В разных деловых культурах статус человека, его положение в обществе зависят от многочисленных факторов, порой не связанных с его поступками. Эту особенность национальных деловых культур подметил американский ученый Эдвард Холл. В результате чего предложил условное деление деловых культур на низко-контекстуальные и высоко контекстуальные.
Классическим примером низко-контекстуальной культуры является США. Человек оценивается здесь почти исключительно на основе собственных поступков и достижений. Выражение «This is self made man» - высшая похвала такому человеку. Вещи принято называть своими именами. «Да» на переговорах означает «да», «нет» — «нет». Уважение вызывается не возрастом, полом, происхождением, связями, а способностями и трудолюбием. Помимо США к странам с низко-контекстуальной культурой относят страны Скандинавии, Голландию и Германию.
В рамках культуры с высоким контекстом ситуация во многом противоположная. Принадлежность к определенной сословной группе или касте, происхождение, возраст и пол значат намного больше, чем личные качества и желание работать. Вещи часто не называют своими именами, избегают прямых ответов на поставленный вопрос. Одна и та же реплика в зависимости от контекста может носить прямо противоположный смысл.
|
|
Страной с крайне высоко-контекстуальной культурой является Индия, где принадлежность к низшим кастам в значительной мере преграждает человеку дорогу в высшие слои общества.
Для стран с высоко-контекстуальной культурой допускается использование двойных поведенческих стандартов.
К высоко-контекстуальным культурам также относят Юго-Западную Европу, Францию, страны Востока, Латинскую Америку. Англия, Австрия, Бельгия и Швейцария занимают промежуточное положение. Высокая контекстуальность была характерна для СССР и сохранилась в России и странах СНГ.
Эмоционально вовлеченные и нейтральные культуры.
Проявление эмоций в деловых отношениях варьируется от страны к стране – есть страны, где деловые партнеры могут экспрессивно выражать свои эмоции (арабский мир, Латинская Америка, Россия); другие же предпочитают демонстрировать сдержанное поведение (Япония).
Исходя из этого, Фонс Тромпенаарс выделяет два типа деловых культур: эмоционально вовлеченную и эмоционально нейтральную.
В культурах эмоционально нейтральных не принято афишировать свои чувства. Это не означает, что люди в странах и регионах, где господствует эмоционально нейтральная культура, чувствуют и переживают менее глубоко, чем в странах с эмоционально вовлеченной культурой. Речь идет о силе экспрессии, сильные чувства здесь могут выражаться едва заметными жестами и мимикой.
|
|
В эмоционально нейтральных культурах участники беседы обычно говорят строго по очереди, стремятся никогда не перебивать друг друга. Здесь принято выражать благодарность по малейшему поводу и не подчеркивать разногласий. Во время деловой или дружеской беседы ценится умение держать паузу.
Как отмечалось ранее, типичным примером эмоционально нейтральной культуры является Япония. Хорошо известно, что в ходе переговоров японская сторона всегда жестко контролирует свои эмоции. Мягкая улыбка, постоянные легкие поклоны японцев на деловых встречах - вот стиль их поведения.
Помимо Японии к эмоционально нейтральным странам относится ряд стран Юго-Восточной Азии, Китай, Скандинавия.
Промежуточную позицию занимают Англия, США, Канада, Бельгия, Германия, Австрия, Швейцария.
Краткие характеристики нейтральных культур:
· Не хотят раскрывать свои мысли и чувства;
· Напряжение можно определить случайно, по выражению лица или по поведению;
· Большей частью скрываемые эмоции могут внезапно прорваться.
· Сдержанное выступление вызывает восхищение;
· Телесные касания, жестикуляция или выразительная мимика – под запретом (табу).
· Голос собеседника часто монотонен.
Краткие характеристики эмоциональных культур:
· Словесное и бессловесное раскрытие мыслей и чувств;
· Темпераментный обмен эмоциями;
· Темпераментное, живое, выразительное поведение вызывает восхищение;
· Телесные прикосновения, жестикуляция или выразительная мимика – обычная практика;
· Голос собеседника часто наполнен драматическими интонациями.
Корпоративная деловая культура в контексте национальной деловой культуры
Корпоративная культура - это совокупность ценностей, норм и принципов, разделяемых сотрудниками компании и предопределяющие их поведение и характер жизнедеятельности организации.
Важнейшими элементами корпоративной культуры являются:
· принятая система лидерства;
· стили разрешения конфликтов;
· действующая система коммуникации;
· положение индивида в организации;
· фирменная символика.
Современные руководители и менеджеры рассматривают корпоративную культуру организации как мощный стратегический инструмент, мотивирующий работников на достижение общих целей, мобилизующий инициативу сотрудников и способствующий эффективному общению между ними.
В современном кросскультурном менеджменте часто противопоставляются американский и японский типы корпоративной культуры.
В США она ориентирована на конкуренцию между сотрудниками, четкие должностные инструкции, жесткую классификацию должностей, индивидуальные контракты с сотрудниками и большие различия в социальном статусе в зависимости от должности. Это сдерживает взаимопомощь сотрудников, делает немыслимой критику руководства, но развивает стремление к успеху.
В Японии преобладает ориентация на командную работу, сотрудничество, здесь отсутствует строгое распределение прав и обязанностей. Разрыв в оплате сравнительно невелик, ее изменение связано, в основном, с успехами коллектива и стажем работы. Должность не дает привилегий или особого статуса.
Интересно сравнить приоритеты разных стран, как в национальной, так и в корпоративной культуре: