Внутрифирменное предпринимательство

Понятие и сущность предпринимательской деятельности

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью (ПД) является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Приведенное определение содержит следующие ключевые признаки ПД: самостоятельность, риск, систематичность, прибыль, регистрация лица, ведущего ПД.

Под самостоятельностью понимается имущественная и организационная самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность — это возможность принятия самостоятельных решений в процессе ПД, включая решение заняться предпринимательством, выбор вида деятельности, организационно-правовой формы ПД, состава учредителей, структуры организации, контрагентов, управления персоналом и т. д.

Риск как признак, присущий ПД, выражен в вероятности возникновения неблагоприятных последствий. Неблагоприятные последствия могут быть выражены в неполучении прибыли, потерях имущества, ухудшении деловой репутации.

 

Мера ответственности за неисполнение обязательств, например, у индивидуального предпринимателя (ИП) и гражданина (не ИП) разная (разный риск). Гражданин — не ИП, не исполнивший или исполнивший обязательство ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) (п. 1 ст. 401 ГК РФ). К ИП требования более жесткие: он несет ответственность (риск), если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы. Например, невыполнение работ по договору подряда из-за отсутствия материалов в магазине может быть оправданием для гражданина — не ИП, но не для ИП.

 

Предпринимательской является лишь такая деятельность, которая осуществляется систематически. По поводу признака систематичности возникает множество вопросов. В ГК РФ такого понятия нет. Из Налогового кодекса (НК) РФ (ст. 120) следует, что систематичность — это два и более факта в год. Разовая услуга или разовое производство товаров не являются ПД.

Цель ПД — получение прибыли. С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность — это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе.

Регистрация лица, ведущего предпринимательскую деятельность — обязательное условие правомерности осуществления предпринимательской деятельности.

Начинающему предпринимателю предстоит выбрать: реализовать свои стремления в рамках крупной фирмы (организовать внутрифирменное предпринимательство) или создать свой бизнес (рисунок 1.2).

 

Предпринимательская деятельность
Внутрифирменное предпринимательство
Собственный бизнес
Индивидуальная предпринимательская деятельность
Создание юридического лица

 

 

     Рисунок 1.2. Формы предпринимательской деяительности

 

 

Каждая форма ПД имеет свои плюсы и минусы. Например, главные плюсы собственного бизнеса — самостоятельность, «не скован бюрократическими путами», весь доход (после возмещения рас ходов и уплаты налогов) — себе.

Но собственный бизнес имеет и значительные минусы, особенно в первый период: недостаток финансовых средств, низкие гарантии выживания при серьезных ошибках, слабые внешние связи, отсутствие имиджа, опыта, связей и т. д. Недаром мировой опыт показывает, что «лимоны» — предприниматели, которые «засыхают» в течение двух лет, составляют, по разным оценкам, 60–70 %, а «персики» — которые «вызревают» через пять лет — 10–15 %.

Внутрифирменное предпринимательство

Внутрифирменное предпринимательство (intrapreneurship — интрапренерство) представляет собой предпринимательскую деятельность структурного подразделения инновационной фирмы, наделенного определенной хозяйственно-экономической самостоятельностью и ответственностью в рамках, предусмотренных внутрифирменными положениями. Оно направлено на получение дополнительной прибыли фирмы за счет использования части (в первую очередь — резервов) ее имущества и финансовых средств путем удовлетворения потребностей потребителей при условии выполнения основного производственного задания.

Другими словами: внутрифирменное предпринимательство — «собственная» без собственного ЮЛ (капитала) предпринимательская активность (творчество) наемных работников в больших фирмах, автономия коллектива работников (подразделения), ориентированная на самостоятельность, способности и самомотивацию к инициативным действиям, ориентированным на интересы всей фирмы.

Цель интрапренерства — повышение эффективности деятельности фирмы за счет активизации и использования творческого потенциала сотрудников, повышения эффективности использования ресурсов фирмы, быстрой реакции на изменения потребностей рынка, быстрой реализации нововведений, создания основы для дальнейшего развития, диверсификации деятельности.

Предпосылки для возникновения внутрифирменного предпринимательства:

стремление работников к улучшению жизни, увеличению доходов, к инициативной деятельности, самовыражению;

стремление фирм к получению дополнительных доходов;

потребность в создании базы для перспективного инновационного развития, модернизации, диверсификации фирмы;

наличие у фирмы неиспользуемых ресурсов;

экономический кризис фирмы, потребность в получении средств для ее выживания;

завершающий этап жизненного цикла (спад) фирмы (устаревшая продукция, оборудование, технология и т. д.).

Для организации внутрифирменного предпринимательства в фирме необходимо создать для внутрифирменных предпринимателей следующие условия:

получение части прибыли (выручки, если затраты компенсируют внутрифирменные предприниматели) от дополнительно выпускаемой продукции (выполнения работ, оказания услуг), другая часть прибыли (выручки) идет фирме;

свободу в пользовании финансовыми и материально-техническими ресурсами, полученными от предпринимательской деятельности;

свободу в управлении персоналом и в заработной плате при предпринимательской деятельности;

самостоятельный выход на рынок;

принятие на себя риска при предпринимательской деятельности.

При этом надо помнить, что во внешнем мире выступает фирма, внутрифирменный предприниматель только вырабатывает предложения.

Как правило, внутрифирменные предприниматели — небольшое подразделение единомышленников, которое действует на основе внутрифирменного положения, имеет отдельный лицевой субсчет в расчетном счете фирмы.

Во многих крупных фирмах для организации и поддержки внутрифирменного предпринимательства создаются бизнес-центры (бизнес-инкубаторы, инновационные центры), которые после тщательной экспертизы проектов оказывают внутрифирменным предпринимателям следующие виды поддержки:

финансовую (безвозмездное выделение денежных средств, выдача займов на безвозмездной основе или под небольшой процент);

материально-техническую (пользование производственными площадями, оборудованием, материалами и т. п.);

организационно-правовую, управленческую (ведение бухгалтерского учета, работа с банком, налоговыми и другими учреждениями, составление и ведение договоров с контрагентами, работа с контролирующими органами и т. д.);

информационную;

имиджевую;

внешнеэкономическую и т. д.

Внутрифирменное предпринимательство имеет свои плюсы и минусы как для самой фирмы, так и для ее внутрифирменных предпринимателей.

Плюсы для фирмы:

дополнительный доход;

диверсификация деятельности (внутрифирменные предприниматели могут найти и «раскрутить» такой вид деятельности, который может стать для фирмы и других ее подразделений одним из основных);

расширение инновационной деятельности.

Минусы для фирмы:

во всех взаимоотношениях с внешними организациями выступает фирма, поэтому вся ответственность ложится на нее, в том числе и по делам внутрифирменных предпринимателей;

увлекшись ПД, внутрифирменные предприниматели могут хуже выполнять свою основную деятельность.

Плюсы для внутрифирменных предпринимателей:

дополнительный доход, нередко значительный;

возможность самовыражения, приобретение чувства самодостаточности;

приобретение опыта ПД.

Минусы для внутрифирменных предпринимателей:

отсутствие полной самостоятельности, в любое время фирма может закрыть внутрифирменную ПД, уволить внутрифирменных предпринимателей, увеличить отчисления от ПД фирме и т. д.;

все имущество, приобретенное на средства внутрифирменных предпринимателей, принадлежит фирме (числится на ее балансе), и внутрифирменные предприниматели не могут им распоряжаться самостоятельно.

Поэтому внутрифирменные предприниматели со временем часто выходят из фирмы и открывают собственный бизнес, найдя и «раскрутив» эффективный вид деятельности, имея рынки сбыта, получив опыт, связи, накопив деньги и т. д. При этом нередко уводят и клиентов фирмы. Если не задалось внутрифирменное предпринимательство, то его участники продолжают работать на фирме.

При продуманности, обоснованности и хорошей организации внутрифирменное предпринимательство позволяет достичь эффективного сочетания преимуществ крупной фирмы (стабильность, устойчивость к негативным внешним воздействиям за счет масштабов деятельности, большие ресурсные и финансово-экономические возможности, сильные внешние, в том числе внешнеэкономические связи и т. д.) и малого бизнеса (мобильность, управляемость, эффективность перераспределения внутренних ресурсов и т. п.).

В настоящее время после приватизации, экономического кризиса многие крупные предприятия имеют здания, сооружения, оборудование, транспорт, технологическую оснастку и инструмент, которые мало или почти не используются, а сдать все это в аренду не всегда возможно или целесообразно. Внедрение интрапренерства может решить эту проблему. Базовое предприятие не только не потеряет контроль над своим имуществом, но будет получать доход от внутрифирменного предпринимательства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: