие горизонтальные или вертикальные линии на концах основных или соединительных штрихов. Пространство, заключенное между основными штрихами, называется внутрибуквенным просветом. Расстояние между соседними буквами - межбуквенным просветом.
- начертание: прямой, курсивный; В зависимости от вариантов начертания различают следующие основные разновидности шрифтов: прямой, курсивный, полужирный, жирный, нормальный, узкий и широкий.
- Прямой (римский, Roman) — произошел от надписей на римских памятниках.
- Курсивный(Italic) — базируется на рукописном письме, которое использовалось в южноевропейских манускриптах, в частности написанных в XV веке в Италии.
- Полужирный (Bold) — отличается от прямого большей толщиной штриха.
- Нормальный (Regular) — отличается от прямого меньшей толщиной штриха.
- Узкий (Narrow) — суженный вариант прямого шрифта.
- Широкий (Wide) — более широкий вариант прямого начертания.
- насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины штриха к ширине внутрибуквенного просвета); Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кг. 10 п. это отношение должно быть не более 23 %.
- ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины;
- плотность: Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кг. 10 п. это отношение колеблется от 60 до 85 %.
- размер (кегль) в пунктах (1 пункт = 1/72 дюйма); Кегль — параметр шрифта, означающий высоту его литер. Кегль включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые распространённые кегли для текстовых шрифтов — 6, 7, 8, 10, 11, 12. Шрифты 4 и 5 кеглей употребляются очень редко.
- чёткость;
- контраст; шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.
- Контраст между основными соединительными штрихами умеренный (1:3). Засечки небольшие с закруглением на углах.
- Контраст большой (1:5). Засечки длинные и тонкие.
- обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны; контраст невелик (1:2).
- медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
- брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями; контраст почти отсутствует.
- шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;
- рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;контраста почти нет.
- новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.
- различимость;
- удобочитаемость; скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.
· гарнитуры, кегля и начертания;
|
|
|
|
· от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа;
· а также от квалификации читателя.
Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к). Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.
Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения емкости набора увлекаться уменьшением ширину литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.
Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4. Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает емкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).
Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.
На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7, 5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4-6, 5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3-4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.
Чтобы просмотреть начертания знаков шрифта, а также его удобочитаемость можно использовать фразу «Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю», которая содержит все буквы русского алфавита кроме «Ж». Кстати, именно эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов.
- ёмкость;