Искусство шрифта в других европейских странах

Английское искусство шрифта XVI века затенялось мощным и свежим творчеством итальянских и испанских мастеров. Но уже в последующих веках преемники ирландских-англосаксонских мастеров письма снова воскресили славные национальные традиции. Первую известную нам книгу образцов шрифта «A BookeContainingDiversSortesofHands» («Книга, содержащая разные виды шрифта») издали два автора — И.Бошезн и И.Бэльдон, по всей вероятности, в Лондоне в 1571 году. В последующие столетия там вышло очень много книг по шрифту. Выдающимися представителями XVIII века, века английской каллиграфии можно считать двух мастеров письма и педагогов: Д.Шелли и Д.Бикгема. Популярная книга Джорджа Шелли «NaturalWriting» («Естественный шрифт») была издана в Лондоне в 1709–1714 годах. Любопытно отметить, что в 1710 году он организовал школу шрифта, где обучалось в среднем более четырехсот человек. Джордж Бикгем в своей книге «UniversalPenman» («Универсальный мастер шрифта»), вышедшей в Лондоне в 1743 году, помимо своих работ опубликовал образцы шрифта двадцати пяти выдающихся писцов того времени. Это крупноформатное издание, размноженное с медных гравюр самого Бикгема, является одним из лучших в области каллиграфического искусства. В нем представлены всевозможные варианты каллиграфического шрифта, приведены образцы выполнения как частных, так и деловых писем, а также счетов, дипломов и других работ того времени.

Французские книги шрифта, так же как и немецкие, посвящены в первую очередь готическому шрифту, особенно раннему. Первой французской книгой была работа Жака де ля Рю «Exemplairesdeplusieurs…» («Несколько образцов...»), изданная в Париже в 1569 году. Из французских книг о шрифте XVII века лучшими считаются две, изданные в середине века Луи Барбедором. В них приведены очень декоративные и динамичные композиции шрифта. Следует назвать еще двух каллиграфов — Жана Богранда и Люка Матро, чьи книги вышли в свет в начале века.

Страница из книги французского мастера Люка Матро «Творчество» («Lesoeuvres»).
Авиньон, 1608, Гравюра на меди

Знаменитым мастером и автором книг в Швейцарии XVI века был Урбан Висе. Его популярная книга «EinneuwFundamentbuch…» («Новая фундаментальная книга…») вышла в Цюрихе в 1562 году.

Выдающимся мастером XVI века в Нидерландах является Герард Меркатор, чья книга вышла в 1540 году. Столетие спустя наиболее известным стало имя Яна ван-ден-Вельде, чья книга «SpeieghelderSchrijfkonste» («Зеркало искусства шрифта») вышла в Роттердаме в 1605 году. Вельде, без сомнения, принадлежит к группе величайших каллиграфов, отличающихся особо тонким вкусом. Влияние его работ распространилось далеко за пределы Нидерландов.

Образец из книги голландского художника Яна ван-ден-Вельде
«Зеркало искусства шрифта» («SpieghelderSchrijfkonste»).
Роттердам, 1605. Гравюра на меди

Изучая творения названных мастеров, мы видим, каким образом можно объединить удобочитаемость, быстроту письма и его красоту. В этих работах много примеров антиквы с ясным и простым построением живого ритма. Форма букв курсивного шрифта такова, что легкие соединительные линии совершенно естественны в ритмическом узоре при целесообразном размещении букв. Мы видим также много профессиональных приемов, облегчавших работу, плавно и легко скользящее перо, выводящее непринужденные штрихи, места отрыва пера от бумаги во время письма, когда мастер на мгновение останавливался и переводил руку в более удобное положение.

Образец шрифта ронде XVIII века

Над созданием общей теории структуры шрифта с художниками работали также многие ученые. Целью их работы было построение букв целиком на геометрически-математических основах. Но окончательную победу одержало все-таки творческое искусство шрифта, не допускающее заключения рисунка букв в какую-то заранее определенную теоретическую схему.




Акцидентные шрифты

До конца XVIII столетия не было различия между книжными, газетными и рекламными шрифтами; употреблялся один и тот же шрифт, но разной величины. С развитием промышленности и торговли стали вырабатываться и особые стили шрифтов для газетных объявлений, рекламы и других акцидентных (т. е. выполняемых по случайным разовым заказам) работ. Эти шрифты отличались от книжных своим особым, бросающимся в глаза рисунком. К таким шрифтам принадлежат и упоминавшиеся ранее рукописные шрифты.

Книги прописей

Акцидентные шрифты приходилось менять гораздо чаще, чем книжные. Причина этого — необходимость их новизны, привлекательности, а также переменчивость вкусов в разные эпохи. Для изобретения новых шрифтов требовалось все больше фантазии, и все больше появлялось искаженных, противоестественных, искусственных форм, удалявшихся от истинных начал искусства щрифта. Шрифт стали оценивать так же, как украшения-безделушки. Такие тенденции стали развиваться в конце XVIII столетия не только в рекламных шрифтах, но и во всем искусстве шрифта.

Страница из книги испанского мастера Доминго Мария де Сервидора «Reflexionessobrelaverdaderaartedeescribir». Мадрид, 1789

Декоративные типографские шрифты XVIII–XIX веков


Страница из книги голландского мастера
Жана де-ля-Шамбра «Книга образцов» («ExemplaerBoeck»).
Гарлем, 1649


Каллиграфический типографский шрифт. Нью-Йорк, 1882


Фрагмент страницы серийной брошюры «Образцы алфавитов новейших форм шрифта»
(«Muster-AlphabeteverschiedenerSchriftartenindenneuestenFormen»).
Германия, вторая половина XIX века


Страница из книги Джорджа Шелли «Естественное писание» («NaturalWriting»). Лондон, 1709–1714

Эстетствующая «красота» вносила все более неясности в основную конструкцию букв. Везде царило остроконечное перо и сопутствующее ему рисование букв, даже рукописных. Умение писать ширококонечным пером, при котором движения пера уже сами собой определяют логическое построение букв, все более погружалось в забвение. Наметилась тенденция к упадку художественного шрифта, и своего кульминационного пункта это явление достигает в последней четверти столетия.

Оформившийся на грани последних столетий стиль модерн (Jugendstil) был отрицательным явлением в истории искусства шрифта. Против его влияния пришлось долго бороться, но до сих пор, к сожалению, мы встречаем в некоторых шрифтах черты этого стиля.

Экман-шрифт. Один из первых типографских шрифтов модернистского стиля.
Германия. 1898–1900

Было бы неправильно сказать, что в эпоху декаданса шрифтами мало занимались. Устраивались даже международные конкурсы на создание новых шрифтов. Но все дело в том, что занимались очень много искусственными формами и очень мало искусством шрифта. Шрифты того времени характеризуются большой технической виртуозностью исполнения и богатой декоративностью. Часто украшали букву настолько обильно, что среди всех украшений ее было трудно узнать. В употреблении находились все стили как того времени, так и старые, исторические, формы которых модернизировались во вкусе эпохи.

Вверху — шрифт художника Градла. 1903.
Внизу — надпись художника Циссарца. 1901












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: