Сиена – сложилась иная, чем во Флоренции ,живописная школа

Симоне Мартини(1284-1344) утонченное изящество форм, декоративность плавных линий, ювелирная отделка деталей.

Джотто

Фрески в капелле дель Арена в Падуе

Воскрешение Лазаря

Оплакивание Христа

Скульптурные работы Джотто, архитектор

Живопись раннего Возрождения XV век

Кватроченто – время экспериментальных поисков

Первый теоретик в области живописи и архитектуры Леон Батиста Альберти (1404-1472)

Создал ряд работ, посвященных проблемам ваяния и зодчества, разработал теорию гармонии и ритма в живописи, а также теорию линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине. На смену плоскостности Средневековья и первым опытам изображения глубины пространства в творчестве Джотто он привнес в искусство точные математические расчеты.

Паоло Учелло (1397-1475) практическое использование линейной перспективы

С. 218 Фра Филиппо Липпи спустил небеса на землю

Во Флоренции – его живопись гостеприимно раскрывала перед ними уютные, обжитые пространства, …выражала теплоту обыденных человеческих отношений, хотя сюжеты ее и оставались главным образом библейскми.

С. 219 Фра Филиппо Липпи «Поклонение Младенцу» - В его картине не деревья, а густой лес; не уступы, а горный склон; не струи, а стремительный ручей. Погруженный в темно-зеленую тьму, лес таинственно мерцает в блуждающих лучах света. …картина фра Филиппо – сама реальность совершающегося чуда. (даровитый подражатель нидерландских живописцев)- в умении представить часть мира как целое.

С. 222 Фра Филиппо Липпи «Мадонна с Младенцем и ангелами»

Если Деву Марию и писали до фра Филиппо в профиль, то лишь в таких случаях, когда по логике сюжета ее вместе с теми, к кому она обращается, требовалось располагать параллельно плоскости картины….Но никто до него не писал в профиль Мадонну с Младенцем. Эту схему фра Филиппо взял не из живописи, а из рельефов Донателло, использовавшего ее неоднократно, начиная с «Мадонны Пацци»...Фра Филиппо заменил креслице двумя мальчуганами, у одного из которых прилажены к рубашке короткие крылышки. Не мешая своей Марии-Лукреции молиться, он превратил икону в бытовую сценку. Выражение трагической любви к Богу заменено прославлением материнского счастья. 

С. 224 Доменико Венециано Мадонна со святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Зиновием и Лючией.

Доменико Венецииано подменил икону, по существу неотделимую от церковного пространства, станковой картиной с ее абстрактно-прямоугольной рамой, пригодной для любого интерьера.     

С. 237 Кажется, впервые в истории искусства рядом с фигурой художника замаячили тени пока еще безымянных торговцев –посредников, каковых в Новое время назовут французским словом «маршан».

Лука дела Робиа флорентийский скульптор Наладив производство рельефов из глазурованной глины с большим размахом в годы, когда правление Козимо Медичи принесло благоденствие буржуазной Флоренции, Лука создал обширный художественный рынок. Его продукция была вне конкуренции. Последние тридцать лет жизни, с 1452года, он работал исключительно в технике глазурованной глины. Это позволило ему первым из европейских художников перевести свое увлечение античностью из сферы личного художественного поиска в область общедоступной моды. Его практика нанесла самый сильный удар пережиткам готики в искусстве Тосканы. Найденные им формулы оловянной и свинцовой глазури, как и особенности технологии, были промышленным секретом. После смерти Луки дела Роббиа благополучие его племянника Андреа было обеспечено тем, что ему был передан секрет фирмы. Андреа развернул массовое производство из глазурованной глины, соответственно, с потерей художественной оригинальности и качества. При нем изготовлялись уже целые глиняные картины, повторявшие композиции таких модных живописцев, как Гирландайо и Лоренцо ди Креди.

Лука и продолжатели его дела из семейства дела Роббиа - предтечи творцов современной массовой культуры. Симптомами ее зарождения были отрасли искусства, специально приспособленные для массового потребления вне богослужебной практики и вне элитарной светской культуры, которые в XX веке стали называть китчем. С. 238 Пионерами китча были ремесленники –прикладники – изготовители посуды и мебели, но более всех других- Лука дела Роббиа с его виртуозно сработанными в «классической манере» и вместе с тем недорогими, широко доступными камерными глиняными вещами, в которых гармонично разрешались требования скульптуры, живописи и архитектуры. Чтобы возник спрос на такого рода продукцию, должно было появиться и утвердиться в жизни сословие с особым культом дома, семьи, комфорта. Должен был родиться и крепко встать на ноги буржуа.

С. 238 Бурная деятельность семейства дела Роббиа дала неожиданный побочный эффект: потеснив готику, они подняли ее в цене в глазах элиты, которая ни в коем случае не согласилась бы жить по моде буржуазного большинства.

С. 253 Пьеро дела Франческа Парный портрет Федерико да Монтефельро и его жены Баттисты Сфорца. Первый в истории искусства портрет с чисто пейзажным фоном. 

С.297 – При Лоренцо Великолепном крупные универсальные мастерские стали характерным явлением художественной жизни. В отличие от предприятия дела Роббиа, удовлетворявшего массовый спрос средней публики, они ориентировались на вкус светской и церковной элиты, на запросы власти. В них культивировалось отношение к произведению искусства как к предмету роскоши либо как к общественно значимому символу. За дешевизной не гнались, материалы шли в ход благородные, дорогие. Качество продукции этих мастерских было высочайшим. Характер форм – изысканно- декоративный, скорее динамичный, чем мощный, действующий более контуром и ритмом, чем тектонически расчлененной массой. Имитация жизни – облегченная аристократической элегантностью. Импозантность – оживленная внутренним и внешним движением.

Можно называть эти мастерские художественными центрами, потому что в них сходило на нет старинное разделение ремесленных профессий по роду изготовляемых вещей. Мастера в них были универсалами, соединявшими в одном лице живописца и декоратора, ювелира и скульптора. Предпосылкой соединения профессий в лице одного мастера была не только многогранная одаренность некоторых из них, но и осознание того, что существуют общие основания всех художественных ремесел и что эти основания имеют рациональную, а не практически- опытную природу.

С. 297 Жизнь настолько эстетизировалась, что, умирая, человек мог отказаться прикладываться к грубо сделанному распятию, требуя, чтобы ему принесли изящное. Главной задачей этих художественных центров – прообразов будущих академий – было обустройство жизненной среды для разбогатевшей патрицианской элиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: