Организация статистического исследования

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И

ГИГИЕНЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

З.А. Бадоева,  К.А. Магаев

Л.А. Мзокова

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПОМЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ

(ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,

 

 

Владикавказ 2014

Составители:

З.А. Бадоева– к.м.н., с тарший преподаватель, кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

 

К.А. Магаев– доценткафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

 

Л.А. Мзокова – ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

 

 

Рецензенты:

А.Р. Аликова – доктор мед.наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных,

социальных и экономических наук ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России

И.Ф. Боциев - канд. тех. наук,  доцент кафедры химии и физики ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России                                                        

 

Учебно-методическое пособие предназначается для подготовки к практическим занятиям, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов различных факультетовмедицинских вузов. В пособии представлены методы медицинской статистики, широко применяемые как при изучении показателей здоровья,так и при анализе деятельности медицинских учреждений, системы охраны, укрепления и восстановленияздоровья населения.

Пособие направлено  на формирование у студентов базовых компетенций обработки и анализа информации, выраженной числовыми данными.

Учебный материал охватывает основные вопросы организации и этапы статистического исследования, формирует у студентов системное представление о возможностях и особенностях применения статистических методов для выявления закономерностей развития различных общественных явлений. Даны типовые задачи,образцы их решения, контрольные вопросы, задачи для самостоятельной работы, вопросы тестового контроля..

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой,

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................... 4

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................. 6

1.1. Организация статистического исследования.......................................................... 6

1.1. Этапы статистического исследования.................................................................... 7

1.2.Iэтап статистического исследования. Составление плана и программы

исследования...................................................................................................................... 8

1.3.II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение)........................................ 16

1.4. III этап. Разработка материала. Статистическая группировка и сводка............ 17

   1.4.1. Первое свойство статистической совокупности....................................... 22

       1.4.2. Второе свойство статистической совокупности................................... 27

       1.4.3. Третье свойство статистической совокупности................................... 33

       1.4.4. Четвертое свойство статистической совокупности............................. 39

       1.4.5. Пятое свойство статистической совокупности..................................... 49

1.5.IV этап. Статистический анализ изучаемого явления,

формулировка выводов................................................................................................... 59

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................... 63

ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ.......................................................................... 64

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ......................................................................................................... 66

ЛИТЕРАТУРА(основная, дополнительная).................................................................... 69

ВВЕДЕНИЕ

 

Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования к научно-организационным факторам. В данных условиях возрастает роль медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения.

В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации. Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.

Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение, способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития, как здравоохранения, так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.

Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).

Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.

 

 

Глава 1

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация статистического исследования

Статистическое исследование (СИ) — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.Отличительными чертами (спецификой) статистического исследования являются: целенаправленность, организованность, массовость, системность (комплексность), сопоставимость, документированность, контролируемость, практичность.

Статистическое исследование позволяет получить представление о том или ином явлении, изучить его размер, уровень, выявить закономерности. Предметом статистического исследования могут быть здоровье населения, организация медицинской помощи, факторы внешней среды, влияющие на здоровье и т. д.

При проведении статистического исследования могут быть использованы два методических подхода:

-изучение интенсивности явления в среде, распространенности явления, выявление тенденций состояния здоровья населения - проводятся на генеральных совокупностях или достаточно больших по численности выборочных совокупностях, позволяющих получить интенсивные показатели и обоснованно перенести полученные данные на всю генеральную совокупность

- проведение строго спланированных исследований по изучению отдельных факторов без выявления интенсивности явления в среде - проводятся, как правило, на небольших по численности совокупностях с целью выявления новых факторов, изучения неизвестных или малоизвестных причинно-следственных связей.

1.2. Этапы статистического исследования:

Статистическое исследование состоит из последовательно проводимых 4-х этапов:

1. Составление плана и программы исследований.

2. Статистическое наблюдение (сбор материала).

3. Разработка материала, статистическая группировка и сводка.

4. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов(вычисление относительных и средних величин и их графическое изображение) (рис.1).

