Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества (ГМИ) — возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ЮЛ).

ГМИ в настоящее время отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в УК которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в УК хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий) (п. 2 ст. 2 ФЗ от 21.12.2001 № 2001 в ред. ФЗ от 29.06.2015 № 180-ФЗ).

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица (в том числе иностранные), за исключением ГУП и МУП, государственных и муниципальных учреждений, ЮЛ с долей участия РФ (субъектов РФ, муниципальных образований) более 25 % и других лиц, указанных в ст.2 и ст.5 Закона № 178-ФЗ (в ред. Закона от 01.07.2017 № 155-ФЗ). В частности, с 1 июля 2017 г. приватизировать государственное и муниципальное имущество не могут офшорные компании и российские ЮЛ, прямо или косвенно контролируемые офшорными компаниями.

Процесс приватизации в РФ разделяют обычно на два этапа — ваучерную (1992—1994 гг.) и денежную приватизацию; последняя разделяется на приватизацию после 1994 г. и после 2001 г. (действующую).

В соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.1992 г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» каждый гражданин получил право на один бесплатный приватизационный чек (ваучер). Так началась массовая приватизация. За октябрь-декабрь 1992 г. бесплатно было роздано 144 миллиона ваучеров, которые в теории позволяли каждому гражданину постсоветской России получить свою долю из той части национальных богатств, которая подлежала приватизации. На ваучеры граждане РФ могли получить акции приватизируемых предприятий или акции (паи) специализированных инвестиционных фондов, аккумулирующих приватизационные чеки. Можно было продать ваучеры.

Второй этап приватизации — денежный — начался в 1994 г. Особенность этого этапа — его направленность на переход от бесплатной раздачи государственной собственности к ее реальной продаже при относительно медленной приватизации. К объектам приватизации этого этапа относятся государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость, которую выставляли на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

В 2001 г. российская власть пошла по пути приватизации стратегической экономики в соответствии с ныне действующим федеральным законом от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ. Этот закон процесс приватизации делает более открытым, прозрачным и плановым, главным образом благодаря детально разработанному порядку формирования и утверждения программ приватизации федерального имущества на очередной финансовый год.

Основные этапы приватизации федерального имущества. Правительство РФ ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в котором указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций АО, долей в УК ООО, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде (в ред. Законов от 11.07.2011 № 201-ФЗ, от 29.06.2015 № 180-ФЗ.

Федеральные органы исполнительной власти не позднее, чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года направляют в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации находящегося в их ведении указанного имущества. Кроме того, предложения по приватизации вправе направить органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, федеральные ГУП, а также ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности, иные ЮЛ и граждане.Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на срок от одного до трех летутверждается Правительством РФ.

Утвержденная Правительством РФ программа приватизации федерального имущества направляется в Государственную Думу для принятия одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Правительство РФ ежегодно до 1 мая представляет в Государственную Думу отчет о выполнении программы приватизации федерального имущества за прошедший год, а также информацию о результатах приватизации государственного имущества соответствующих субъектов РФ и муниципального имущества.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества:

преобразование унитарного предприятия (ГУП, МУП) в АО;

преобразование унитарного предприятия в ООО;

продажа акций АО, принадлежащих РФ (субъектам РФ, муниципальным образованиям), на специализированном аукционе;

 продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

 продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций АО;

продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

 продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

внесение государственного или муниципального имущества в качестве оплаты акций АО;

продажа акций АО по результатам доверительного управления.

Основными способами проведения торгов остаются аукцион и конкурс.

Данный перечень способов приватизации является закрытым. Это означает, что участники приватизационного процесса не вправе выбрать иной способ.

Приватизация имущественных комплексов ГУП и МУП осуществляется только в форме преобразования в хозяйственное общество (п. 2 ст. 13 ФЗ о приватизации).Приватизация унитарного предприятия, имущество которого превышает минимальный УК АО, может осуществляться только в форме преобразования унитарного предпр

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 423
информацию о приватизации раскрывают только в электронном виде в сети Интернет на сайте www.torgi.gov.ru.Также увеличился размер задатка, который вносят участники торгов, до 20% от первоначальной цены продажи имущества (вместо прежних 10%).
  Золотая акция. При преобразовании ГУП или МУП в АО Правительство РФ и органы государственной власти субъектов РФ могут принимать решения об использовании специального права на участие соответственно РФ и субъектов РФ в управлении этими АО — так называемой «золотой акции». «Золотая акция» — это условная акция, которая дает на определенный период времениРФ или ее субъекту решающий голос на собрании акционеров, что необходимо для сохранения влияния государства на некоторые АО, деятельность которых глубоко затрагивает государственные и общественные интересы.«Золотая акция» используется в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, а также для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

 «Золотая акция» не имеет номинальной стоимости, на нее не начисляются дивиденды, она не подлежит замене на акции АО, в отношении которого принято решение об использовании специального права, в случае ликвидации общества «золотая акция» не дает права на получение части его имущества.«Золотая акция» не может быть предметом сделки.

В случае использования в отношении АО специального права на участие РФ или субъекта РФ в управлении обществом ("золотая акция") сведения об этом обязательно должны быть приведены в его уставе (п. 3 ст. 11 Закона об АО).Решение о внесении или исключении сведений о "золотой акции" в устав АО принимается Правительством РФ либо органом субъекта РФ.

В состав наблюдательного (совет директоров) и контрольного (ревизионная комиссия) органов АО, где имеется «золотая акция», назначаются представители государственных и муниципальных органов. Они имеют право накладывать вето при принятии общим собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении устава в новой редакции, о реорганизации АО, его ликвидации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, изменении УК АО, о заключении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность

Член совета директоров (наблюдательного совета), избранный с использованием специального права на участие РФ в управлении АО ("золотая акция"), голосует на основании директив уполномоченных государственных органов.

Право на доступ у государства ко всем документам возникнет только при наличии у него "золотой акции".

«Золотая акция» может использоваться только с момента отчуждения из государственной собственности 75 % акций соответствующего АО. Она действует до принятия Правительством РФ (или органами государственной власти РФ, принявшими решение об использовании «золотой акции») решения о ее прекращении.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: