Понятие и сущность предпринимательской деятельности
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью (ПД) является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Приведенное определение содержит следующие ключевые признаки ПД: самостоятельность, риск, систематичность, прибыль, регистрация лица, ведущего ПД.
Под самостоятельностью понимается имущественная и организационная самостоятельность. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность — это возможность принятия самостоятельных решений в процессе ПД, включая решение заняться предпринимательством, выбор вида деятельности, организационно-правовой формы ПД, состава учредителей, структуры организации, контрагентов, управления персоналом и т. д.
|
|
Риск как признак, присущий ПД, выражен в вероятности возникновения неблагоприятных последствий. Неблагоприятные последствия могут быть выражены в неполучении прибыли, потерях имущества, ухудшении деловой репутации.
Мера ответственности за неисполнение обязательств, например, у индивидуального предпринимателя (ИП) и гражданина (не ИП) разная (разный риск). Гражданин — не ИП, не исполнивший или исполнивший обязательство ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) (п. 1 ст. 401 ГК РФ). К ИП требования более жесткие: он несет ответственность (риск), если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы. Например, невыполнение работ по договору подряда из-за отсутствия материалов в магазине может быть оправданием для гражданина — не ИП, но не для ИП.
Предпринимательской является лишь такая деятельность, которая осуществляется систематически. По поводу признака систематичности возникает множество вопросов. В ГК РФ такого понятия нет. Из Налогового кодекса (НК) РФ (ст. 120) следует, что систематичность — это два и более факта в год. Разовая услуга или разовое производство товаров не являются ПД.
Цель ПД — получение прибыли. С социально-психологических позиций предпринимательская деятельность — это средство реализации потребностей личности в независимости, богатстве, престижной работе, положении в обществе.
Регистрация лица, ведущего предпринимательскую деятельность — обязательное условие правомерности осуществления предпринимательской деятельности.
|
|
Начинающему предпринимателю предстоит выбрать: реализовать свои стремления в рамках крупной фирмы (организовать внутрифирменное предпринимательство) или создать свой бизнес (рисунок 1.2).
Предпринимательская деятельность |
Внутрифирменное предпринимательство |
Собственный бизнес |
Индивидуальная предпринимательская деятельность |
Создание юридического лица |
Рисунок 1.2. Формы предпринимательской деяительности
Каждая форма ПД имеет свои плюсы и минусы. Например, главные плюсы собственного бизнеса — самостоятельность, «не скован бюрократическими путами», весь доход (после возмещения рас ходов и уплаты налогов) — себе.
Но собственный бизнес имеет и значительные минусы, особенно в первый период: недостаток финансовых средств, низкие гарантии выживания при серьезных ошибках, слабые внешние связи, отсутствие имиджа, опыта, связей и т. д. Недаром мировой опыт показывает, что «лимоны» — предприниматели, которые «засыхают» в течение двух лет, составляют, по разным оценкам, 60–70 %, а «персики» — которые «вызревают» через пять лет — 10–15 %.
Внутрифирменное предпринимательство
Внутрифирменное предпринимательство (intrapreneurship — интрапренерство) представляет собой предпринимательскую деятельность структурного подразделения инновационной фирмы, наделенного определенной хозяйственно-экономической самостоятельностью и ответственностью в рамках, предусмотренных внутрифирменными положениями. Оно направлено на получение дополнительной прибыли фирмы за счет использования части (в первую очередь — резервов) ее имущества и финансовых средств путем удовлетворения потребностей потребителей при условии выполнения основного производственного задания.
Другими словами: внутрифирменное предпринимательство — «собственная» без собственного ЮЛ (капитала) предпринимательская активность (творчество) наемных работников в больших фирмах, автономия коллектива работников (подразделения), ориентированная на самостоятельность, способности и самомотивацию к инициативным действиям, ориентированным на интересы всей фирмы.
Цель интрапренерства — повышение эффективности деятельности фирмы за счет активизации и использования творческого потенциала сотрудников, повышения эффективности использования ресурсов фирмы, быстрой реакции на изменения потребностей рынка, быстрой реализации нововведений, создания основы для дальнейшего развития, диверсификации деятельности.
Предпосылки для возникновения внутрифирменного предпринимательства:
стремление работников к улучшению жизни, увеличению доходов, к инициативной деятельности, самовыражению;
стремление фирм к получению дополнительных доходов;
потребность в создании базы для перспективного инновационного развития, модернизации, диверсификации фирмы;
наличие у фирмы неиспользуемых ресурсов;
экономический кризис фирмы, потребность в получении средств для ее выживания;
завершающий этап жизненного цикла (спад) фирмы (устаревшая продукция, оборудование, технология и т. д.).
Для организации внутрифирменного предпринимательства в фирме необходимо создать для внутрифирменных предпринимателей следующие условия:
получение части прибыли (выручки, если затраты компенсируют внутрифирменные предприниматели) от дополнительно выпускаемой продукции (выполнения работ, оказания услуг), другая часть прибыли (выручки) идет фирме;
свободу в пользовании финансовыми и материально-техническими ресурсами, полученными от предпринимательской деятельности;
свободу в управлении персоналом и в заработной плате при предпринимательской деятельности;
|
|
самостоятельный выход на рынок;
принятие на себя риска при предпринимательской деятельности.
При этом надо помнить, что во внешнем мире выступает фирма, внутрифирменный предприниматель только вырабатывает предложения.
Как правило, внутрифирменные предприниматели — небольшое подразделение единомышленников, которое действует на основе внутрифирменного положения, имеет отдельный лицевой субсчет в расчетном счете фирмы.
Во многих крупных фирмах для организации и поддержки внутрифирменного предпринимательства создаются бизнес-центры (бизнес-инкубаторы, инновационные центры), которые после тщательной экспертизы проектов оказывают внутрифирменным предпринимателям следующие виды поддержки:
финансовую (безвозмездное выделение денежных средств, выдача займов на безвозмездной основе или под небольшой процент);
материально-техническую (пользование производственными площадями, оборудованием, материалами и т. п.);
организационно-правовую, управленческую (ведение бухгалтерского учета, работа с банком, налоговыми и другими учреждениями, составление и ведение договоров с контрагентами, работа с контролирующими органами и т. д.);
информационную;
имиджевую;
внешнеэкономическую и т. д.
Внутрифирменное предпринимательство имеет свои плюсы и минусы как для самой фирмы, так и для ее внутрифирменных предпринимателей.
Плюсы для фирмы:
дополнительный доход;
диверсификация деятельности (внутрифирменные предприниматели могут найти и «раскрутить» такой вид деятельности, который может стать для фирмы и других ее подразделений одним из основных);
расширение инновационной деятельности.
Минусы для фирмы:
во всех взаимоотношениях с внешними организациями выступает фирма, поэтому вся ответственность ложится на нее, в том числе и по делам внутрифирменных предпринимателей;
увлекшись ПД, внутрифирменные предприниматели могут хуже выполнять свою основную деятельность.
Плюсы для внутрифирменных предпринимателей:
|
|
дополнительный доход, нередко значительный;
возможность самовыражения, приобретение чувства самодостаточности;
приобретение опыта ПД.
Минусы для внутрифирменных предпринимателей:
отсутствие полной самостоятельности, в любое время фирма может закрыть внутрифирменную ПД, уволить внутрифирменных предпринимателей, увеличить отчисления от ПД фирме и т. д.;
все имущество, приобретенное на средства внутрифирменных предпринимателей, принадлежит фирме (числится на ее балансе), и внутрифирменные предприниматели не могут им распоряжаться самостоятельно.
Поэтому внутрифирменные предприниматели со временем часто выходят из фирмы и открывают собственный бизнес, найдя и «раскрутив» эффективный вид деятельности, имея рынки сбыта, получив опыт, связи, накопив деньги и т. д. При этом нередко уводят и клиентов фирмы. Если не задалось внутрифирменное предпринимательство, то его участники продолжают работать на фирме.
При продуманности, обоснованности и хорошей организации внутрифирменное предпринимательство позволяет достичь эффективного сочетания преимуществ крупной фирмы (стабильность, устойчивость к негативным внешним воздействиям за счет масштабов деятельности, большие ресурсные и финансово-экономические возможности, сильные внешние, в том числе внешнеэкономические связи и т. д.) и малого бизнеса (мобильность, управляемость, эффективность перераспределения внутренних ресурсов и т. п.).
В настоящее время после приватизации, экономического кризиса многие крупные предприятия имеют здания, сооружения, оборудование, транспорт, технологическую оснастку и инструмент, которые мало или почти не используются, а сдать все это в аренду не всегда возможно или целесообразно. Внедрение интрапренерства может решить эту проблему. Базовое предприятие не только не потеряет контроль над своим имуществом, но будет получать доход от внутрифирменного предпринимательства.