I ЭТАП   Составление программы и плана исследования
III ЭТАП   Обработка собранных данных
II ЭТАП   Сбор необходимых данных



Подготовительный

     Этап

Определение проблемы

Программа исследования: 1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала; 2. Составление программы разработки материала; 3. Составление программы анализа материала.
IV ЭТАП   Анализ данных, выводы и предложения

 


Формулировка темы

исследования

 

 


Определение цели

 и задач

 исследования

План исследования: 1. Выбор объекта исследования; 2. Определение объема статистической совокупности; 3. Сроки и места (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала; 4. Характеристика исполнителей (кадры); 5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств.  

 

 


Рис. 1. Этапы статистического исследования.




I этап статистического исследования.Составление программы и плана исследования.

В программу проведенияисследования входит определение цели и задач исследования, который ориентирует на конечный результат, составляется план  иссле­дования, разрабатывается программа сводки статистического мате­риала и решаются организационные вопросы:

а) цель и задачи исследования должны быть четко сформулированы; цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер, она формулируется ясно, четко, недвусмысленно; для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследова­ния:

б) необходимо изучить по данной теме литературу,

в) необходимо разработать организационный план,

г) разработка плана исследования,

д) необходимо составить программу исследования (наблюдения),

е) необходимо составить программу сводки полученных данных.

Организационный планпредус­матривает определение:

- места (административно-территориальных границ наблюдения),

- времени (конкретных сроков осуществления наблю­дения, проведения разработки и анализа материала),

- субъекта ис­следования (организаторов, исполнителей, методического и органи­зационного руководства, источников финансирования исследования).

Разработка плана исследования включает определение:

- объекта исследования (статистической совокупнос­ти);

- объема исследования (сплошное, несплошное);

- видов (текущее, прерывное, периодическое, единовременное);

- способов сбора статистической информации.

Объект исследования в статистике называют статистической совокупностью, которую определяют как группу относительно однородных элементов – единиц, объединенных вместе в границах  времени и пространства.

Статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения (рис. 2.).

ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ВЫБОРОЧНАЯ


Виды

совокупности

ЕДИНИЦА НАБЛЮДЕНИЯ


Структура

совокупности

УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИЗНАКИ


Характеристика

единиц

ФАКТОРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ
наблюдения

 

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ


 Требования

 к выборочной

КАЧЕСТВЕННАЯ
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ
 совокупности

 

 

                      Рис. 2. Структура статистической совокупности.

 

Различают два вида совокупности — генеральная и выборочная.

Генеральная совокупность — это группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью.

Выборочная совокупность — отобранная для исследования часть генеральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативна (представительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.

Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной совокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.

Репрезентативность качественная основана на законе вероятности и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризующих элементы выборочной совокупности по отношению к генеральной.

Объем статистической совокупности — это численность элементов совокупности, взятых для исследования.

Сроки и место (территория) проведения исследования — это составление календарного плана выполнения данного исследования по данному этапу на конкретной территории.

Виды наблюдения. Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:

§ по времени регистрации данных;

§ по полноте охвата единиц совокупности;

§ по способу получения сведений в ходе проведения и характеру его осуществления.

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

- текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Явление изучается за какой-то от­дельный период времени (неделю, квартал, год и т. д.) путем пов­седневной регистрации явления по мере возникновения каждого слу­чая (учет числа родившихся, у мерших, заболевших, в ыписанных из стационара). Так учиты­ваются быстро меняющиеся явления.

- прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

 - периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).

- единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения. Статистические данные собирают­ся на определенный (критический) момент времени (перепись населения, изучение физического развития детей, профилактические осмотры населения).

 Единовременная ре­гистрация отражает состояние явления на момент изучения, используется для изучения медленно меняющихся явлений.

Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования (характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара - текущее наблюдение или путем однодневной перепи­си больных, находящихся в стационаре - единовременное наблюдение).

По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

- сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Проводят с целью установления абсолютных размеров явления (общей численности населения, общего количества родившихся или умерших). Применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)

- несплошное (выборочное) наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимуществ перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат. Выборочное наблюдение- самый распространенный метод, сводится к исследованию некоторой спе­циально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода являет­ся получение результатов высокой степени надежности, а также зна­чительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, Кроме того он требует меньших затрат времени. В медицинской статистике роль и место выборочного метода осо­бенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления (изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделе­ний).






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: